Лилия Елисеева
Проект «Путешествие по русским народным сказкам»
▼ Скачать + Заказать документы
Краткосрочный проект
«Путешествие по русским народным сказкам»
в средней группе
Цель: Закрепление и систематизация знаний детей о русских народных сказках.
Задачи:
• Создать необходимые условия для знакомства детей с русскими народными сказками.
• Развивать познавательные способности ребенка, любознательность, творческое воображение, память.
• Работать над звукопроизношением, развивать звуковую культуру речи детей, обогащать словарь, развитие грамматического строя, связной, выразительной речи;
• Формировать умение пересказывать сказки.
Публикация «Проект „Путешествие по русским народным сказкам“» размещена в разделах
- Проекты, проектная деятельность
- Сказка. Проекты по сказкам
- Сказки для детей. Все сказки по названиям
- Темочки
• Воспитывать умение отличать сказочные ситуации от реальных.
• Воспитывать ценностное отношение к русским народным сказкам, как виду искусства, родному языку и литературной речи.
Участники проекта: Воспитатель, дети среднего дошкольного возраста, родители.
Продолжительность: краткосрочный (5недель)
Предполагаемый результат:
• Получение знаний о русских народных сказках.
• Гармонизация отношений между взрослыми и детьми
• Развитие эмоциональной отзывчивости;
• Развитие у детей коммуникативных навыков, познавательной активности, творческих способностей;
• Совершенствование звукопроизношения, выразительности и связной речи детей.
• Содействие творческому развитию детей;
• Развитие интереса к русской литературе;
Продукт проектной деятельности:
• Проведение театрализованных представлений по русским народным сказкам.
• Организация выставки рисунков «Герои в русских народных сказах» с привлечением родителей.
• Создание книги «Теремок»
Работа воспитателя при подготовке к проекту: Воспитатель - организует НОД по русским народным сказкам, оформление библиотеки по проекту, фотовыставки по итогам проекта, презентация проекта
Роль родителей в реализации проекта:
• Участие в проектной деятельности для совместного творчества с детьми
• Создание в семье благоприятных условий для развития ребенка, с учетом опыта детей приобретенного в детском саду;
• Развивать у родителей способность видеть в ребенке личность, уважать его мнение, обсуждать с ним предстоящую работу;
• Заинтересовать родителей жизнью группы, вызвать желание участвовать в ней.
Актуальность проекта:
Работая с детьми, мы столкнулась с тем, что у них плохо развита связная речь, они с трудом рассказывают о событиях своей жизни, не могут пересказать литературные произведения. Средством обучения связной речи является рассказывание детей. А самая благодатная почва, имеющая неограниченные развивающие и воспитывающие возможности – это русская народная сказка.
Для решения данной проблемы мы выбрали работу по ознакомлению с русскими народными сказками, так как считаем, что сказки прочно вошли в детский быт малыша, и по своей сущности сказка вполне отвечает природе маленького ребенка; близка его мышлению, представлению. А. М. Виноградова отметила роль сказок в воспитании нравственных чувств у детей – дошкольников. В сказках перед умственным взором ребенка возникают образы родной природы, люди с их характерами и нравственными чертами; в них дети получают блестящие образцы нравственности и морали. Образы русских народных сказок – и положительные и отрицательные – прочно входя в жизнь детей, раскрывают перед ними в доступной форме понятия добра и зла, воспитывают добрые чувства. Русские народные сказки, вводя детей в круг необыкновенных событий, превращений, происходящих с их героями, выражают глубокие моральные идеи. Они учат доброму отношению к людям, показывают высокие чувства и стремления. К. И. Чуковский писал, что цель сказочника, и в первую очередь народного – «воспитать в ребенке человечность – эту дивную способность человека волноваться чужим несчастьям, радоваться радостям другого, переживать чужую судьбу, как свою».
В современных условиях жизни у детей наблюдается снижение читательского интереса. Дети не воспринимают произведения в единстве его содержательной, смысловой и выразительной стороны. Не чувствуют красоту литературной речи. Не стремятся объяснить и выразить смысл произведения и свое отношение к нему. В результате слушание, восприятие и понимание литературного текста снижено. К сожалению, сегодня и дети, и родители не всегда понимают, что книга является особым художественным способом познания окружающей действительности человеческих взаимоотношений и социальных ценностей. Исходя из этого у дошкольников недостаточные знания о русских народных сказках.
С целью актуализации знаний дошкольников был создан данный проект, где рассматривается фольклорный жанр – «Русская народная сказка».
Метод проектов можно представить как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога, детей и родителей, способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели.
Проектный метод, используемый в работе с детьми среднего дошкольного возраста, предполагает развитие у них таких качеств, как самостоятельность, инициативность, любознательность, творческое воображение, умение планировать продуктивную деятельность. Он поможет детям овладеть разными средствами речевой выразительности, и использовать приобретенные знания в самостоятельной деятельности.
Основное направление развития: Познавательно-речевое развитие.
Этапы реализации проекта:
I этап «Подготовительный»
1. Изучение литературы по проектной деятельности.
2. Подготовка методической литературы, иллюстрированных книг с русскими народными сказками, иллюстраций и репродукций по сюжетам русских народных сказок.
3. Разработка конспектов занятий, сценария викторины по теме «Русские народные сказки», сценария развлечения «По дорогам русских народных сказок».
4. Обогащение развивающей среды:
• в книжный уголок – внесение русских народных сказок, иллюстрированных разными художниками; иллюстраций, открыток с изображением героев сказок по мере изучения;
• в речевую зону – внесение дидактических и настольно-печатных игр по теме; изготовление и постепенное внесение театров (на фланелеграфе, плоскостной, настольный, на палочках, пальчиковый);
• в игровую зону – маски, элементы костюмов героев сказок;
• в ИЗО – раскраски с изображением сюжетов и героев русских народных сказок, материалы для творческих работ, репродукции картин по русским народным сказкам;
II этап «Практический»
1 неделя
• Проведение диагностики
• Упражнение на развитие воображения «Отгадай и покажи»
• (отгадывание загадок о диких животных).
• Чтение р. н. с. «Маша и медведь»
• «Домик для медведя» конструирование кубиков.
• «Пирожки для Мишки» лепка
• Обыгрывание эпизодов сказки «Маша и медведь»
• Чтение р. н. с. «Колобок»
• Обыгрывание р. н. с. «Колобок» (пальчиковый театр)
• Уголок для чтения «Мои любимые сказки»
2 неделя • Рассказывание р. н. с. «Кот, петух и лиса».
• «Петя-петушок, золотой гребешок» - лепка из природного материала. Отгадывание загадок о домашних животных
• Игра на интонирование вежливых и ласковых слов «Зайчик», «Лисичка», «Птичка».
• Памятка для родителей «Воспитание сказкой».
• Рассказывание р. н. с. «Гуси-лебеди»
• Коллективная поделка «Гуси-лебеди»
3 неделя • Рассказывание р. н. с. «Зимовье»
• «Избушка в лесу» рисование красками.
• Отгадывание загадок о диких животных.
• Игра драматизация сказки «Теремок».
• «Кто-кто в теремочке живёт» конструирование книжки
• Дид. игра «Угадай по описанию».
• Дид. Игра «Собери картинку»
4 неделя • Чтение р. н. с. «Лисичка сестричка и серый волк».
• «Украсим шапочки для Волка и Лисы» аппликация.
• Упражнения на имитацию движений: «Лисичка умывается», «Волк рассердился».
• Выставка детских работ «В гостях у сказки»
• Консультация в уголке «Сказки для пятилеток»
• Обыгрывание эпизодов сказки «Заюшкина избушка»
• «Зайчик» конструирование из бумаги.
• Игра «Кто как кричит?»
• Игра на воображение «Узнай из какой сказки».
• Памятка для родителей «Развиваем монологическую речь дошкольника»
5 неделя • Чтение р. н. с. «Петушок и бобовое зернышко»
• «Репка» - обрывная аппликация
• Рисование «Украсим Петушка».
• Чтение р. н. с. «Волк и 7 козлят»
• Дидактические игры «Узнай сказку», «Собери сказку», «Расскажи сказку»
• Настольный спектакль «Волк и 7 козлят» (обыгрывание)
• Игра «Угадай, из какой сказки и расскажи о нем».
• Подвижная игра: «Козлятки и волк».
• Игра – викторина «Путешествие по сказкам»
• Выставка детского художественного творчества.
• Выставка русских народных сказок с иллюстрациями разных художников.
III этап «Заключительный»
1. Выставка творческих работ детей по сюжетам сказок (рисунки, аппликации, лепка).
2. Выставка творческих работ, выполненных дома вместе с родителями.
3. Проведение театрализованного представления по русской народной сказке
4. Организация выставки рисунков «Герои в русских народных сказах» с привлечением родителей.
5. Создание книги «Теремок»
6. Презентация опыта работы педагогам ДОУ
Совместная работа родителей и детей:
1. Чтение русских народных сказок, предложенных воспитателем, дома.
2. Творческие работы, выполненные родителями и детьми дома.