Ираида Иванова
Проект «Никто не забыт, ничто не забыто»
▼ Скачать + Заказать документы
«Никто не забыт, ничто не забыто»
Муниципальное автономное дошкольное образовательное
учреждение детский сад № 40 г. Липецка
Проект
«Никто не забыт, ничто не забыто…»
Разработала:
воспитатель Иванова И. Л.
Тип проекта : информационно – поисково - исследовательский, творческий.
Продолжительность: краткосрочный (с 01.05.2018 г. по 08.05.2018 г.).
Участники проекта : дети старшей комбинированной группы,
воспитатели, родители.
Актуальность проблемы:
Публикация «Проект „Никто не забыт, ничто не забыто“» размещена в разделах
Люди! Покуда сердца стучатся,— помните!
Какою ценой завоевано счастье,—
пожалуйста, помните.
Встречайте трепетную весну, люди Земли.
Убейте войну, прокляните войну, люди Земли!
Мечту пронесите через года
и жизнью наполните.
Но о тех, кто уже не придет никогда,—
заклинаю,— помните.
Р. Рождественский
Без памяти о Великой Отечественной войне, о великой Победе в этой войне, немыслимы ни достоинство России, ни гуманизация российского общества, ни гуманитаризация российского образования, потому что Великая Отечественная война - это духовный подвиг наших отцов, дедов, матерей и бабушек, многие из которых продолжают еще жать рядом с нами, - подвиг, без которого не было бы ни нас с вами, ни России.
Россия – государство с многовековой историей. Красота русской природы и ее богатство всегда требовали защиты и подвига. Образ Родины закладывается в человеке с самого детства и сохраняется на всю жизнь. Мы педагоги должны помочь детям увидеть нашу Отчизну и почувствовать себя частью России.
Воспитание патриотизма у детей дошкольного возраста означает воспитание привязанности к малой Родине, понимания и признания элементов исторического и культурного наследия своей страны, что в будущем становится основой для формирования гордости, любви и уважения к Отчизне. Это отмечено в Концепции патриотического воспитания граждан Российской Федерации: «Система образования призвана обеспечить… воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость».
Авторы современных образовательных программ выделяют задачу расширения социальной компетентности детей в вопросах общественной значимости всенародного праздника дня Победы (Евдокимова Е. С., Коломийченко Л. В, Парамонова Л. А. и др.). В доступных для детского возраста границах, подчеркивают важность знакомства дошкольников с тем, что война это всегда трагедия и горе для людей. В то же время детям важно учиться восхищаться мужеством и героизмом народа, защитившего свою Родину; переживать свою сопричастность с далекими событиями истории, ощущать радость Великой Победы, гордость за свое Отечество.
В решении этой задачи сегодня важная роль должна быть отведена дошкольному образованию, так как именно в дошкольном возрасте формируется основные нравственные качества ребенка. В связи с этим перед педагогами дошкольного образовательного учреждения стоит задача формирования у детей гражданственности, чувства любви и гордости за свою Родину через построение оптимальной педагогической системы, направленной на формирование гражданско-патриотических качеств дошкольников с использованием современных мультимедийных технологий. Одним из наиболее эффективных методов патриотического воспитания является проектная деятельность, позволяющая создать естественную ситуацию общения и практического взаимодействия детей и взрослых.
Проект «Никто не забыт, ничто не забыто» направлен не только на создание условий для формирования представлений детей об истории Российского государства в годы Великой Отечественной войны, но также он призван дать детям возможность отразить свои представления об этих событиях в разных видах деятельности. Идея проекта такова : на основе поисково-исследовательской деятельности развивать желание детей узнать, как можно больше об истории страны и города во время Великой Отечественной войны.
Тема проекта достаточно актуальна на современном этапе социальной действительности. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования называет одним из основных принципов дошкольного образования: приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.
Цель проекта : развитие у старших дошкольников гражданской позиции, патриотических чувств, любви к Родине на основе расширения представлений детей о победе защитников Отечества в Великой Отечественной войне.
Задачи:
обобщить и расширять знания детей об истории Великой Отечественной войны;
обобщить и расширять знания о героях Великой Отечественной войны и о подвигах юных героев, о боевой технике;
раскрыть значение победы советского народа в Великой Отечественной войне;
продолжать развивать творческие способности в рамках реализации проекта;
продолжать расширять сотрудничество с родителями воспитанников;
способствовать формированию чувства гордости за свой народ, его боевые заслуги;
воспитывать уважение к ветеранам Великой Отечественной войны и всем защитникам Родины, памяти павших бойцов.
Предполагаемый результат:
Дети:
имеют знания о легендарном прошлом нашей Родины;
имеют представления о военных профессиях, о родах войск, военной технике;
знакомы с произведениями поэтов, писателей и художников на военную тематику;
владеют расширенным словарным запасом;
имеют представление о памятных местах родного города;
имеют представление о земляках-героях, детях-героях, героях своей семьи;
толерантны, испытывают уважение к защитникам Родины, ветеранам и чувство гордости за свой народ, свою Родину.
Родители:
обогащение родительского опыта приемами взаимодействия и сотрудничества с ребенком в семье;
активные и заинтересованные участники проекта,
ориентированы на развитие у ребенка потребности к познанию, общению со взрослыми и сверстниками, через совместную проектную деятельность;
повышение педагогической компетентности родителей.
Роль родителей в реализации проекта : активное участие в познавательно-исследовательской, художественно-эстетической деятельности ребенка, беседах, наблюдениях, экскурсиях, практических занятиях.
Участие специалистов в реализации проекта : разучивание песен на военную тематику, «Наследники Победы», «Вечный огонь», «Мир – это детство».
Продукт проектной деятельности :
выставка детских рисунков «Война глазами детей», «Этот День Победы»;
выставка поделок (совместно с родителями) ;
литературно-музыкальный праздник «День Победы»;
презентации «Дети – герои Великой Отечественной войны»; «Пайка Блокадного хлеба», проекта «Никто не забыт, ничто не забыто»;
возложение цветов к памятнику Солдату в Парке Победы.
Основная часть
1. Подготовительный этап
определение темы, целей и задач, содержание проекта, прогнозирование результата;
подбор литературных произведений о войне;
подбор фотографий, плакатов, видеофильмов (для детей) на военную тематику;
разработка цикла бесед о Великой Отечественной войне, о героях Липецкого края;
обращение к специалистам.
2. Основной этап реализации проекта :
проведение цикла бесед с просмотром презентаций «Почему война называется Великой Отечественной», «Дети и война», «Великая Отечественная война», «Победа», «Праздник Победы», «О городах-героях», «Памятник советскому солдату в Трептов-парке в Германии»;
рассматривание фотографий и иллюстраций на военную тематику и обсуждение;
чтение художественной литературы о Великой Отечественной войне;
изображение военных событий в изодеятельности «Праздничная открытка «С Днем Победы!», «Самолеты в небе», «Праздничный салют», «Георгиевская ленточка», «Священная война»;
лепка «Военная техника», «Пограничник с собакой»;
аппликация «Наши корабли», «Я служу Отчизне»;
квилинг «Голубь мира», «Гвоздики»;
разучивание стихотворений о войне, о Победе, о мире;
дидактические игры «Подбери картинку», «Воину-солдату свое оружие», «Колесо истории», «Чья форма», «Что изменилось?», «Военный транспорт», «Ордена и медали»; сюжетно-ролевые игры «На границе», «Мы – военные», «Моряки», «Летчики», «Госпиталь»; «Связисты», «Разведчики»; подвижные игры «Разведка», «Попади в цель», «Встречные перебежки», «Меткий стрелок»;
проведение цикла ОД: «900 блокадных дней», «Наша Победа», «Вспомним те дни…», «Чтобы помнили…», «Этот День Победы», «Эхо войны».
3. Презентационно-завершающий
презентация проекта «Никто не забыт, ничто не забыто»;
фотовыставка «Ты же выжил, солдат…»;
выставка продуктов детской (совместно с родителями) деятельности «И помнит мир спасенный…»;
литературно-музыкальный праздник «День Победы»;
возложение цветов к памятнику Солдату в Парке Победы.
Необходимые условия реализации проекта :
интерес детей и родителей;
методические разработки;
интеграция со специалистами детского сада.
Формы и методы работы с детьми:
наблюдения;
экскурсии;
беседы;
развитие речи;
ознакомление с художественной литературой на военную тематику;
игры: дидактические, сюжетно-ролевые, настольные, подвижные;
наглядная пропаганда;
самостоятельная деятельность детей;
проблемные ситуации, поиск ответа на вопрос «Кто такой герой?»;
конкурс чтецов «Вспоминают наши деды…»;
совместное выполнение заданий детьми и родителями.
Материально-технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта :
подбор художественной литературы по темам «Великая Отечественная война», «Герои – земляки»; «Дети – герои Великой Отечественной войны»;
подбор наглядного материала (иллюстрации, фотографии);
подготовка разного вида наглядного материала;
дидактические игры;
атрибуты для сюжетно-ролевых игр, подвижных игр;
выставка книг, фотографий, рисунков, поделок;
ноутбук, стереомагнитола;
видеофильмы о войне;
записи: «Сообщение Левитана о начале войны», песни военных лет; «Реквием» в исполнении Р. Рождественского, «Ленинградская симфония» Д. Шостаковича;
создание условий для проведения литературно-музыкального праздника «День Победы».
Советы и рекомендации: проект можно использовать для детей подготовительной к школе группы и учащихся 1-2 классов.
Литература:
1. Александрова Е. Ю. «Система патриотического воспитания в ДОУ», - Волгоград: Учитель, 2007.
2. Алешина Н. В. «Патриотическое воспитание дошкольников», - М. : ЦГЛ, 2004.
3. Алябьева Е. А. «Нравственно-эстетические беседы и игры с дошкольниками», - М. : ТЦ «Сфера», 2004.
4. Васильченко Н. Р. «Нравственно-патриотическое воспитание средствами музейной педагогики», - Дошкольная педагогика, - 2009, № 5.
5. Гурина Т. Ф. «Патриотическое воспитание в условиях современного дошкольного образовательного учреждения» (Электронный ресурс).
6. Данилина Г. Н. «Дошкольнику – об истории и культуре России», - М., Аркти, 2005.
7. «Дети военной поры» (Вторая мировая, Вов). Для дошкольников и младших школьников (5 – 7 лет). (Электронный ресурс).
8. Журавлева В. Н. «Проектная деятельность старших дошкольников», - Волгоград: Учитель, 2011.
9. Киселева Л. С., Данилина Т. А. «Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения», - М. : 2006.
10. Ковалева Г. А. «Воспитание маленького гражданина», - М. : Аркти, 2005.
11. Кондрыкинская Л. А. «Дошкольникам о защитниках Отечества», - М. : ТЦ «Сфера», 2006.
12. Короткова Н. «Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников», «Ребенок в детском саду», 2003, № 5.
13.«Поговори с ребенком о войне, или как дошкольнику о Великой Отечественной войне рассказать?» (Электронный ресурс).
14. Тематические коллекции: «День Победы» (Электронный ресурс).
15. Чумалова Т. «Живой» музей в дошкольном учреждении. Дошкольное воспитание, 2010, № 7.
16. Шаламова Е. И. «Патриотическое воспитание: создание развивающей среды». Ребенок в детском саду. 2009, № 5.