Любовь Орехова
Практико-ориентированный проект «Наша Родина — Россия» (подготовительная к школе группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
д/с «Журавлёнок» г. Усмань.
Проект
по нравственно – патриотическому воспитанию
«НАША РОДИНА – РОССИЯ».
Подготовила и выполнила Воспитатель Орехова Л. В.
Паспорт проекта.
Вид проекта : практико-ориентированный
информационный
творческий
ролевой
Публикация «Практико-ориентированный проект „Наша Родина — Россия“ (подготовительная к школе группа)» размещена в разделах
- Моя Родина Россия
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Подготовительная группа
- Проекты
- Родина, Россия. Проекты
- Темочки
Возраст участников: дети 6 -7 лет (подготовительная к школе группа).
Цель проекта : формирование и систематизация представлений о родине,
её истории, национально-культурных традициях, городах и
столице, о символах России.
Задачи проекта :
1. Познакомить детей с символами государства (герб, флаг, гимн).
2. Расширить представления о городах России.
3. Познакомить с разными национальностями, населяющими Россию, их национальными костюмами и традициями.
4. Формировать бережное отношение к природе и всему живому.
5. Вызвать у детей чувство восхищения и восторга красотой своей Родины.
6. Развивать интерес к русским традициям и промыслам.
7. Закрепить умение использовать в продуктивной деятельности свои знания и впечатления.
8. Обогащать словарный запас детей.
Сроки и этапы реализации.
1 этап – подготовительный.
• сбор и анализ методической литературы
• обработка периодической печати
• написание перспективного плана.
• обращение к специалистам.
• распечатки из интернета по данной теме
• оформление альбомов «Символика России», «Природа нашей
страны», «Национальные костюмы».
2 этап – основной (см. приложение).
3 этап – итоговый
• предоставление разработки проекта
• итоговое занятие
• выставка продуктов детской деятельности
Продолжительность проекта : 10 месяцев.
Исполнители: дети, воспитатели, родители, музыкальный работник,
физкультурный работник, методист.
Образовательная область: познавательное развитие
продуктивная деятельность
музыкальное и физическое развитие
социально-личностное развитие.
Обеспечение:
• подбор исторической литературы
• подбор произведений русского народного творчества
• подбор наглядного материала (иллюстрации, фотографии и т. д.)
• подготовка разного вида бросового материала
• подготовка материала для продуктивной деятельности
• дидактические и настольные игры
• выставки книг, рисунков, поделок
• создание условий для проведения открытых мероприятий (оформление групповой комнаты, музыкального зала).
Концепция проекта.
Проблема:
Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили и берегли ее наши предки, наши отцы и деды.
В связи с этим проблема патриотического воспитания детей дошкольного возраста становится одной из актуальных.
Патриотическое воспитание - это основа формирования будущего гражданина.
Любовь к Родине, привязанность к родной земле, языку, культуре, традициям входят в понятие «патриотизм». Оно проявляется в чувстве гордости за достижения родной страны, в горечи за ее неудачи и беды, бережном отношении к народной памяти, национально-культурным традициям.
Актуальность данной проблемы:
В качестве основных средств воспитания народная педагогика использует все компоненты народной культуры: фольклор, песни, сказки, пословицы, поговорки, праздники. Именно они раскрывают содержание воспитания и обучения детей, основные нравственные правила и идеалы, понимание добра и зла, нормы общения и человеческих отношений; отражают мировоззрение человека через мифологию, религию, предания и поверья; описывают историю народа в виде эпоса, летописей и устного творчества. Благодаря им, раскрываются эстетические воззрения народа, они украшают повседневную жизнь, труд и отдых.
Предполагаемый результат:
1. Освоение доступных знаний о родной стране, её истории и традициях.
2. Приобретение навыков социального общения с взрослыми и сверстниками.
3. Умение выражать собственное мнение, анализировать, живо реагировать на происходящее, оказывать посильную помощь.
4. Проявлять чувство толерантности по отношению к окружающим.
5. Активное участие детей в выставках, конкурсах, спортивных и музыкальных мероприятиях, других видах деятельности.
Гипотеза:
Не следует ждать от детей взрослых форм проявления любви к родной стране, но если в ходе реализации проекта дети приобретут знания об её истории, символике, достопримечательностях, будут знать имена тех, кто прославил нашу Родину, начнут проявлять интерес к событиям страны и отражать свои впечатления в продуктивной деятельности, то можно считать, что цель и задачи проекта выполнены.
Содержание проекта и система мероприятий по его реализации.
Сентябрь – Россия – Родина моя.
1. Беседа «Россия – Родина моя».
2. Природные зоны нашей страны.
(работа по карте).
3. Чтение стихов о России.
(библиотечка в группе, картотека стихов).
4. Путешествие в прошлое «Жизнь и быт русских крестьян».
(рассматривание иллюстраций).
5. Рисование «Флаг России».
6. Русская народная подвижная игра «Ай дили-дили-дили».
(картотека подвижных игр).
7. Словесная игра «Подбери словечко».
(картотека игр).
8. Экскурссия в краеведческий музей.
9. Беседа «В каком городе нашей страны я был».
(рассказы детей из личного опыта, работа с картой России).
10. Обогащение предметно-развивающей среды.
(карта и символика России.)
Октябрь – Природа России.
1. «Люблю берёзку русскую»
(интегрированное ОД по художественно-эстетическому развитию)
2. Занятие по природному миру «Беседа о лесе»
(Т. Бондаренко «Экологические занятия с детьми 6-7 лет» - стр. 72).
3. Занятие по развитию речи «Пересказ рассказа В. Бианки «Купание медвежат»
4. Словесная игра «Чего больше?».
(картотека игр).
5. Лепка «Грибная поляна».
6. Аппликация «Ковёр из осенних листьев».
7. Оформление выставки в группе «Дары осени».
(совместно с родителями).
8. Дидактические игры «Деревья и кустарники», «Найди хозяина».
9. Развлечение – «Покровская Ярмарка».
10. Экскурсия в осенний лес.
11. Обогащение предметно-развивающей среды – фотовыставка «Природа России».
(совместно с родителями).
Ноябрь - Народный фольклор.
Россия в произведениях писателей и поэтов.
1. История возникновения народной сказки, народного фольклора.
(О. Л. Князева «Приобщение к истокам русской народной культуры»).
2. Занятие по ознакомлению с художественной литературой «Ознакомление с малыми фольклорными формами»
Чтение русских народных сказок и просмотр мультфильмов, поставленных по сказкам.
3. Русская народная игра «Колпачок».
(«Русский детский фольклор» - стр. 112).
4. Обыгрывание потешек, докучных сказок.
5. Чтение сказок А. С. Пушкина.
6. Рисование «Город новый, златоглавый»
(по сказке А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане»).
7. Музыкально-литературное развлечение, посвящённое творчеству А. С. Пушкина.
8. Экскурсия в библиотеку.
(викторина по русским народным сказкам, знакомство с трудом библиотекаря).
9. Чтение сказок уральского сказочника П. Бажова «Малахитовая шкатулка». Занятие по изодеятельности «Камень малахит».
10. Оформление выставки по творчеству П. Бажова.
Декабрь – Народно-прикладное искусство.
1. Занятие по приобщению детей к истокам русской народной культуры «Чудо чудное, диво дивное – Золотая Хохлома»
2. Раскрашивание матрёшек
(коллективная работа).
3. Дидактическая игра «Образуй слово» (картотека игр).
4. Серия бесед о хохломской, дымковской и гжельской росписях, показ иллюстраций и готовых изделий.
5. Рисование «Волшебные листья и ягоды».
6. Рисование «Чашка для Мишутки»
(элементы гжельской росписи).
7. Лепка «Матрёшка».
8. «Театр матрёшек» (матрёшки, вылепленные детьми).
9. Настольная игра «Исправь ошибку художника».
10. Экскурсия в «Русскую избу».
11. Выставка детских работ по декоративным росписям.
Январь – Народные праздники и обычаи.
1. Беседа о праздниках (Новый год, рождество, крещение, масленица)
(О. Л. Князева «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» - стр. 149).
2. Занятие на тему «Новогодний праздник».
3. Занятие по развитию речи – составление творческого рассказа «Приключения Деда Мороза в новогоднюю ночь».
4. Разучивание песенок и закличек про Коляду и Масленицу
(В. В. Гербова «Книга для чтения в детском саду», М. Н. Мельников «Русский детский фольклор»).
5. Занятие по приобщению к истокам русской народной культуры «Масленица,
Прасковейка, встречаем тебя хорошенько».
6. Аппликация «Наш весёлый хоровод»
(симметричное вырезывание).
7. Рисование «Мой ангел-хранитель».
8. Русская народная подвижная игра «Кострома»
(картотека игр).
9. Проведение рождественских посиделок и праздника Масленицы
(совместно с музыкальным руководителем).
10. Беседа о том, как народные традиции и обычаи соблюдаются дома
(рассказы детей из личного опыта).
Февраль – Защитники Отечества.
1. Чтение былин о русских богатырях:
«Илья Муромец и Соловей-разбойник»
«Никита Кожемяка» и другие.
2. Беседа «Мой папа – лучше всех».
(рассказы детей из личного опыта).
3. Оформление фотовыставки «Защитники Отечества»
(фотографии пап и дедушек).
4. Знакомство с картиной В. М. Васнецова «Три богатыря».
5. Знакомство с профессией военного.
(Н. Г. Комратова «Патриотическое воспитание детей 6-7 лет» -стр. 107).
6. Дидактические игры: «Волшебный сундучок»
«Лексикон»
7. Ручной труд «В подарок папе».
8. Рисование «Мой папа».
9. Комплексное занятие «Государственная символика России.»
10. Аппликация «Корабли на рейде».
11. Просмотр мультфильмов о силе и геройстве русского народа.
Март – Национальные костюмы.
1. Занятие на тему «Знакомство с разными национальностями».
2. Оформление стенда «Национальные костюмы».
3. Занятие по ознакомлению с трудом взрослых «Швейная фабрика
4. Сюжетно – ролевая игра «Ателье».
5. Рисование «Национальный орнамент».
6. Аппликация «Русский сарафан».
7. Оформление макета планеты «Хоровод на земном шаре»
(предметно-развивающая среда).
8. Татарская народная подвижная игра «Лисичка и курочки».
9. Экскурсия в краеведческий музей. Просмотр мультфильмов, поставленных по русским народным сказкам.
Апрель – Наши космонавты.
1. Беседа о космонавтах, рассматривание фотографий и открыток.
2. Просмотр мультфильма «Тайна третьей планеты».
3. Чтение художественных произведений о космонавтах.
4. Занятие по математике «Подготовка космонавтов».
5. Дидактическая игра «Что кому нужно».
6. Конструирование из больших модулей
«Космический корабль».
7. Сюжетно – ролевая игра «Мы – космонавты».
8. Аппликация «Полёт на луну»
9. Оформление выставки «Профессия космонавт».
10. Рисование «Звёздное небо».
Май – Презентация проекта.
1. Предоставление разработки проекта.
2. Открытое ОД «Права и обязанности детей».
3. Оценка этапов реализации проекта.
4. Оценка предметно – развивающей среды.
5. Подведение итогов проекта (сравнение предполагаемого результата с достигнутым).
6. Выставка продуктов детской деятельности.
Список используемой литературы:
1. А. В. Аджи «Конспекты интегрированных занятий в подготовительной группе детского сада».
2. Т. Бондаренко «Экологические занятия с детьми 6-7 лет».
3. О. С. Ушакова «Занятия по развитию речи в подготовительной группе».
4. О. С. Ушакова «Ознакомление дошкольников с художественной литературой».
5. О. Л. Князева «Приобщение к истокам русской народной культуры».
6. М. Н. Мельников «Русский детский фольклор».
7. В. В. Гербова «Книга для чтения в детском саду».
8. Н. Г. Комратова «Патриотическое воспитание детей 6-7 лет».
9. Л. С. Куприна «Знакомство детей с русским народным творчеством».
10. О. В. Дыбина «Что было до…» (Игры – путешествия в прошлое предметов).
11. С. К. Кожохина «Сделаем жизнь наших малышей ярче».
12. М. Ю. Новицкая «Родной дом».
13. Е. В. Соловьёва «Дети планеты Земля».
14. Н. Ф. Виноградова «Моя страна Россия».
15. Л. А. Пенькова «Под парусом лето плывёт по Земле».
16. Н. В. Богданова «Круглый год».
17. Т. С. Комарова «Изобразительное искусство детей в детском саду и школе».
18. Т. С. Комарова «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду».
19. План – программа образовательно-воспитательной работы в детском саду «Детство».
20. В. А. Шишкина «Прогулки в природу».
21. Н. Б. Халезова «Лепка в детском саду».
22. И. Г. Коваль «Учимся мыслить».
23. Периодические издания «Дошкольная педагогика», «Обруч», «Старший воспитатель», «Солнечный зайчик».