Светлана Ставская
Проект «Наш друг — Мойдодыр» (вторая младшая группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «НАШ ДРУГ - МОЙДОДЫР» краткосрочный
Раздел программы
Социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие.
Проблема
Дети не имеют достаточных знаний о личной гигиене, о предметах личной гигиены, о правилах поведения за столом, во время еды, нет знаний о ценности здоровья.
Цель
• Развитие культурно-гигиенических навыков, формирование простейших навыков поведения во время еды, умывания.
Публикация «Проект „Наш друг — Мойдодыр“ (вторая младшая группа)» размещена в разделах
- Младшая группа
- Проекты. Проектная деятельность
- «Мойдодыр», Чуковский К.И.
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2016
• Формирование привычки следить за своим внешним видом, умения правильно пользоваться мылом, мыть руки, лицо, пользоваться полотенцем, расческой, носовым платком.
• Формирование навыков поведения за столом: не крошить хлеб, пережевывать пищу с закрытым ртом, не разговаривать за столом.
• Формирование начальных представлений о ценности здоровья, что здоровье начинается с чистоты тела, что «чистота», «красота», «здоровье» – это неразделимые понятия.
• Привлечение родителей к соблюдению и развитию навыков личной гигиены дома.
• Формирование потребности в соблюдении навыков гигиены и опрятности в повседневной жизни.
Причины
1. Именно в дошкольном возрасте очень важно воспитать у ребенка привычку к чистоте, аккуратности, порядку.
2. В младшем дошкольном возрасте дети могут освоить все основные культурно-гигиенические навыки, научиться понимать их важность, легко, быстро и правильно выполнять.
3. Навыки и привычки, прочно сформированные в дошкольном возрасте, сохраняются на всю жизнь
4. При воспитании культурно-гигиенических навыков большое значение имеет пример окружающих, родителей и всех остальных членов семьи
5. Обеспечение постоянного, без всяких исключений, выполнение ребенком установленных гигиенических правил, ведет к усвоению ребенком всех доступных ему навыков.
6. Только при повседневном гигиеническом воспитании и контроле можно добиться формирования и закрепления у ребенка полезных навыков, т. е. перехода их в стойкие привычки.
Задачи
1. Закрепить умения самостоятельно мыть руки перед едой, насухо вытирать лицо и руки полотенцем, опрятно есть, держать ложку в правой руке, пользоваться салфеткой, полоскать рот по напоминанию взрослого.
2. Сформировать умения выполнять элементарные правила культурного поведения: не выходить из-за стола, не закончив прием пищи, говорить "спасибо".
3. Формировать культурно-гигиенические навыки у детей младшего дошкольного возраста.
4. Закрепить представления о правилах личной гигиены; уточнить и систематизировать знания детей о необходимости гигиенических процедур;
5. Воспитывать у детей желание выглядеть чистыми, аккуратными и опрятными.
6. Сформировать навыки приема пищи: не крошить хлеб, правильно пользоваться столовыми приборами, салфеткой, пережевывать пищу с закрытым ртом.
7. Развивать умения инсценировать и драматизировать небольшие отрывки из народных сказок и потешек.
8. Развитие умения читать наизусть потешки и небольшие авторские стихи.
9. Укреплять и сохранять здоровье детей введением физкультурно-оздоровительных, закаливающих мероприятий.
Мероприятия
I. Подготовить доступный материал для самостоятельной познавательной деятельности детей.
1. Пособие: «Уроки Мойодыра».
2. Разработать дидактические игры: «Кому, что нужно», «Азбука здоровья», «Оденем куклу на прогулку», «Сделаем куклам причёски», «Правила гигиены», «Подбери картинки», «Вымоем куклу»
3. Плакаты «Строение тела человека», «Правильное поведение за столом», «Хорошие манеры», «Правила гигиены».
II. Познакомить детей с основами здорового образа жизни, развить бережное и ответственное отношение к здоровью.
1. Оформить стенгазету для родителей «Первые шаги в здоровье»
2. Создать агитационные листовки для родителей по здоровому образу жизни.
3. Создать буклеты «Как правильно чистить зубы», «Как правильно мыть руки».
III. Совместно с педагогическим коллективом и при помощи родителей создать условия по сохранению и улучшению здоровья детей.
1. Папки-передвижки: «История о том, как Маша и Миша учились мыть руки», «Учимся правильно ухаживать за зубами!», «Учим ребёнка чистить зубы», «Полезные советы по питанию».
2. Фотоальбом «Мама, папа, я – здоровая семья».
3. Агитационные листовки для родителей по здоровому образу жизни.
4. Буклеты «Как правильно чистить зубы», «Как правильно мыть руки».
IV. Включить детей в творческую преобразующую деятельность.
1. Провести конкурс детских рисунков «Расчёски для кукол», «Зубные щётки».
2. Оформить выставку детских поделок «Да здравствует мыло душистое!».
3. Оформить альбом детских творческих работ «Платочки для друзей».
В ходе реализации проекта были получены следующие продукты
1. Пособие: «Уроки Мойдодыра».
2. Папки-передвижки: «История о том, как Маша и Миша учились мыть руки», «Учимся правильно ухаживать за зубами!», «Учим ребёнка чистить зубы», «Полезные советы по питанию».
3. Дидактические игры: «Кому, что нужно», «Азбука здоровья», «Оденем куклу на прогулку», «Сделаем куклам причёски», «Правила гигиены», «Подбери картинки», «Вымоем куклу»
4. Стенгазета для родителей «Первые шаги в здоровье»
5. Фотоальбом «Мама, папа, я – здоровая семья».
6. Агитационные листовки для родителей по здоровому образу жизни.
7. Буклеты «Как правильно чистить зубы», «Как правильно мыть руки».
8. Плакаты «Строение тела человека», «Правильное поведение за столом», «Хорошие манеры» «Правила гигиены».
9. Творческие работы детей: рисунки на тему «Расчёски для кукол», «Зубные щётки», аппликация на тему «Платочки для друзей», поделки «Да здравствует мыло душистое!»
Критерии продуктов проектной деятельности
Продукты, полученные в ходе реализации проекта доступны для самостоятельной познавательной деятельности детей, безопасны, соответствуют гигиеническим требованиям, соответствуют возрастным требованиям, использование различных техник.
ПРИЛОЖЕНИЯ.
1 ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ, ИГРОВЫЕ СИТУАЦИИ
«КОМУ ЧТО НУЖНО?»
Цель: закрепить знания детей о предметах, необходимых для работы врачу, повару, продавцу.
Материал: круг, поделенный на сектора, в каждом из них картинки с изображением предметов, необходимых для работы врачу, повару, продавцу, в середине круга стрелки, на них изображены врач, повар, продавец.
Ход игры: Воспитатель предлагает ребёнку найти предмет, необходимый для работы врачу (повару, продавцу).
«РАЗЛОЖИ КАРТИНКИ ПО ПОРЯДКУ»
Цель: Систематизировать представления детей о здоровье и здоровом образе жизни, развивать речь, внимание, память.
Материал: Картинки с изображением моментов распорядка дня.
Ход игры: Воспитатель говорит о том, что волшебник Путаница перепутал картинки распорядка дня, и предлагает разложить картинки по порядку.
Воспитатель подводит итог высказываниям детей.
Каждое утром, чтобы быть здоровым, мы начинаем с зарядки.
Чтобы расти нам сильными, ловкими и смелыми, ежедневно поутру мы зарядку делаем.
Воспитатель предлагает каждому вспомнить своё любимое упражнение, показать и всем вместе выполнить его.
«ОДЕНЕМ КУКЛУ НА ПРОГУЛКУ»
Цель: закреплять знания детей об одежде, формировать умение детей одевать куклу соответственно сезону года, погоде, систематизировать представления детей о здоровье, развивать у детей внимание, память, логическое мышление.
Материал: бумажная кукла с различной одеждой.
Ход игры: Воспитатель говорит, что кукла собирается на прогулку, но не знает, что ей одеть, сейчас зима и на улице очень холодно (различные ситуации).
Дети «одевают» куклу и объясняют свой выбор.
«ВАЛЕОЛОГИЯ»
Цель: Познакомить детей с правилами личной гигиены и правильным, бережным отношением к своему здоровью; развивать у детей речь, внимание, память.
Материал: поля, разделённые на квадраты, в центре поля негативная и позитивная картинка, картинки с различными ситуациями.
Ход игры: 1-ый вариант детям раздаются поля, в центре поля изображена негативная или позитивная картинка. Детям предлагается поиграть в лото, показывая и сопровождая свои действия объяснениями – «что такое хорошо и что такое плохо»
2-ой вариант. Показ картинок можно сопровождать двигательной активностью детей. Например, на позитивные картинке дети реагируют прыжками, а при показе негативной картинке садятся на пол.
3-ий вариант. Воспитатель предлагает выбрать картинки, которые понравились им больше всего, и попросите объяснить, почему они сделали такой выбор. Или воспитатель предлагает выбрать картинки, которые не понравились им, и попросите объяснить, почему.
«АЗБУКА ЗДОРОВЬЯ»
Цель: систематизировать представления детей о здоровье и здоровом образе жизни, развивать речь, внимание, память.
Материал: иллюстрации.
Ход игры: Играют от 1 до … человек. Воспитатель называет правило, а ребёнок находит карточку – иллюстрацию этого правила. Или воспитатель показывает карточку, ребёнок говорит, что нужно делать в данной ситуации.
«ТАНЯ ПРОСТУДИЛАСЬ»
Цель: способствовать формированию навыка пользования носовым платком, закреплять знание о том, что при чихании и кашле нужно прикрывать рот носовым платком, а если кто-то находится рядом, отворачиваться
Материал: носовой платок.
Ход игры: воспитатель спрашивает: зачем людям нужен носовой платок?
И затем предлагает детям различные ситуации, которые проигрываются вместе с малышами:
- Что нужно сделать, если ты хочешь чихнуть? И т. д.
«ВЫМОЕМ КУКЛУ»
Цель: закреплять знания о предметах личной гигиены для мытья и умывания, последовательность действий, способствовать формированию привычки к опрятности.
Материал: различные предметы и предметы личной гигиены для мытья и умывания, куклы.
Ход игры: играют 2 человека. Сначала им предлагается из множества предметов выбрать те, которые «помогают» вымыть (умыть) куклу. А затем моют её. Выигрывает тот, кто правильно отберёт предметы личной гигиены и правильно последовательно вымоет (умоет) куклу.
«ПРАВИЛА ГИГИЕНЫ»
Цель: закреплять культурно-гигиенические навыки (умывание, одевание, чистка зубов, причёсывание, купание, формировать умения показывать эти движения при помощи мимики и жеста и отгадывать по показу.
Ход игры: Воспитатель просит детей при помощи мимики и жестов показать, как они умываются (одеваются, чистят зубы и т. д., соблюдая последовательность выполнения данных навыков. Или воспитатель показывает при помощи мимики и жестов, что он делает, а дети отгадывают.
«ПОДБЕРИ КАРТИНКИ»
Цель: уточнить представления детей о предметах личной гигиены, формировать навыки здорового образа жизни.
Материал: картинки различных предметов, картинки с изображением предметов личной гигиены.
Ход игры: воспитатель просит выбрать только картинки с изображением предметов, помогающих ухаживать за телом (лицом, зубами, волосами).
2 ИГРЫ
ИГРА «КУКЛА ИДЕТ НА ПРОГУЛКУ»
Цель: формирование у ребенка представлений об одежде, умению выполнять предметно-игровые действия.
Оборудование: кукла.
Ход игры: взрослый говорит, что кукла собирается на прогулку: "Давай поможем кукле одеться, на улице холодно", предлагает ребенку достать из шкафчика одежду: шапку, куртку, ботиночки. Затем взрослый поочередно берет каждую вещь, показывает ее ребенку, медленно приговаривая:
Надеваем курточку, проденем руки в рукава,
Застегнем пуговицы. Вот, куртку надели!
Надеваем ботиночки на ножки,
Вот шнурки, я помогу тебе завязать
Вот, ботиночки надели на ножки
Надеваем шапку на голову.
Вот, так, шапку надели
Кукла собралась на прогулку, может идти гулять.
В целях закрепления у ребенка представлений об одежде, игра повторяется с другой куклой, ребенку предоставляется возможность действовать самостоятельно.
ИГРА «ВЫМОЙ РУКИ»
Цель: учить ребенка мыть руки.
Оборудование: заяц резиновый.
Ход занятия: взрослый обращается к ребенку: "Мы пришли с прогулки, нам нужно вымыть ручки. Зайчик будет смотреть, как мы моем ручки". Взрослый ставит игрушку на край умывальника и показывает ребенку движения руками под струей воды. В конце процедуры взрослый от имени зайчика хвалит ребенка.
ИГРА «СДЕЛАЕМ ЛОДОЧКИ»
Цель: учить ребенка последовательно выполнять действия при мытье рук, подражать действиям взрослого.
Ход занятия: взрослый обращает внимание ребенка на то, что при мытье рук надо соблюдать последовательность действий: засучить рукава ( взрослый произносит потешку: "Кто рукавчик не засучит, тот водички не получит!");
открыть кран;
сложить ладони рук "лодочкой";
подставить руки под струю воды;
закрыть кран;
вытереть руки полотенцем.
Затем ребенку предлагают выполнить действия, подражая взрослому, который обращает внимание ребенка на положение рук.
ИГРА «МЫЛЬНЫЕ ПЕРЧАТКИ»
Цель: учить ребенка намыливать руки с внешней и внутренней стороны.
Оборудование: детское мыло, полотенце.
Ход занятия: взрослый подводит ребенка к умывальнику, стоит за его спиной, берет в руки мыло и показывает круговые движения рук при намыливании. Затем передает ребенку кусок мыла и просит его повторить движения намыливания.
Движения нужно делать до тех пор, пока не образуется белая пена. Обращается внимание ребенка на белые ручки, взрослый говорит: "Вот, какие у нас перчатки - белые!" Далее взрослый помогает ребенку смыть пену под струей воды, при этом произносит одну из потешек:
Например:
Ладушки, ладушки, с мылом моем лапушки,
Чистые ладошки, вот вам хлеб, да ложки!
В кране булькает вода. Очень даже здорово!
Моет рученьки сама Машенька Егорова
(взрослый называет имя ребенка).
Знаем, знаем да, да, да! Где тут прячется вода!
В конце игры взрослый хвалит ребенка, обращает внимание на его чистые руки. В случае необходимости используются совместные действия взрослого и ребенка.
ИГРА «ДЕЛАЕМ ПРИЧЕСКУ»
Цель: учить ребенка держать в руке расческу и расчесывать волосы движениями сверху-вниз.
Оборудование: зеркало, расческа, нарядная кукла.
Ход игры: взрослый демонстрирует ребенку куклу и обращает внимание на ее прическу: "Посмотри, у куклы красивая прическа: длинные, ровные волосы, бантик. Красивая кукла! Давай и тебе сделаем красивую прическу!" Взрослый расчесывает перед зеркалом волосы ребенка, затем просит малыша попробовать это сделать самому: дает расческу в руки ребенку при этом помогает удер-живать ее, вести руку с расческой сверху вниз. В конце расчесывания просит ребенка посмотреть в зеркало, обращает его внимание на то, что он стал таким же красивым, как кукла.
ИГРА «ПОЧИСТИМ ЗУБКИ»
Цель: учить ребенка чистить зубы.
Оборудование: две зубные щетки, стакан с водой, зеркало.
Ход занятия: взрослый просит ребенка посмотреть в зеркало и улыбнуться, при этом обращает его внимание на зубы. Затем говорит, чтобы зубы не болели, нужно их чистить. Взрослый достает две щетки: одну дает в руки ребенку, а другой показывает, как нужно проводить щеткой по зубам, при этом произносит потешку:
Ротик, ротик! Где ты ротик?
Зубки, зубки! Где вы зубки?
Щечка, щечка! Где ты щечка?
Будет чистенькая дочка!
В конце игры взрослый вместе с ребенком смотрят в зеркало и улыбаются, показывая чистые зубы. При необходимости используются совместные действия взрослого и ребенка.
ИГРА «ФОНТАНЧИКИ»
Цель: учить ребенка полоскать рот.
Оборудование: стакан.
Ход занятия: взрослый подводит ребенка к зеркалу в ванной комнате и предлагает пускать фонтанчики, произносит потешку:
Наберем водичку в рот, пусть фонтанчик оживет! Взрослый набирает в рот воду и показывает, как выпустить воду изо рта, затем, как надо полоскать рот. Ребенку предлагается сделать так же. В конце занятия взрослый хвалит ребенка.
ИГРА «НОСИКИ-КУРНОСИКИ»
Цель: учить ребенка пользоваться индивидуальным носовым платком.
Оборудование: индивидуальные носовые платки.
Ход занятия: взрослый произносит потешку, демонстрируя каждое действие:
Носовой платок в кармашке (достает платок из кармана,
Будем нос им вытирать (показывает действие с платком,
Чтобы носик, наш курносик, снова чистым был опять (убирает платок в карман).
Взрослый просит каждого ребенка показать, как он умеет пользоваться носовым платком.
3 ПАПКИ-ПЕРЕДВИЖКИ
«УЧИМСЯ ПРАВИЛЬНО УХАЖИВАТЬ ЗА ЗУБАМИ!»
Частой причиной зубной боли является воспаление внутренней мягкой ткани зуба (пульпы, богатой кровеносными сосудами и нервными окончаниями. Воспаление вызывают микробы, которые проникают в пульпу через полости, образующиеся при разрушении твердых минеральных слоев зуба: эмали и лежащим под ней дентином. Процесс разрушения твердых тканей зуба называется кариесом. При кариесе ребенок также может ощущать боль в зубах, но только при непосредственном действии раздражителя, например холодной или горячей воды. Если воспаляется пульпа, то боль в зубе возникает приступообразно, не только во время действия раздражителей (во время еды, но в любое время, в том числе ночью. Иногда боль носит постоянный ноющий характер.
Для профилактики порчи зубов не давайте ребенку очень холодную или горячую пищу, особенно если они чередуются. От этого трескается эмаль. Не рекомендуется есть слишком кислую пищу, например сырой лимон, много сахара, а также пищу преимущественно мягкой консистенции. Лучше не давать ребенку сахара, конфет и сладких фруктовых соков в перерывах между едой. Для самоочищения зубов и поддержания жевательной функции полезно давать ребенку хлебные корки, морковь, яблоки и т. п. С трехлетнего возраста можно начинать приучать ребенка чистить зубы щеткой.
ПОМОЩЬ:
Если у вас нет возможности немедленно отвести ребенка к стоматологу, то зубную боль можно успокоить следующими средствами:
-положить в дупло зуба (кариозную полость) ватку, смоченную зубными каплями, каплями «Дента» или маслом мяты перечной;
-натирать десну около больного зуба долькой чеснока, очистив ее от шелухи;
-положить между больным зубом и щекой листья валерианы или конского щавеля;
-полоскать рот теплым отваром шалфея лекарственного (1 столовую ложку сухих листьев на стакан кипятка, стараясь подольше держать его во рту у больного зуба;
Срочно обратитесь к стоматологу!
«УЧИМ ЧИСТИТЬ ЗУБЫ»
Важнейший этап на пути сохранения красивой улыбки на всю жизнь – обучение ребенка самостоятельной гигиене полости рта, которая начинается с первой детской щетки и пасты. Так что, если ваш ребенок уже подрос, пора - учим чистить зубы. Чем раньше вы приступите к воспитательно–стоматологическим действиям, тем лучше. Показывайте, как нужно сначала помыть щетку теплой водой и прополоскать рот. Чистить зубки нужно так, как будто вы их подметаете. Верхние зубки почистить движениями сверху вниз, чтобы грязь из-под десны выходила наружу, а нижние - снизу вверх. Обязательно нужно почистить внутреннюю поверхность зубов, которую сложнее вычищать, чем наружную. В конце нужно очистить жевательную поверхность всех зубов горизонтальными и круговыми движениями. Маленький человечек должен сам поводить щеткой по своим зубкам, но потом ваши умелые руки должны доделать все то, что ребенок сам сделать пока не может. Постепенно он научится правильно и тщательно выполнять все движения, если ребенка учить чистить зубы спокойно и неторопливо.