Валентина Чистякова
Проект «Неделя разноцветных нот» (средняя группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Возраст: средняя группа (4 – 5 лет)
Тип проекта: информационно-творческий, коллективный, краткосрочный
Продолжительность проекта: краткосрочный (7 дней)
Участники проекта: дети, воспитатели, родители
Цель проекта: формирование у детей дошкольного возраста основ музыкальной грамоты, в единстве с развитием музыкальных и творческих способностей, воспитанием эмоциональной отзывчивости и устойчивого интереса к музыкальной образовательной деятельности.
Задачи проекта:
Публикация «Проект „Неделя разноцветных нот“ (средняя группа)» размещена в разделах
- Нотная грамота. Изучаем ноты
- Планирование по лексическим темам. Тематические недели
- Проекты. Проектная деятельность
- Средняя группа
- Темочки
– Сформировать в сознании детей представление о нотной грамоте, а также вызвать к ней интерес;
– Познакомить детей с музыкальными терминами: нота, нотный стан, скрипичный ключ и так далее, их графическим изображением.
– Сформировать в сознании детей представление о неразрывной связи звука (музыки) и движения;
– Дать возможность детям исследовать и изучить на практике возможности своего голосового аппарата.
– Обогащать музыкальные впечатления детей и способствовать формированию музыкального вкуса, музыкальной памяти и музыкальности в целом.
– Развитие познавательных и творческих способностей.
Ресурсное обеспечение: Фломастеры или карандаши; красная и белая краска; оранжевая, фиолетовая и голубая бумага; клей; шерстяные желтые нитки, фиолетовый, зеленый, красный и желтый пластилин; коричневый картон от коробки; пуговицы, макароны разных форм, яблоки.
Технические средства: телевизор, музыкальный центр, магнитофон, компьютер, DVD – проигрыватель.
Подготовительный этап:
– Составление плана
– Подбор материала и оборудования для образовательной музыкальной деятельности
– Подбор репертуара
– Предварительная работа с детьми, родителями и педагогами.
– Изготовление оформления и дидактических пособий, подбор материала и оборудования.
Актуальность:
Представьте яркие краски природы! Красный цвет неба в час захода солнца. Оранжевый цвет апельсиновых садов. Желтые тюльпаны. Зелень хвойных лесов. Высь голубого неба. Отражение гор в синеве озера. Нежное облако фиолетовых кустов сирени. А музыкальные знаки однообразного черного цвета. Как научить ребенка нотам, если вид этих значков не вызывает совершенно никакого интереса? Просто надо добавить немного волшебства! Почему бы не сделать их цветными! Чтобы лучше понимать музыку, научиться петь, нужно понимать, как она устроена. Ну а для этого стоит познакомиться с основами языка музыки — с нотами. Значит, и детям, и взрослым хорошо бы для начала выучить название нот на нотном стане. Символы для записи музыки были изобретены в 11-ом веке. Сначала ноты были квадратными, и было всего 4 линейки. Но потом изображение нот поменялось. Начиная с 18 века, стали рисовать ноты в виде овальных значков на нотном стане из 5-ти линеек. Почему лучше использовать цветные ноты для малышей? Если вы обращали внимание, как пишутся ноты, то знаете, что обычно они имеют скучный черно-белый вид. Малышам при изучении музыкальной грамоты непросто воспринимать схематическое изображение звуков на линейках. А цвет нот может облегчить эту задачу. Поэтому для детей младшего возраста создали специальную методику. Существует несколько каналов восприятия информации, и зрительный канал — один из самых сильных. Поэтому, когда используются цветные ноты, малышам проще понять принцип схематической записи нот и быстрее их выучить. Мир музыкальных звуков — волшебный! Яркие краски радуги постарались, и ноты стали цветными! Давайте посмотрим, какие же цвета соответствуют каждой ноте:
До — красного цвета;
ре — оранжевого;
ми — желтого;
фа — зеленого;
соль — голубого;
ля — синего;
си — фиолетового.
Кто же объединил цвета и музыку? Есть сведения, что композитор Александр Скрябин стал первым, кто расположил ноты по цветовому спектру. Семь нот — семь цветов радуги. Все гениальное — просто! Постепенно цветные ноты стали использовать для обучения музыкальной грамоте детей по всему миру.
Соответствие нот цветам радуги используется во многих странах для обучения детей музыке. При использовании этого метода включается ассоциативный способ восприятия информации, и скучная нотная грамота превращается в увлекательную цветную игру. Когда мы изучаем ноты с малышами в игровой форме, используя сказочные образы, обозначение нот цветами, мы активно развиваем правое полушарие мозга, которое отвечает за воображение, креативность, интуицию и творческие способности.
План реализации проекта:
День 1. Знакомство с нотами
1) Знакомство с нотным станом
2) Нотный стан с животными
Распечатка нотный станс нотами. Красная и белая краска, бумага цветов радуги (небольшие кусочки).
День 2
Диез, бемоль, бекар
1) Нотный стан с животными
2) Бемоль, бекар, диез
3) Игра «Сортировка»
Карточки: бемоль, бекар, диез. Сортировка бемоли. Оранжевая бумага.
День 3
Регистр
1) Нотный стан с животными
2) Музыкальная игра погода
Картинка с регистрами, карточки туча, солнышко с радугой и дождь. Желтые шерстяные нитки.
День 4
Длительность нот
1) Нотный стан с животными
2) Эксперимент «деление яблока»
Распечатка: длительность нот. Зеленый, красный и желтый пластилин.
День 5
Ритмический рисунок
1) Нотный стан с животными
2) Громкость
Распечатка громкость. Голубая бумага
День 6
Музыкальный
1) Нотный стан с животными
2) Танец с движениями
Видео. Синяя бумага.
День 7
Заключительный
1) Нотный стан с животными
2) Поделка скрипичный ключ
Фиолетовый пластилин, макароны, пуговицы.
День 1. Нота ДО
1. Знакомство с нотным станом
Приклеиваем к клавишам пианино соответствующие цвета радуги, чтобы каждая нота ассоциировалась с определенным цветом. Для изготовления наклеек на клавиши. можно использовать широкий пластырь, и раскрасить его фломастером в нужный цвет. Также приводим зверей, которые могут соответствовать нотам по цветам.
ДО красный
РЕ оранжевый
МИ желтый
ФА зеленый
СОЛЬ голубой
ЛЯ синий
СИ фиолетовый
2. Нотный стан с животными.
Это поделка на всю неделю. Будем делать по 1 нотке каждый день.
На нотный стан приклеиваются ноты в виде разных животных, которые соответствуют цветам радуги. Например, ноте ДО соответствует красный цвет. Красного цвета бывает краб или муравей.
Смотрим видео про ноты.
День 2. Нота РЕ
1. Поделка. Нота Ре
Продолжаем делать нотки-животных. Например, оранжевую кошку.
2. Знакомимся со знаками бемоля, диеза и бекара.
3. Сортировка
Для малышей: сортируем знаки бекара, диеза, бемоля по цвету и раскладываем их у соответствующих скрипичных ключей.
4. На карточках отметить нотки пластилином. Расположить ноты по порядку, поиграть в "Какая нотка спряталась" и т. п.
Смотрим видео про знаки.
День 3. Нота МИ.
Делаем поделку по ноте ми + знакомимся с высокими и низкими тонами нот.
1. Поделка в виде животного для ноты ми желтого цвета.
2. Игра "Погода" Показываем картинку погоды: если она суровая, то подбираем ей низкие ноты, если хорошая - то высокие.
3. Игра "Отгадай регистр": включаем аудиофайлы и угадываем, звучит ли музыка высокого или низкого регистра.
Смотрим видео.
День 4. Нота ФА.
1. Делаем зеленую ноту фа.
2. Рассказываем про длительность нот на примере яблока: берем целое яблоко, его половину, четвертинку, восьмую часть и проводим аналогии с нотами.
Смотрим видео про длительность.
День 5. Нота СОЛЬ
.
1. Поделка нота Соль голубого цвета
2. Смотрим на рисунки. Если Рисунок большой - играем ноту громко, если маленький - то тихо. Для малышей: можно топать и хлопать громко и тихо.
3. Разучиваем песенку по нотам.
Смотрим видео.
День 6. Нота ЛЯ.
1. Поделка. Синее животное для ноты Ля.
2. Двигаемся под музыку из видео (грустное, веселое).
3. Игра "Аккорды" Определяем грустные ли они (минорные) или веселые (мажорные).
Смотрим видео.
День 7. Нота СИ.
1. Поделка. Фиолетовое животное для ноты си.
2 Поделка скрипичный ключ.
Будьте внимательны и не оставляйте ребенка одного с мелкими деталями! Младшие дети могут просто раскрасить поделку красками или использовать макароны.
Заранее подготовьте заготовку из плотного картона заготовку скрипичного ключа (желательно использовать картон коричневого цвета, из которого делают коробки). По желанию дополнительно с детьми старшего возраста также можно сделать басовый ключ. Поделка ассоциируется с ключом в мир музыки, которую торжественно дарим ребенку по завершению недели.
3. Игра на развитие слуха «Многоголосье».
Игра заключается в пении разных песен одновременно. Воспитатель и ребенок начинают петь каждый свою песню. Важно чтобы ребенок научился петь свою песню, не останавливаясь и не «перескакивая» на чужую. С первого раза, возможно, ничего не получится. Обязательно поддержите своего ребенка в момент неудачи.
4. Смотрим видео, угадываем ноты.
«Любите и изучайте великое искусство музыки. Оно откроет вам целый мир высоких чувств. Оно сделает вас духовно богаче, чище, совершеннее. Благодаря музыке вы найдёте в себе новые, неведомые вам прежде силы. Вы увидите жизнь в новых тонах и красках»
Д. Д. Шостакович.