Ирина Малявина
Проект «Народно-прикладное творчество»
▼ Скачать + Заказать документы
Вид проекта : творчески – информационный.
Продолжительность проекта : средней продолжительности.
Участники проекта : дети подготовительной к школе группы.
Срок реализации: декабрь 2015 года - март 2016 года.
Актуальность проекта :
Каждому человеку и каждому народу, чтобы жить осмысленно и с достоинством, чтобы пользоваться уважением окружающих, надо знать себя, понимать своё место в мире природы, других людей. Такое знание и понимание возможны, только тогда, когда органически освоена русская культура, когда понято и осмысленно прошлое – далёкое и близкое. Вот тогда можно самостоятельно и с успехом планировать своё будущее, выстраивая его фундамент в настоящем. У детей слабо развит познавательный интерес об истории народных игрушек, о народных мастерах, особенностях росписи Хохлома, Гжель и т. д. У детей бедный словарь существительных, прилагательных по теме «Декоративно – прикладное искусство». Таким образом, проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных, как в теоретическом, так и в практическом отношениях. Именно поэтому мы решили активно включить детей и их родителей в деятельность по формированию и развитию основ художественной культуры ребенка через народное декоративно-прикладное искусство.
Публикация «Проект „Народно-прикладное творчество“» размещена в разделах
Цель: формирование и развитие основ художественной культуры ребенка через народное декоративно-прикладное искусство.
Задачи:
• Приобщать детей к народному декоративно-прокладному искусству в условиях собственной практической творческой деятельности;
• Воспитывать устойчивый интерес к народному творчеству как эталону красоты;
• Развивать художественно-творческие способности у детей, привычку вносить элементы прекрасного в жизнь;
• Сформировать представление о закономерностях народного декоративно- прикладного искусства (колорит, содержание, чередование, симметрия, асимметрия в узоре, изобразительные приемы и т. д.);
• При освоении художественного опыта народных мастеров развивать индивидуальное творчество детей в орнаментальной деятельности: специальные художественные способности – «чувство» цвета, ритма, композиции, самостоятельность, творческую инициативу
Планируемые результаты проекта :
• Знание детьми различных видов декоративно-прикладного искусства: дымковской, филимоновской игрушки, хохломской, городецкой, гжельской росписи, умение ориентироваться в различных видах росписи.
• возвращение национальной памяти, бережное отношение к старинным праздникам, традициям, в которых народ оставил нам самые ценные культурные достижения.
В работе над проектом использовались следующие методы и приемы:
• метод обследования, наглядности (рассматривание подлинных изделий, иллюстраций, альбомов, открыток и др. наглядных пособий);
• словесный (беседа, использование художественного слова, указания, пояснения);
• практический (самостоятельное выполнение детьми декоративных изделий, использование различных инструментов и материалов для изображения);
• эвристический (развитие находчивости и активности);
• частично-поисковый;
• мотивационный (поощрение);
Реализация проекта.
1 этап -вводный
- подбор и изучение материалов и литературы по заданной теме.
- изучение предметно-развивающей среды в ДОУ во всех возрастных группа;
- беседы и анкетирование родителей по вопросам «Народно- прикладное творчество»;
2 этап.
- организация театрально-игрового пространства, центры изобразительной деятельности.
- непосредственно- образовательная деятельность по художественно- эстетическому развитию и познавательному развитию:
- Раскрашивание плоскостных силуэтов красками: «Волшебные лошадки», «Распишем наряды козлятам», «Дымковская барыня», «Сказочные птицы».
- Рисование элементов дымковской, хохломской росписи
- Лепка «Дымковская лошадка», «Козлик по мотивам дымковской игрушки», «Дымковский индюк», «Барыня, няня, водоноска», посуда «Гжель», «Хохлома», посуда «Гжель».
- Беседы с детьми о народных праздниках, народных традициях, о жизни наших предков «В гости к городецким мастерам», «Путешествие к мастерам хохломы», «В гости к дымковским мастерам», «Филимоновская игрушка».
- Чтение художественной литературы: М. Г. Смирнова «Дымка», «Красная девица»; А. Дьякова «Весёлая дымка», Л. Гулыга «Пёстрый хоровод»; В. В. Гаврилова «Индюк», «Водоноска», П. Синявский «Хохломская роспись», Ю. Николаева «Чаша», В. Набоков «Хохлома», Н. Бедник «Хохлома».
- заучивание стихов, загадок по теме «Народное творчество»
- активизация словаря: растительный орнамент, завиток, тычок, травка, элемент, «золотая Хохлома», дымковская, филимоновская игрушка, гжель, ярмарка, коробейник.
- драматизация сказок.
- дидактические игры «Обведи элемент», «Обведи и раскрась», «Собери целое», «Обведи рисунок», «Продолжи рисунок», «Найди пару».
- подвижные народные игры «Зайцы и волк», «Круг – кружочек», «Конное состязание», «Заря», «Дядюшка Кондрат».
- хороводные игры «Рябинка».
Работа с родителями.
- Консультации «Декоративно- прикладное искусство в детском саду и дома»; «Художественно – эстетическое воспитание детей в семье».
- Родительское собрание «Народно-прикладное творчество»
- изготовление атрибутов для драматизации сказок
- пополнение книжного уголка по теме
- непосредственно- образовательная деятельность по художественно- эстетическому развитию «Там русский дух»
Работа с педагогами.
- консультации по теме «Народно- прикладное творчество»
3 этап: Заключительный.
- конкурс «Декоративный калейдоскоп»
- изготовление альбома «Генеалогическое древо»
- городской конкурс рисунков
- развлечение с участием родителей и детей «Веселая Масленица»
В результате проекта :
- Пополнена развивающая среда группы
- Дети имеют представление о некоторых особенностях декоративно- прикладного искусства
- Дети имеют первые представления о декоративно-оформительском искусстве - искусстве красивого оформления комнаты, группы, выставок, поздравительных открыток, атрибутов для игр.
- Дети имеют представление о том, что образы и узоры, их элементы взяты человеком из природы, окружающего мира; декоративные образы отличаются яркостью, нарядностью, узорчатостью, что создает радостное настроение, украшает быт; Дети имеют представления о некоторых видах русского народного- декоративно-прикладного искусства: матрёшка, дымковская игрушка.
- Умеют создавать декоративные композиции по мотивам дымковских узоров, узоры в стиле дымковской росписи; Умеют выделять элементы дымковской росписи, видеть и называть цвета, используемые в росписи.
В заключении определена перспектива деятельности в будущем:
- Использовать выполненные детьми произведения в создании эстетической среды группы, оформлении праздников и досугов, подарков гостям
- Продолжить знакомство с другими народными промыслами России
- Планирование и проведение народных праздников, с использованием атрибутов народного творчества.
- Создать серию альбомов «Народные промыслы России»
А закончить сообщение хотелось бы такими словами: «Чем дальше в будущее входим, тем больше прошлым дорожим, и в прошлом красоту находим, хоть новому принадлежим».