Диана Сулейманян
Проект для дошкольников «Насекомые»
▼ Скачать + Заказать документы
Участники проекта: дети средней группы, родители воспитанников, воспитатели.
Актуальность темы:
В дошкольном возрасте дети активно познают окружающий мир. Их очень увлекает все, что происходит вокруг. Они все время задают вопросы: кто это? какой? для чего? почему? про жучков, бабочек, муравьев, и пытаются сами найти ответ, рассматривая и собирая их.
Участие дошкольников в проекте позволит сформировать представление о насекомых, их пользе или вреде; развивать творческие способности и поисково-исследовательскую деятельность.
Цель проекта:
Публикация «Проект для дошкольников „Насекомые“» размещена в разделах
- В мире животных. Проекты
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- Насекомые. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
формирование у детей общих представлений о строении и многообразии насекомых.
Задачи проекта:
Расширение и систематизация знаний детей о насекомых, их строении, местах обитания, характерных особенностях;
Развивать умение делать выводы, устанавливая причинно-следственные связи между объектами живой природы;
Воспитание бережного отношения к природе, развивать эмоциональную отзывчивость; развивать коммуникативные навыки; формировать навыки исследовательской деятельности; закреплять представление о том, что в природе нет «ненужных» насекомых,: вредные с нашей точки зрения насекомые являются пищей для птиц и некоторых животных, развитие творческих способностей, речи, мышления.
Вид проекта:
групповой (коллективный).
Длительность
: краткосрочный, три недели.
Тип проекта:
информационно-исследовательский.
Ожидаемый результат: К концу проекта дети будут знать и называть насекомых (бабочка, муравей, божья коровка, жук, пчела, кузнечик); иметь простейшие представления о некоторых особенностях внешнего вида (форма тела, количество ног, наличие крыльев, способах передвижения (прыгает, летает, бегает, издаваемых звуках (жужжит, стрекочет, где и как зимуют насекомые; знать о пользе или вреде, которую приносят людям и растениям; находить сходства и различия; владеть понятием «насекомые»; составлять рассказ о насекомом,увеличение словарного запаса.
Этапы реализации проекта:
1. Подготовительный этап:
поисковая работа по подбору иллюстративного материала по теме «Насекомые»;
1. Сбор и систематизация информации:
Рассматривание иллюстраций, книг; организация выставки книг по насекомым; беседы «Почему зимой нет насекомых», «Чем питаются насекомые», «О бережном отношении к насекомым»; «Шестиногие малыши», «Правила поведения на природе: в лесу, в поле…», «Какое летающее насекомое тебе больше нравится». Ситуативные разговоры: «Кто же такие хищные насекомые», «Какую пользу и вред приносят насекомые - людям, лесу?».
2. Творческая деятельность детей:
создание творческих работ по теме.
3. Взаимодействие с родителями:
проведение бесед, консультаций; совместная деятельность детей и родителей; практические задания.
2. Основной этап:
Социально-коммуникативное развитие:
Серия бесед: «Почему зимой нет насекомых», «Чем питаются насекомые»,
«О бережном отношении к насекомым»; «Какое летающее насекомое твоё любимое». Мультимедийная презентация: «Рассказ про бабочку». Воспитание бережного отношения к природе: ООД «Путешествие в царство насекомых». Составление рассказов о насекомых.
Продуктивная творческая деятельность.
В ходе проекта были востребованы следующие виды деятельности детей:
1. Развитие речи:
Знакомство с литературными произведениями: Г. Х. Андерсен «Дюймовочка», А. Бианки «Как муравьишка домой спешил», «Паучок – пилот», Г. Глушнёв «Кузнечик и кузнечики», С. Михалков «Академия наук», Г. Скребицкий «Счастливый жучок», В. Зотов из книги «Лесная мозайка» («Божья коровка», «Кузнечик», «Майский жук», К. Ушинский «Пчёлки на разведках», К. Чуковский «Муха-Цокотуха»; разучивание стихов о насекомых «Сороконожка», «Песенка жука», «Про бабочку», пальчиковой гимнастики «Жук, стрекоза, осы», «На полянке», загадывание загадок; составление описательных рассказов, рассматривание иллюстраций.
2. Творческая деятельность:
выставка детских книг «Насекомые»; поделки из природного материала,рисование «Бабочки»; аппликация «Насекомые»; самостоятельная деятельность в центе художественного творчества (трафареты, раскраски);
3. Игровая деятельность:
Дидактические игры: «Скажи ласково», «Угадай, что лишнее?», «Один -много», «Кому что?», «Узнай по описанию», «Закончи предложение»; «Жук», «На лугу», «Половинки», «Игры с фонариком».
Сюжетно-ролевые игры: «Зоомагазин», «Приключение в лесу», «Книжный магазин».
Подвижные игры: «Цветы и пчелы», «Дневные и ночные бабочки», «Медведь и пчёлы», «Бабочки и цветочки».
Поисковая деятельность: найти на участке насекомых, отмеченных на карточках.
4. Формы взаимодействия с родителями:
Размещение материалов в родительских уголках на тему «Насекомые», консультации для родителей «Если ребенок боится насекомых», «Как привить любовь к природе», «Укусы насекомых», «Первая помощь при укусах насекомых», «Куда исчезают насекомые зимой?». Родители составляют с ребенком рассказ о насекомом, помогают оформить рисунками. совместная деятельность детей и родителей по подбору иллюстраций и подбору материала на тему насекомые;
3. Заключительный этап:
Альбомы фотографии, иллюстрации, выставка рисунков «Букашки-таракашки», выставка детских книг «Насекомые», коллективная работа «На полянке».
Заключение:
За время проекта дети познакомились с разнообразием насекомых. Детям было очень интересно наблюдать за ними. Во время реализации проекта дети знакомились с рассказами, разучивали стихи и песни, составляли собственные рассказы по картинкам, благодаря чему у них обогатился словарный запас, который они активно используют в повседневной жизни. В процессе игры у детей развивались память, логическое мышление, речь, внимание, у них воспитывалось чувство товарищества. В ходе работы по проекту можно сделать вывод, что совместная работа объединяет родителей, детей и педагогов общими интересами, впечатлениями, эмоциями, способствует формированию интереса ко всему живому. Благодаря проведенной работе, наши дети осознанно могут ответить на вопрос, почему необходимо бережно относиться к насекомым.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Белая К. Ю., Формирование основ безопасности у дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений и родителей. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011. – 64 с.
Волчкова В. Н., Степанова Н. В., Конспекты занятий в средней группе детского сада. Экология. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2005.
Веракса Н. Е., Работа над проектами в детском саду//Современное дошкольное образование. – 2008.– № 5
Журнал «Воспитатель ДОУ» - М. : ТЦ «Сфера», 2015. - №9.
Каушкаль О. Н., Формирование целостной картины мира. Познавательн0-информационная часть, игровые технологии. Средняя группа. Учебно – методическое пособие. – М. : Центр педагогического образования, 2015. – 128 с.
Козина И. В., Лексические темы по развитию речи дошкольников. Средняя группа. Методическое пособие. – М., Центр педагогического образования, 2015. – 176 с.
Павлова Л. Ю., Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром: Для занятий с детьми 4-7 лет. - М. :МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. – 80 с.
Рыжова Н., О программах экологического образования дошкольников//Дошкольное образование. –2004.–№ 11
Экологические проекты с детьми – реальность и сказка на одном пространстве//Дошкольное образование. –2004.–№ 12 2.
Экологические игры Натальи Рыжовой//Дошкольное образование. –2008.–№ 19. № 23; 2009.–№ 5; № 8.