Олеся Пшенникова
Проект «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через организацию мини-музея в группе»
▼ Скачать + Заказать документы
Паспорт проекта
Наименование Проекта Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через организацию мини-музея в группе
Основные разработчики Пшенникова О. С., воспитатель МБДОУ «ЦРР-д/с №7 «Звездочка»
Основная цель Проекта Создание мини-музея в группе.
Задачи Проекта
1. Расширять знания детей об окружающем мире, кругозор детей, словарный запас.
2. Развивать познавательную активность, творческие способности, воображение, фантазию, коммуникативные навыки.
3. Обогащать РППС
Публикация «Проект „Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через организацию мини-музея в группе“» размещена в разделах
- Мини-музеи в детском саду
- Музеи в ДОУ: проекты, планирование, программы
- Музейная педагогика в детском саду
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Социализация и воспитание детей. Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» март 2023
4. Привлекать родителей к активному участию в обогащении экспонатов мини-музея.
Сроки и этапы реализации I этап — подготовительный
II этап — основной
III этап — заключительный
Ожидаемые результаты • У детей появится интерес к музеям и выставкам.
• Дети будут знать о размещенных экспонатах в мини-музее, их историю происхождения, назначение, пользу.
• Активное участие родителей в создании и оформлении мини-музея, совместной с ребенком познавательной и творческой деятельности.
• Мини-музей пополнится новыми экспозициями, экспонатами.
• Дети будут знать правила поведения в музее (карточки).
• Пополнение РППС.
Прекрасный мир вещей создан был веками
Хранит их каждый дом, а может быть музей
Учитесь рисовать и создавать руками
Все то, что может радовать друзей
Актуальность
Мини-музей в ДОУ может стать сегодня самым совершенным институтом воспитания, ведь современные музеи в детских садах представляют ценность не только музейными экспозициями и наличием экспонатов, но, прежде всего, содержанием проводимой воспитательной работы с детьми. Конечно, в условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому их и назвали «мини-музеями». Но в создании мини –музея в детском саду есть свои преимущества, дети чувствуют свою причастность к мини-музею : они участвуют в обсуждении его тематики, приносят из дома экспонаты. В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музеях не только можно, но и нужно! Их можно посещать каждый день, самому менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. В обычном музее ребенок — лишь пассивный созерцатель, а здесь он — соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Каждый мини-музей — результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей. Поэтому возникла необходимость создания мини – музея в группе.
Цель: Создание мини-музея в группе.
Задачи:
1. Расширить знания детей об окружающем мире.
2. Развивать познавательную активность, творческие способности, воображение, фантазию, коммуникативные навыки.
3. Расширять кругозор детей, словарный запас.
4. Привлекать родителей к активному участию в обогащении экспонатов мини-музея.
Участники проекта :
• Дети;
• Воспитатели группы;
• Родители группы.
Расположение: мини-музей расположен в групповой комнате на стеллаже или подоконнике.
Методы работы с детьми:
• Словесные (рассказ, беседа, использование пословиц, загадок, сказок, чтение художественной литературы).
• Наглядные (использование экспонатов, просмотр фотографий, рисунков, иллюстраций, презентаций, видеороликов и т. д.).
• Практические (упражнения в проговаривании, звукоподражание, имитация действий, изготовление атрибутов).
• Игровой (игры-драматизации-инсценировки, дидактические, настольные, подвижные).
Проект ориентирован на детей от 3 до 7 лет.
Сроки реализации: 3 года
Ожидаемый результат:
• У детей появится интерес к музеям и выставкам.
• Дети будут знать о размещенных экспонатах в мини-музее, их историю происхождения, назначение, пользу.
• Активное участие родителей в создании и оформлении мини-музея, совместной с ребенком познавательной и творческой деятельности.
• Мини-музей пополнится новыми экспозициями, экспонатами.
• Дети будут знать правила поведения в музее. (карточки)
Реализация поставленных задач проходит в несколько этапов.
I этап - подготовительный сентябрь-октябрь 2022
• Сбор материала, изучение литературы.
• Определение тематики мини-музея.
• Составление плана проведения занятий в мини-музее.
• Оформление стенда для родителей с информацией по проведению данного проекта «Мини музей».
• Оформление мини-музея.
• Привлечение родителей к активному участию.
II этап – основной ноябрь 2022- апрель 2023
• Составление конспектов музейных занятий, бесед, презентаций, альбомов и др.
• Рассматривание иллюстраций.
• Создание экспозиций в мини-музее «Елочная игрушка», «Снеговики», «Мир олонхо», «Музей Времени»
• Беседы, чтение пословиц и поговорок, дидактические игры и др.
• Аппликация, рисование, лепка, раскрашивание шаблонов.
• Родители – изготовление из подручного материала экспонатов снеговиков
• Проведение музейных занятий в мини-музее ДОУ.
III этап – завершающий
• Семинар для родителей «Мини музей в ДОУ как часть духовно-нравственного развития дошкольников».
• Обобщение и распространение опыта работы по проекту.
• Проведение итогового мероприятия: Проведение развлечений «День рождение снеговика», викторины «Какие бывают часы?», вечер загадок «Про новый год» и другие мероприятия.
• Мониторинг знаний детей о музее.
Список используемой литературы:
1. Рыжова Н. А. Мини-музей в детском саду/ Рыжова Н. А., Логинова Л. В., Данюкова А. И. , - М: Линка-Пресс, 2008. 256 с., илл.
2. 1. Чумалова Т., Музейная педагогика для дошкольников/ Т. Чумалова – Дошкольное воспитание, 2007 №10;
3. Панкратова Т. Н., Чумалова Т. В. Занятия и сценарии с элементами музейной педагогики для младших школьников: Первые шаги в мир культуры: Учеб. –метод. пособие. -М. :Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002.-160 с. : ил. - (Воспитание и доп. Образование детей).
4. Тихонова О. Г. Дошкольнику о музейной культуре : Методическое пособие для воспитателей, педагогов ДОУ и родителей. – М. : АРКТИ, 2006. -80 с: (Развитие и воспитание)
5. Пантелеева Л. В. Музей и дети. – М. : Изд. Дом «Карапуз», 2000.- 256 с.
Приложение 1
Мониторинг знаний детей о музее
1. Что такое музей?
2. Были ли вы в музее?
3. Для чего он нужен?
4. Что такое экспозиция и экспонат?
5. Правила поведения в музее?
При распределении детей по уровню сформированности представлений о музее учитывалось следующее:
• «Знают хорошо»
Знает, был в музее, имеет соответствующий словарь. Имеет представление об экспонатах и экспозициях музея. Знает правила поведения в музее.
• «Знают недостаточно»
Может сказать, что такое музей, но испытывает затруднения при ответе на вопрос для чего он нужен и что такое экспозиция; недостаточно знает правила поведения в музее.
• «Знают очень мало»
Затрудняется в точном ответе на вопрос, что такое музей, что такое экспозиция и экспонат, для чего нужен музей. Не знает правила поведения в музее.