Ирина Ситникова
Общеразвивающая программа дополнительного образования «Декоративно-прикладное творчество» (аппликация из различных материалов)
▼ Скачать + Заказать документы
Общеразвивающая программа дополнительного образования
«Декоративно-прикладное творчество»
(аппликация из различных материалов) для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации
Пояснительная записка
Программа разработана на основе программы педагога дополнительного образования Кириковой Т. П. «Декоративно-прикладное творчество»
Публикация «Общеразвивающая программа дополнительного образования „Декоративно-прикладное творчество“ (аппликация из различных материалов)» размещена в разделах
- Изостудия, кружок ИЗО
- Поделки. Мастерим с детьми
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
Аппликация (от лат. appllcatio – накладывать, прикладывать) – один из видов прикладного искусства, используемый для художественного оформления различных предметов (одежды, мебели, посуды и т. п.) при помощи прикрепления к основному фону вырезанных декоративных или тематических форм.
Своеобразие аппликации заключается как в характере изображения, так и в технике ее исполнения.
В современном мире высоких технологий, экономического и информационного прогресса эта программа особенно актуальна. Работая с природным материалом, ребёнок испытывает радость от трудового процесса, может увидеть прекрасное в обыденных вещах, стремится познать законы и тайны мироздания и при этом учится логически мыслить и находить нестандартные решения в различных жизненных ситуациях. Ребята могут применить полученные знания и практический опыт в оформлении школьных праздников и выставок, своей комнаты, подарков родственникам. Вместе с познанием окружающего мира формируется и культура отношения к природе. Как средство художественного оформления аппликация создает своеобразный декоративный эффект. Иногда вырезанные формы применяются для оформления помещений (например, бумажные салфетки и кружева для оформления полок, различные разноцветные фигуры для наклеивания на стекла в качестве праздничного оформления). В процессе работы происходит развитие ребенка в самых различных направлениях : конструкторское мышление, художественно-эстетический вкус, образное и пространственное мышление. Все это необходимо современному человеку, чтобы осознать себя гармонично развитой личностью.
Цель программы :
- обеспечение современного качества дополнительного образования на основе сохранения его уникальности, своеобразия, традиций и соответствия актуальным, современным и перспективным потребностям личности, общества и государства.
- создание условий для развития творческих способностей, фантазии посредством аппликации.
Задачи:
формировать умение использовать различные технические приемы при работе с бумагой различной фактуры, природным материалом, тканью и др. материалами;
отрабатывать практические навыки работы с инструментами;
закрепление и совершенствование приемов работы с клеем и ножницами, осознано выполнять правила безопасности труда.
развивать образное и пространственное мышление, фантазию ребенка;
формировать художественный вкус и гармонию между формой и содержанием художественного образа;
Организация и содержание работы.
Тематика занятий строится с учетом интересов детей, возможности их самовыражения. Теоретические сведения – это объяснение нового материала, информация познавательного характера. Практические работы включают изготовление и оформление поделок. Ребята изучают природу родного края, технологию и этапы работы с различным природным материалом (деревом, ветками, семенами и т. д.). выполняя флористические работы, дети узнают о возможности использования материалов растительного происхождения. В блоке «Аппликация из природного материала», особое внимание уделяется заготовке материалов и их хранению.
Работа с природным материалом дает возможность для развития чувства цвета, пропорции, глазомера, тренирует руку.
На каждом занятии проводятся оздоровительные минутки (игры и упражнения для снятия утомляемости, напряжения, выработки правильной осанки).
Итоги работы подводятся на отчетных занятиях в форме игр, выставок работ воспитанников, праздниках и т. д.
В процессе работы по программе, дети постоянно совмещают и объединяют в одно целое все компоненты: материал, изобразительное и цветовое решение, технологию изготовления, назначение и др.
Такой характер творчества заставляет педагога сознательно объединять в одном занятии различные виды деятельности, соответственно перестраивая педагогические подходы, раскрывая в творческой деятельности свои специфические признаки педагогической целесообразности и значимости.
В результате обучения дети приобретают основные знания, умения и навыки, осваивают различные способы деятельности, строго соблюдая безопасность работы, используют приобретённый опыт в практической деятельности и повседневной жизни.
Программа объединения разработана для детей в возрасте с 6 лет с опорой на знания, полученные на занятиях по трудовому обучению.
Программа рассчитана на 3 месяца обучения, занятия проводятся один раз в неделю по 1 часу.
Возраст детей 6-7 лет.
Учебный план дополнительной образовательной программы
№ Наименование темы Всего Теоретические занятия Практические занятия
1. Введение. 1 1
2. Конструирование. 1 1
3. Аппликация из природных материалов. 2 2
4. Аппликация из бумаги. 5 1 4
5. Аппликация из различных материалов. 2 2
6 Итоговое занятие. 1 1
Всего 12 3 9
Календарно-тематический план программы
№
п/п Тема раздела Кол-во часов Теоретические занятия Практические занятия
1. Введение. Вводное занятие. 1 1 -
2. Конструирование. 1 1
2.1. Вырезание геометрических фигур по трафарету. 1 1
3. Аппликация из природных материалов. 2 2
3.1. Цветы (аппликация из семян растений). 1 1
3.2 Украшение ваз, стаканчиков для карандашей узорами из семян. 1 1
4. Аппликация из бумаги. 5 1 4
4.1 Виды бумажной аппликации. Техника безопасности при работе с различными инструментами и материалами. 1 1 -
4.2 Как родилась бумага. Мозаика из цветной бумаги. 1 1
4.3 Клоун 1 - 1
4.4 На ферме (коллективная работа) 1 - 1
4.5 Букет 1 - 1
5. Аппликация из различных материалов 2 2
5.1. Картина из карандашных стружек. 1 1
5.2. Сказочные сюжеты. 1 - 1
6 Итоговое занятие 1 1
Всего 12 3 9
Содержание образовательной программы
1. Введение в образовательную программу. (1) Теоретическое занятие: Знакомство c группой учащихся. Введение в образовательную программу. Беседа по правилам техники безопасности на занятиях и в объединении. Инструменты для работы, их назначение и правильное применение. Правила умелых ручек. Что такое природа. Правила поведения в природе. Понятие «природные материалы». История возникновения аппликации. Какие бывают аппликации.
2. Конструирование. (1)
Практическое занятие: Упражнение в выстригании геометрических фигур по трафарету и без трафарета. По выбранному сюжету составить эскиз аппликации.
3. Поделки из природных материалов (2) Практические занятия: Изготовление аппликации «Цветы», Использование семян овощей, фруктов и ягод (арбуз, дыня, огурец, тыква, яблоко, апельсин и др. для изготовления панно и составления орнаментов. Украшение ваз, стаканчиков для карандашей узорами из семян. Тест - игра «Какому растению принадлежат семена?»
4. Аппликация из бумаги. (5)
Теоретическое занятие: Виды бумажной аппликации. Как родилась бумага. Сколько у бумаги родственников. Волшебные свойства бумаги. Техника безопасности при работе с инструментами и материалами.
Практические занятия (4) : Изготовление аппликации : мозаика из кусочков цветной бумаги «Грибы». «Клоун». «На ферме». «Букет» - коллективная работа. Оформление выставки работ.
5. Аппликация из различных материалов(2)
Практические занятия: Изготовление аппликации из доступного материала. Выбор сюжета дети проводят самостоятельно. Работа может выполняться как коллективно, так и индивидуально.
6. Итоговое занятие. (1)
Подведение итогов работы. Выставка лучших работ: «Удивительное рядом».