Ленара Исхакова
Долгосрочный проект по развитию творческих способностей детей дошкольного возраста средствами технологии ТРИЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Тат. Каргалинская СОШ»
Проект
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ: «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ»
ТЕМА: «Раз словечко, два словечко…»
Срок реализации 05.09.22 – 19.05.23
Состав участников (дети, родители, педагоги)
Выполнила:
Исхакова Л. Т.
2023 год
Оглавление
Пояснительная записка… 3
Матрица проекта…. 4
Проектная карта…. 7
Используемая литература…. 13
Приложение… 14
Пояснительная записка
Актуальность
Темочки:
- Проекты творческие
- Проекты, проектная деятельность
- ТРИЗ. Проекты
- ТРИЗ. Теория решения изобретательских задач
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» август 2023
Проблема развития речевого творчества в системе образования подрастающего поколения в настоящее время все шире привлекает внимание философов, психологов, педагогов. С одной стороны общество ориентировано на потребность в творческих личностях, способных активно действовать, нестандартно мыслить, находить оригинальные решения любых жизненных проблем, с другой стороны в последние годы наблюдается резкое снижение уровня речевого развития дошкольников, которое является важным компонентом речевого творчества.
На сегодняшний день — образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем, поэтому еще на этапе становления речи детей родителям приходиться обращаться к дополнительным квалифицированным специалистам, таким как логопед, дефектолог и т. д.
Анализ ситуации в показал, что у детей старшего дошкольного возраста наблюдается снижение словарного запаса, недостаточное развитие связной, грамматически правильно построенной диалогической и монологической речи, несмотря на то, что целевые ориентиры (в соответствии со ФГОС ДО) на этапе завершения дошкольного детства должны быть следующими: ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности.
Таким образом, актуальной является проблема поиска оптимальных средств развития речи детей дошкольного возраста и их системного использования, на основе равноправного взаимодействия педагога и воспитанника, с учётом возрастных и индивидуальных особенностей развития последнего.
Такими средствами являются инновационные методы и приемы развития речи у дошкольников. Одной из таких технологий смело можно назвать технологию ТРИЗ – теорию решения изобретательных задач. Главное отличие технологии ТРИЗ от классического подхода к дошкольному развитию – это дать детям возможность самостоятельно находить ответы на вопросы, решать задачи, анализировать, а не повторять сказанное взрослыми.
Основной целью использования ТРИЗ – технологии в детском саду является развитие связной речи у детей в процессе игровой деятельности, а также развитие познавательных процессов детей (память, мышление, воображение) через использование игровых и развивающих упражнений.
Матрица проекта :
Название проекта : «Раз словечко, два словечко…»
Тема проекта : взаимодействие педагогов ДОУ, воспитанников дошкольного возраста и их родителей в вопросах развития творческих способностей детей средствами технологии ТРИЗ.
Проблемное поле проекта : Проблема развития речевого творчества недостаточное развитие связной, грамматически правильно построенной диалогической и монологической речи.
Педагогические технологии, методы и приемы, используемые при организации деятельности детей в рамках проекта
Триз технология. Игры. Беседы. Информационно-коммуникативные технологии (использование интернета в подготовке образовательной деятельности, использование проекционного оборудования)
Технология сотрудничества (ребята учатся вместе работать, учиться, творить, всегда быть готовыми прийти друг другу на помощь).
Художественное слово.
Цель: развитие мышления дошкольников, поисковой активности, стремления к новизне, развития речи и творческого воображения, с помощью использования приемов ТРИЗ технологий
Задачи:
Образовательные:
1. Обогащать активный и пассивный словарь детей, совершенствовать диалогическую и монологическую речь.
2. Повышать умственную активность: мышление, память, внимание, воображение.
3. Совершенствовать изобразительные навыки детей.
Развивающие :
1. Развивать социальный и эмоциональный интеллект детей, их эмоциональную отзывчивость, сопереживание, навыки доброжелательного общения и взаимодействия с взрослыми и сверстниками.
2. Развивать индивидуальность детей.
3. Развивать активность детей, как в самостоятельной, так и в совместно образовательной деятельности.
Воспитательные:
1. Воспитывать умение общаться в кругу сверстников и взрослых, учитывая правила общения (умение выслушать не перебивая ответы детей и т. д.)
Планируемые результаты
Личностные качества
расширение кругозора;
становление речи детей более образной, выразительной;
обогащение активного и пассивного словаря, усовершенствование монологической и диалогической речи;
усовершенствование изобразительных навыков;
развитие индивидуальности детей.
Интеллектуальные качества
формирование нестандартных и раскрепощенных ответов у детей;
формирование стремления к новизне, к фантазированию;
повышение умственной активности: памяти, внимания, мышления, воображения;
повышение уровня социального и эмоционального интеллекта детей, их эмоциональной отзывчивости, сопереживания.
Физические качества
формирование конструктивных навыков
умение использовать атрибуты, строительный материал
формирование ручной ловкости в процессе лепки
Содержание проекта
- План работы по содержанию проекта, разработка сценария развлечения
- Занятия, дидактические игры, творческая деятельность : аппликация, лепка, конструктивно- модельная деятельность, рисование.
- Деятельность каждой группы участников проекта по реализации содержания проекта (детей, родителей, коллег) подготовка к деятельности, самостоятельная работа с родителями, групповое обсуждение.
Дети
игровые упражнения, игры-говоломки, игры с элементами ТРИЗ;
развлечения, игровые тренинги;
сочинение загадок, рифмовок;
самостоятельны игры детей, сюжетно-ролевые, конструктивные, театрализованные;
рисование, лепка, аппликация - с использованием ТРИЗ
занятия с элементами ТРИЗ технологий.
Воспитатели групп
Подбор методической литературы по данной теме; разработка конспектов, дидактических игр;
подбор дидактических пособий, иллюстраций;
приготовление материалов для художественного творчества
консультирование, семинар - практикум, выступление.
Родители
консультирование, памятка, беседы о технологии ТРИЗ.
Описание продукта, полученного в результате проекта
Итоговое мероприятие развлечение «Прогулка в виде квест-игры с использованием триз-технологии»
Вид проекта – познавательно–исследовательский, творческий, групповой.
Состав участников
Дети подготовительной группы, родители воспитанников, воспитатели.
Основные виды деятельности детей, организуемых педагогами Месяцы
Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь Январь
1 ОД
«Что означают наши имена?»
Познаватель-ное развитие
29.11.
2 Наблюдения (экскурсии, прогулки) Прогулка в осенний парк «Как деревья готовятся к зиме» 11.10 Прогулка «Здраствуй, Зимушка - зима»
12.12.
3 Рассказывание Сочинение сказки с использованием приемов и методов ТРИЗ-технологий
27.09. Рассматривание картины с использованием триз-технологий 04.10. Составление загадок о дом. животных» Триз технология 22.12.
4 Экспериментирование Мозговой штурм задача: Надо быстро) охладить стакан с кипятком. Как быть? Требуется найти 10 реш.» 09.11 Проведение эксперимента «Реактивный шарик» 13.01
5 Чтение художественной литературы «Сказка на изнанку: Красная шапочка»
30.09. Заучивание стихотворения Е. Благининой
«Посидим в тишине» по мнемотаблице
18.10. Пересказ рассказа В. Бианки «Купание медвежат» 17.01
6 Игры «Хорошо – плохо»
20.09 «Что будет, если…»
11.10 «Что умеет делать?» 15.11. «Раньше – позже» 07.12 «Паровозик» 25.01
7 Просмотр видеоматериала М. ф. «Тризовские мультфильмы» 26.10 М. ф. «Умная дочка и Храбрец»
22.11
8 Рисование «Сирень» печатанье мятой бумагой
19.10. «Спаси букву от буквоеда» (дорисовка)
15.12
Аппликация Выставка поделок из разного материала «Здравствуй – зимушка зима» 23.12
Лепка «Вот ёжик – ни головы, ни ножек…»
19.09 Пластилино-
графия «Снежинка» 30.01
Основные виды деятельности детей, организуемых педагогами
Февраль Март Апрель Май
1 ОД
«Сокровища пиратов»
Интегрированное занятие
24.03 «Скоро в школу» Познавательное развитие 15.05.23
2 Наблюдения (экскурсии, прогулки) Прогулка в форме квест игры с использованием ТРИЗ
17.05.23
3 Рассказывание «Рассказывание по сюжетной картине «Зимние забавы» 14.02 Составление рассказа по серии сюжетных картин «Профессия»
03.04 Составление загадок по алгоритму 10.05
4 Чтение художественной литературы Н. Н. Носов «Фантазеры»
14.03
5 Экспериментирование «Солнечные зайчики» с зеркалами
10.03
6 Игры «Шумовые коробочки» 21.02 «Назови одним словом»
28.03 «Цепочка»
04.04. «Чем был – чем стал»
05.05.
7 Просмотр видеоматериала М. ф. «Сказка наизнанку» 27.04. М. ф. «Триз с котом Потряскиным»
12.05
8 Рисование «Снегирь на ветке»
09.02
Аппликация Аппликация «Открытка маме» 06.03.
Лепка Пластилино
графия «Рыбка в аквариуме» 19.04
Материально-технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта
Ноутбук
Проекционное оборудование
Фотоаппарат
Материалы для продуктивной деятельности детей
Планируемое время на реализацию проекта по этапам
Сентябрь 2022 - май 2023
№№ пп Этап Содержание деятельности Сроки
1 Поисковый Подбор и анализ литературного, иллюстративного, игрового, фото и видео материала по теме проекта.
Создание развивающей предметно-пространственной среды (РППС) группы. Разработка и изготовление вспомогательных пособий. 05.09-09.09. 2022
2 Аналитический
Анализ собранной информации и планирование практической деятельности по созданию продукта. 12.09-
16.09.
2022
3 Практический
Разработка ОД, беседы, картотеки игр с Триз - технологиями
Организация прогулок
Рассматривание картин, составление загадок по картинкам
Просмотр видеоматериалов
Рисование, лепка, аппликация
Дидактические игры
Экспериментирование
Разработка сценария развлечения «Прогулка в форме квест-игры с использованием ТРИЗ» 19.09.22 –
16.05.23
4 Презентационный Развлечение «Прогулка в форме квест-игры с использованием ТРИЗ 17.05
2023
5 Контрольный Анализ проведенных мероприятий по теме проекта, обобщение. 21.05.
2023
Организационные формы работы над проектом
№№ пп Формы работы Название / тема Сроки
1 Образовательная деятельность «Что означают наши имена?»
«Сокровища пиратов»
«Скоро в школу» 29.11.
24.03.
15.05.
2 Экспериментирование
Мозговой штурм, задача: «Надо быстро) охладить стакан с кипятком. Как быть? Требуется найти 10 решений»
Проведение эксперимента «Реактивный шарик»
«Солнечные зайчики»
09.11
13.01
10.03
3 Игры «Хорошо – плохо» (в режимные моменты)
«Что будет если…»
«Что умеет делать»
«Раньше – позже»
«Паровозик»
«Шумовые коробочки»
«Назови одним словом»
«Цепочка»
«Чем был – чем стал» 20.09
11.10
15.11
07.12
25.01
21.02
28.03
04.04.
05.05.
4 Самостоятельная работа детей Рисование на тему «Сирень» мятой бумагой
Лепка «Ежик»
«Спаси букву от буквоеда» (дорисовка)
Аппликация «Здраствуй зимушка -зима»
Лепка «Снежинка»
Рисование «Снегирь на ветке»
Пластилинография «Рыбка в аквариуме» 19.10
27.10
15.12
23.12
30.01
09.02
19.04
5 Взаимодействие с родителями Консультация для родителей
«Использование технологии ТРИЗ в детском саду и дома».
Памятка для родителей «В помощь родителям – развивающие игры ТРИЗ» 26.09.22
16.10.22
6 Взаимодействие с педагогами Консультация для воспитателей «Технология ТРИЗ в образовательной деятельности ОУ»
Семинар – практикум для педагогов Тема: «Развитие речевой активности детей дошкольного возраста посредством инновационных технологий» 22.09.22
31.01.23
7 Групповое обсуждение Чтение художественной литературы, обсуждение с использованием ТРИЗ-технологий
Форма проведения презентации
Развлечение - «Прогулка в форме квест-игры с использованием ТРИЗ»
Мероприятие проводится воспитателями и детьми подготовительной группы. Дети совместно с воспитателями на прогулке с помощью подсказок ищут задания – играют в подвижные и дидактические игры, разгадывают загадки, выполняют задания.
Используемая литература
Информационное обеспечение:
1. Альтшуллер, Г. С., Верткин, И. М. Как стать гением: Жизненная стратегия творческой личности. [Текст] / Г. С. Альтшуллер, И. М. Верткин— Минск: «Беларусь», 1994.
2. Березина,В. Г., Викентьев, И. Л., Модестов, С. Ю. Детство творческой личности : Встреча с чудом. Наставники. Достойная цель. [Текст] / В. Г. Березина, И. Л. Викентьев, С. Ю. Модестов — Санкт-Петербург: Изд. Буковского, 1995.
3. Викентьев, И. Л., Кайков, И. К. Лестница идей: Основы ТРИЗ в примерах и задачах. [Текст] / И. Л. Викентьев, И. К. Кайков,— Новосибирск, 1992.
4. Гин, А. А. Задачки-сказки от кота Потряскина. [Текст] / А. А. Гин — М. : «Вита-Пресс», 2002.
5. Гин, С. И. Мир фантазии: Методическое пособие для учителей 2-3 классов. [Текст] / А. А. Гин — М. : «Вита-Пресс», 2002.
6. Гин, С. И. Мир логики: Методическое пособие для учителей 3-4 классов. [Текст] / А. А. Гин — М. : «Вита-Пресс», 2001.
7. Клеймихина, Т. В., Крейнина, С. А. От Незнайки до. [Текст] / Т. В. Клеймихина, С. А. Крейникова— Санкт-Петербург: «Акцидент», 1996.
8. Мурашковская, И. Н., Валюмс, Н. П. Картинка без запинки: Методика рассказа по картинке. [Текст] / И. Н. Мурашковская, Н. П. Валюмс— Санкт-Петербург: ТОО «ТРИЗ-ШАНС», 1995.
9. Нестеренко, А. А. Страна загадок. [Текст] / А. А. Нестеренко— Ростовский университет, 1993.
10. Трифонов, Д. Н. Сборник задач из НФЛ: 43 задачи для развития воображения. [Текст] / Д. Н. Трифонов— Санкт-Петербург: ТОО «ТРИЗ-ШАНС», 1995.
11. Чернихович, Е. Винни-Пух решает вслух: Картотека сказочных задач. [Текст] / Е. Чернихович— Гомель: «Сож», 1995.
12. Шустерман, З. Г. "Новые приключения Колобка".[Текст] / З. Г. Шустерман — М. : «Педагогика-Пресс», 1993.