Лучший педагог года

Проект «Нравственно-патриотическое воспитание через ознакомление детей с историей родного края». Часть 1

Ольга Тарасенко
Проект «Нравственно-патриотическое воспитание через ознакомление детей с историей родного края». Часть 1
▼ Скачать + Заказать документы

База внедрения проекта : Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №6 Улыбка» г. Пролетарска Пролетарского района Ростовской области

Участники : Воспитатели, дети старшего дошкольного возраста, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, педагог-психолог, учитель- логопед, родители.

Вид проекта :

по направленности: нравственно-патриотический, познавательно-речевой, информационно-творческий.

по продолжительности: долгосрочный (сентябрь2020- май 2021г);

Публикация «Проект „Нравственно-патриотическое воспитание через ознакомление детей с историей родного края“, Часть 1» размещена в разделах

по количеству участников : коллективный.

Интеграция проекта реализуется по следующим направлениям:

– социально-личностное;

познавательное ;

– речевое;

– художественно-эстетическое;

– физическое.

Проблема: поиск эффективных путей для формирования духовно- нравственных качеств посредством использования регионального компонента.

Актуальность проекта :

Дошкольное детство – важнейший период становления личности человека, когда закладываются нравственные основы гражданских качеств, формируются первые представления детей об окружающем мире, обществе и культуре. Понимание Родины у дошкольников тесно связано с конкретными представлениями о том, что им близко и дорого. Начинается оно с восхищения тем, что видит перед собой ребенок, чему он изумляется, и что вызывает отклик в его душе: это и город, в котором он живет, и улица, на которой стоит его дом, и деревце под окном, и пение птички. И, хотя многие впечатления еще не осознанны ребенком глубоко, но они пропущены через детское восприятие, а потому играют огромную роль в становлении личности патриота.

Знакомство детей с родным краем, с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь. И действительно, как не велика наша страна, человек связывает свое чувство любви к ней с теми местами, где он родился, вырос, с улицей, по которой ходил не раз, с двориком, где посадил первое деревце. Мы считаем, что метод проекта позволяет детям усвоить сложный материал через совместный поиск решения проблемы, тем самым, делая познавательный процесс интересным мотивационным.

Воспитывать патриотизм нужно с раннего детства. В настоящее время предлагается много путей и способов, но нельзя забывать о том, что патриотизм формируется у каждого ребенка индивидуально. Он связан с духовным миром человека, его личными переживаниями. И задача педагогов, родителей сделать так, чтобы эти переживания были яркими, незабываемыми. Начиная работу по патриотическому воспитанию, педагог сам должен знать природные, культурные, социальные, экономические особенности региона, где он живет. Он должен продумать, о чем рассказать детям, особо выделив, характерное только для данной местности, доступно показать связь родного города или села со всей страной. А самой главное, необходимо, чтобы педагог любил Родину, свой край, город, село и всегда помнил слова академика Д. С. Лихачева: «Чувство любви к Родине нужно заботливо выращивать, прививая духовную оседлость, так как без корней в родной местности, стороне, человек похож на иссушенное растение перекати – поле».

Мы живем и работаем на Донской земле. Наш край богат своими обычаями, традициями, его населяют многочисленные народы.

На протяжении долгих лет в нашем учреждении решается важная задача по приобщению детей к истории и культуре Донского края, развитию ценностного отношения к миру и воспитанию будущего гражданина – патриота своей Родины, достойного сына и дочери своей семьи.

Таким образом, значение регионального компонента в изучении дошкольниками истории края и нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Видимо, это закономерно, поскольку чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножить богатство своей страны. Таким образом, я решила, что ведущим направлением моей педагогической деятельности будет являться нравственно- патриотическое воспитание и тема моего педагогического опыта работы: «Нравственно- патриотическое воспитание через ознакомление детей с историей родного края».

Общаясь с семьями воспитанников, мною было выявлено, что многие родители не уделяю должного значения патриотическому воспитанию своих детей.

Проведя диагностическую беседу с воспитанниками нашей группы, я отметила для себя, что у многих из ребят недостаточно сформированы культурологические знания, выявились низкие результаты по следующим разделам освоения программы:

- представление о донском крае, своем населенном пункте, проявление любознательности;

- представление детей о природе родного края, о взаимодействии человека и природы;

- проявление нравственных качеств во взаимодействии с природой, социальным окружением, соблюдение норм и правил поведения и деятельности в природе;

- познавательный интерес детей к истории, к традициям родного края, желание активно её изучать.

Всё это меня подтолкнуло к поиску и применению в патриотическом воспитании инновационных подходов для формирования духовно- нравственной культуры у детей старшего дошкольного возраста.

Философы и педагоги прошлого (Н. А. Бердяев, И. А. Ильин, .В. Зеньковский, К. Д. Ушинский и другие) рассматривали личность, прежде всего, в её духовно-нравственном аспекте. Н. А. Бердяев писал, что русские люди должны жить в ладу со своей совестью, с православными патриотическими традициями предков.

Известный русский философ И. А. Ильин отмечал, что духовность человека предполагает существование в его душе веры, совести, верности, любви и патриотизма. Он считал, что в будущем перед новой, демократической Россией встанет важнейшая задача - выработать новую систему национального воспитания, от чего будет зависеть её историческая судьба.

В многочисленных исследованиях подчёркивается, что важным условием развития духовной личности ребёнка дошкольного возраста, освоения им опыта является взаимодействие (сотрудничество) детского сада и семьи (А. В. Пересыпкина, О. К. Харитонова, Р. И. Киркос). Результативность такого взаимодействия, по мнению педагогов, в значительной степени определяется характером поведения самих взрослых и их готовность к совместной целенаправленной деятельности по формированию духовно-нравственного потенциала личности дошкольника, которое будет активнее при выстраивании воспитательного процесса на основе отечественной культуры.

Большое значение в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников имеют программы, направленные на становление начал патриотических качеств, через приобщение детей к истокам народной культуры.

Основополагающим фактором воспитания патриотизма является национально - региональный компонент. Чтобы целенаправленно, в системе, вести эту работу с дошкольниками, в 2005 году научный творческий коллектив педагогов Ростовского педагогического института в составе Р. М. Чумичевой, к. п. н., профессора, О. Л. Ведмедь, к. п. н., доцент, и Н. А. Платохиной, к. п. н., доцент, разработали для дошкольных работников программу по реализации регионального компонента «Родники Дона».

Программа духовно – нравственного воспитания дошкольников ориентирована на развитие духовно – нравственного потенциала ребенка на интегрированной основе с учетом условий, обеспечивающих гармонию человека со своим внутренним миром, природой и социумом.

Программа «Юный эколог».

Одной из первых в 90-х годах появилась программа С. Николаевой "Юный эколог", созданная на основе собственной Концепции экологического воспитания дошкольников. «Юный эколог» - программа, направленная на формирование начал экологической культуры у детей 2-7 лет в условиях детского сада.

Экологический подход в ознакомлении детей с природой строится на главной закономерности природы - приспособлении живых организмов к среде обитания.

Основные компоненты программы:

передача ЗНАНИЙ об окружающем мире

формирование ОТНОШЕНИЯ к природе.

Разработана Н. А. Рыжовой (доктор педагогических наук). Программа «Наш дом - природа». Основная цель экологической программы «Наш дом - природа»воспитание с первых лет жизни гуманной, социально-активной, творческой личности, способной понимать и любить окружающий мир, природу и бережно относиться к ним.

Немаловажную роль в формировании у дошкольника духовно- нравственных ориентаций играет национально-региональный компонент.

Неоценимую помощь в работе оказали следующие пособия: Соломенникова О. А. Занятия по формированию элементарных экологических представлений; Кондрыкинская Л. А, Занятия по патриотическому воспитанию в д/с/, Майданкина Н. Ю. Войди в мир игры. Формирование у детей дошкольного возраста социальных навыков.

С учетом изученного, мной была поставлена цель проекта - разработать систему патриотического воспитания для формирования духовно-нравственного потенциала у детей старшего дошкольного возраста.

В ходе реализации данной цели, решаются следующие задачи:

Развитие у дошкольников ценностного отношения к культуре и истории родного края;

Создание обогащённой предметно – пространственной среды, способствующей развитию социальных и психологических качеств личности дошкольника в различных видах деятельности;

Совершенствование профессионального мастерства педагогов во взаимодействии с родителями воспитанников;

Развитие эмоционально – эстетической сферы ребенка в процессе восприятия музыкальных, литературных, архитектурных, изобразительных произведений искусства родного края;

Перед собой я поставила следующие задачи:

- изучить и внедрить в образовательный процесс с детьми старшего дошкольного возраста эффективные современные технологии по патриотическому развитию детей старшего дошкольного возраста;

- организовать предметно-развивающую среду, стимулирующую формирования нравственно- патриотических качеств у детей;

- оптимизировать взаимодействие участников образовательного процесса для достижения эффективных результатов по обозначенной теме опыта;

- выявить эффективность реализации технологии развивающего обучения для формирования духовно-нравственных качеств у старших дошкольников в процессе патриотического воспитания.

Новизна проекта состоит в создании системы использования традиций отечественной культуры во взаимодействии детей, педагогов ДОУ, родителей, направленного на формирование духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста.

Ожидаемый результат: Дошкольники будут знать:

• Особенности природы родного края (характерные признаки сезонов, типичных представителей животного и растительного мира, полезные ископаемые, охраняемые растения).

• Наиболее важные исторические события истории родного города и края.

• Символику города и края.

• Писателей и поэтов города и края, их творчество.

• Национальный состав края, обычаи, игры, виды жилищ, предметы быта, элементы народного творчества.

Дошкольники будут уметь:

• Вести самостоятельные наблюдения в природе.

• Узнавать изученные растения и животных.

• Работать с элементами народного творчества.

• Применять игры Донских казаков для организации собственного досуга.

• Применять полученные знания о своей малой Родине в добрых делах и поступках города.

• Творчески мыслить и рассуждать.

План реализации проекта :

1. Организационный этап

Август

2020 г.

Изучение нормативной базы по данному направлению, теоретическое осмысление проекта, анализ условий ДОУ, подбор диагностического инструментария, консультаций для родителей, педагогов ; пополнение библиотеки методической литературы, подбор дидактического материала, разработка перспективно-тематического планирования организации экскурсий с детьми старшего дошкольного возраста.

сентябрь 2020г.

Внесение дополнений и изменений в рабочую программу.

октября 2020г.

Подготовка развивающей среды, дидактического материала, подборка картотеки народных казачьих игр.

2 этап -Основной, практический,

Октябрь 2020- апрель 2021г

Октябрь 2019:

Образовательная деятельность с воспитанниками :

«Край, в котором ты живешь. История донской земли»

Цель: формировать представление о ценности человека в истории Донского края. Знакомить с многообразием народного донского фольклора, устным народным творчеством.

Викторина «Воспитание казачат».

Цель: познакомить детей с обрядами и традициями в воспитании мальчиков и девочек в казачьих семьях.

Развлечение «Покров»

Цель: систематизировать знания детей о казачьих праздниках; создать эмоциональное настроение

Совместная деятельность родителей и детей :

Семинар-практикум по совместному изготовлению атрибутов и костюмов к праздничным мероприятиям.

Работа с педагогами:

Консультация для педагогов: «Духовно- нравственное воспитание на культурных традициях своего народа».

Ноябрь 2020:

Просмотр презентации «Люби и знай Донской край»

Цель: познакомить детей с разнообразием растительного мира Донского края, показать его пользу для людей и животных, необходимость его охраны.

Выставка декоративной посуды -«Семикаракорская посуда»

Цель: Развитие художественного творчества дошкольников на основе знакомства с народным искусством Семикаракорского промысла.

Создание фотоальбомов: «Птицы донского края», «Рыбы донских рек», «Растительность родного края»

Цель: Воспитывать бережное отношение к природе Донского края.

Экскурсия эстетического характера «Золотые краски осени»

Цель: помочь ребёнку научиться воспринимать красоту природы и развивать культуру его чувств.

Организация творческой выставки: «Осенний парк»

Цель: формировать средствами изобразительного искусства чувство любви к родному краю.

Совместная деятельность родителей и детей :

Организация выставки декоративно- прикладного творчества «Красота родного края».

Работа с педагогами:

Консультация «Роль регионального компонента в духовно- нравственном воспитании дошкольников». Круглый стол «Люби и знай Донской край».

Декабрь 2020 :

Образовательная деятельность с воспитанниками :

«Донская природа» (интегрированное занятие)

Цель; познакомить с жизнью казаков на Дону, что жизнь напрямую связана с природой Донскою края : строительный материал для построек, питание растительной и животной пищей, пастбища для выгулки скота и т. д.

.Роспись в стиле Семикаракорского промысла (декоративное рисование)

Цель: освоение техники рисования элементов узора Семикаракорской росписи.

Литературный досуг "Сказки Тихого Дона"

Учить детей пересказывать, небольшие сказки, с опорой на иллюстративный материл, выразительно передавать прямую речь персонажей, отвечать на вопросы по содержанию произведения.

Совместная деятельность родителей и детей :

Привлечение родителей к организации тематической выставке книг

Рекомендации «Как знакомить ребенка с родным краем»

Работа с педагогами:

Доклад на тему:

«Патриотическое воспитание подрастающего поколения на основе приобщения к культуре казачества».

Публикации по теме:

Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с природой родного края из опыта работыОзнакомление детей старшего дошкольного возраста с природой родного края из опыта работы Кому как не детям дошкольного возраста близок и понятен мир природы. Дети всегда и везде в той или иной форме соприкасаются с природой.

Опыт работы «Нравственно-патриотическое воспитание детей»Опыт работы «Нравственно-патриотическое воспитание детей» Презентация "Нравственно - патриотическое воспитание детей". 1 слайд Нравственно - патриотическое воспитание детей является одной из основных.

Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возрастаНравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста «Если у тебя планы на год— посей зерно, Если на десятилетия— посади дерево, Если на века— воспитай детей» Мир ребенка—это его дом, семья,.

Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста. Нравственно-патриотический центрНравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста. Нравственно-патриотический центр Воспитание любви к родному краю основа нравственно-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста. Нравственно-патриотический.

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. Проект «День Победы»Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. Проект «День Победы» Цель проекта: воспитание патриотизма у старших дошкольников, чувства гордости за подвиг нашего народа в Великой Отечественной войне. Задачи.

План по самообразованию «Экологическое воспитание дошкольников через ознакомление с природой родного края»План по самообразованию «Экологическое воспитание дошкольников через ознакомление с природой родного края» Актуальность Живая природа – это интересный, сложный и удивительный мир. Природа является источником первых знаний и радостных переживаний,.

Проект «Нравственно-патриотическое воспитание детей через формирование интереса и любви к животному миру Крыма»Проект «Нравственно-патриотическое воспитание детей через формирование интереса и любви к животному миру Крыма» Актуальность проекта заключается в том, что знания современных детей о живой природе окрестностей города Севастополя, о животном мире.

Проект «Нравственно-патриотическое воспитание» (первая младшая группа) Тип проекта: педагогический. Продолжительность : апрель-май. Участники проекта: дети первой младшей группы, воспитатели группы, родители.

Проект «Воспитание патриотизма, приобщение к истории и культуре родного края через музыкально-художественную деятельность»Проект «Воспитание патриотизма, приобщение к истории и культуре родного края через музыкально-художественную деятельность» Предлагаю вашему вниманию педагогический проект для детей старшего дошкольного возраста. Данный проект – это начальная ступень патриотического.

Опыт работы ДОУ «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через взаимодействие субъектов образовательных отношений»Опыт работы ДОУ «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через взаимодействие субъектов образовательных отношений» Понятия нравственности и патриотизма тесно связаны друг с другом. Нравственность включает честность, верность, долг, уважение. Это внутреннее.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Нравственно-патриотическое воспитание через ознакомление детей с историей родного края». Часть 1
Опубликовано: 1 апреля 2021 в 18:50
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект «Нравственно-патриотическое воспитание через ознакомление детей с историей родного края». Часть 1» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Тарасенко в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД