Людмила Пронькина
Проект «Насекомые» для средней группы
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Насекомые».
Подготовили проект : воспитатели МБДОУ детского сада №21 комбинированного вида Пронькина Л. В., Мейжус Н. Н., средней группы «Рыбки».
Тип проекта :
• познавательно-творческий;
• среднесрочный;
• групповой.
Срок реализации проекта : 2 недели (с 08.04.2019 г. по 19.04.2019 г.).
Участники проекта :
• Педагоги, воспитатели группы;
• Дети средней группы (возраст детей 4-5 лет);
• Родители.
Публикация «Проект „Насекомые“ для средней группы» размещена в разделах
- В мире животных. Проекты
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- Насекомые. Проекты
- Проекты
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» июнь 2019
Образовательные области: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие.
Актуальность проекта.
С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Очень важно начинать экологическое воспитание с самого раннего детства, когда малыши активно познают мир, формируя у них основы экологического сознания, первые представления и ориентиры в мире природы.
Дети младшего дошкольного возраста находятся у истоков познания окружающего мира. Именно в эти годы у них формируются первичные представления об окружающем мире, формируется познавательный интерес. Малыши накапливают представления об объектах живой и неживой природы, явлениях природы, о животных, рыбах и насекомых.
Правильное отношение к живым существам появляется лишь в добровольном и активном участии детей в совместной со взрослыми деятельности.
При ознакомлении детей с природой открываются возможности для эстетического, нравственного воспитания. Общение с природой обогащает духовную сферу ребенка, способствует формированию положительных моральных качеств.
Жизнь разнообразных насекомых вызывает интерес младших дошкольников, будоражит детскую фантазию. Как поддерживать интерес ребенка к чему-то новому. С помощью, каких методов можно заинтересовать ребенка, помочь ему узнать новую интересную информацию о многообразии видов и жизни насекомых. Такой метод, как проект даст детям новую информацию, сделает познавательный процесс интересным и мотивационным – усвоить материал, доступный их возрасту.
Цель проекта. Расширить представления младших дошкольников о многообразии видов насекомых и их жизнедеятельности.
Задачи проекта :
Задачи для детей:
1. Познакомить детей с некоторыми видами насекомых, внешним видом, способом передвижения, средой обитания;
2. Помочь детям понять и осмыслить, как и чем богат мир насекомых; узнать о их пользе или вреде;
3. Формировать навыки исследовательской деятельности.
4. Воспитывать бережное отношение к живому; развивать эмоциональную отзывчивость.
Задачи для педагогов:
1. Формировать у детей познавательный интерес к живой природе;
2. Развивать мышление, воображение, творческую фантазию по средствам игровой деятельности;
3. Развивать социально-профессиональную компетентность и личностный потенциал;
4. Создавать и обогащать развивающую предметно-пространственную среду группового пространства;
5. Обеспечить психологический комфорт детей в группе.
Задачи для родителей:
1. Совместная деятельность родителей и детей в рамках проекта «Насекомые»;
2. Закрепление знаний детей, приобретенных в детском саду.
3. Обогащение опыта сотрудничества родителей с детьми и педагогами.
Продукты проектной деятельности : детские работы по теме проекта «Насекомые». Лепка: «Стрекоза», «Пчелка», «Жук», аппликация: «Бабочка», «Майский жук», рисование: «Муравьишко», «Паучок».
Итоговое мероприятие: выставка детских работ.
Ожидаемые результаты.
В процессе взаимодействия педагог – дети – родители в реализации проекта :
Дети:
1. Формирование интереса к проекту.
2. Обогащение знаний детей о насекомых, особенностях внешнего вида, места обитания, образа жизни.
3. Формирование первоначальных навыков экологической культуры.
4. Формирование речевых навыков.
5. Интеллектуальное развитие.
6. Воспитание доброго, бережного отношения к живой природе, развитие любознательности.
7. Реализация потребностей в продуктивных видах деятельности.
Родители:
1. Участие семьи в воспитательном процессе на основе педагогического сотрудничества.
2. Повышение активности родителей в совместной деятельности с детьми в детском саду.
3. Обогащение родительского опыта.
Педагоги:
1. Обогащение знаниями воспитанников по данной теме.
2. Вовлечение родителей к участию в проектной деятельности.
3. Активное сотрудничество с родителями в ходе организации и проведения совместной деятельности с детьми.
4. Создание условий для развития творческих способностей детей через театрализованную деятельность.
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
I. Подготовительный этап:
Определение педагогом темы, целей и задач, содержания проекта.
Прогнозирование результата.
Обсуждение с родителями темы проекта, этапов его реализации.
Определение содержания деятельности всех участников проекта.
Подбор и изучение дидактических пособий, методической и художественной литературы.
II. Основной этап реализации проекта :
Содержание деятельности педагога:
Составление плана работы над проектом.
Наполняемость центров активности предметами и материалами по теме.
Проведение организованной образовательной деятельности.
Подборка и проведение подвижных, дидактических, словесных, сюжетно-ролевых игр с детьми.
Обобщение результатов внедрения проекта, полученных знаний детей в ходе реализации проекта. Подведение итогов.
Содержание деятельности родителей:
Родители готовы и способны активно взаимодействовать с педагогами ДОУ по вопросам экологического воспитания детей.
Семьи воспитанников принимают непосредственное участие в реализации проекта, высказывают рекомендации, идеи по эффективности экологического воспитания детей.
Проявляют интерес к результатам достижений ребенка в освоении экологических знаний, экологической культуры.
Осознают влияние образовательного процесса на развитие компетенций ребёнка и его личностных качеств.
Система мероприятий с детьми.
Образовательно-практическая часть.
Утренний кружок «Начало дня» :
Беседы:
«Мир насекомых» (знакомство с насекомыми, их название);
«Внешний вид, способ перемещения»;
«Как насекомые приспособлены к наземно-воздушному образу жизни»;
«Чем питаются насекомые?»;
«Как появляется бабочка?»
Рассматривание предметных картинок «Насекомые».
Чтение стихов, отгадывание загадок по теме.
Пальчиковая гимнастика «Веселая беседа», «Улитка».
Подвижные игры: «Поймай сачком», «Медведь и пчелы», «День и ночь» (дневные и ночные бабочки, «Стрекозы, бабочки, пчёлы, кузнечики», «Паук», «Поймай комара».
Литературный центр:
Разучивание пословиц и поговорок о насекомых, отгадывание загадок.
Чтение басни И. А. Крылова «Стрекоза и муравей».
Чтение произведений К. И. Чуковского: «Муха-Цокотуха», «Тараканище», «Как муравей домой спешил»; Ю. Д. Дмитриева «Кто без крыльев летает».
Рассматривание иллюстраций, журналов и энциклопедий о насекомых.
Дидактические игры: «Кто что умеет делать?», «На полянке», «Отгадай насекомое», «Божьи коровки», «Найди ошибку художника», «Собери цветок».
Центр искусства:
Лепка: «Жук», «Стрекоза».
Аппликация: «Бабочка», «Майский жук».
Рисование: «Стрекоза», «Пчелка», «Божья коровка».
Центр математики и манипулятивных игр:
Дидактические игры: «Собери пчелку» (из геометрических форм, «Найди и назови», «Четвертый лишний», «Я знаю пять…насекомых».
Настольно-печатные игры: «Парные картинки», «Найди такую же».
Центр драматизации и сюжетно-ролевой игры:
Драматизация сказки К. И. Чуковского «Муха-Цокотуха» (отрывок).
Центр строительства и конструирования:
Конструирование из настольного конструктора «Домики для пчелок».
III. Заключительный этап.
1. Выставка рисунков, поделок.
2. Презентация проекта (подведение итогов проектной деятельности).
ВЫВОДЫ.
Проект дал возможность расширить представления детей о насекомых. Воспитанники познакомились с жизнью насекомых, узнали об интересных фактах. Получили представление о многообразии мира насекомых. Научились проявлять заботу о живых существах и беречь живую природу.
В результате бесед, познавательных занятий у детей совершенствовались навыки речевого общения, а также технические и художественные навыки в лепке, рисовании, аппликации. Дети научились изображать внешнее строение насекомых, используя разную цветовую гамму.
Взрослые стали более активно участвовать в создании условий для реализации творческих и познавательных способностей у детей, в организации и проведении экологических мероприятий.
Использованная литература:
1. Веракса Н. Е. Примерная общеразвивающая программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы. Издательство Мозаика – Синтез Москва, 2014;
2. Горькова Л. Г., Кочергина А. В. Сценарии занятии занятий по экологическому воспитанию дошкольников» - М. : ВАКО, 2005;
3. Золотова Е. И. «Знакомим дошкольников с миром животных» - М. : Просвещение, 1982;
4. Маханева, М. Д. Экологическое развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста. Методическое пособие для воспитателей ДОУ и педагогов начальной школы [Текст] / М. Д. Маханева. - М. : Аркти, 2004. – 320 с.
5. Николаева С. Н. «Юный эколог» - М. : Мозайка-Синтез,1999;
6. Николаева С. Н. «Методика экологического воспитания в детском саду» -М. : Просвещение, 2006.
7. Саморукова Т. Г. «Как знакомить детей с природой» М: «Просвещение», 1983;
8. Шорыгина Т. А. «Насекомые. Какие они?». М., 2003.