Ольга Сердюкова
Проект «Народно-прикладное творчество»
▼ Скачать + Заказать документы
Проблемное поле:
У современных детей очень слабое представление об истории, быте, культуре, традициях, о декоративно-прикладном творчестве русского народа.
Цель:
Создать условия для познавательного интереса у детей к истории русского народа, к его традициям, к декоративно-прикладному творчеству русского народа. Способствовать воспитанию патриотических чувств, любви к родному отечеству через приобщение к русской культуре.
Задачи:
1. Изучить методическую литературу.
Публикация «Проект „Народно-прикладное творчество“» размещена в разделах
2. Познакомить детей с жизнью русского народа в старину
3. Подобрать и продемонстрировать слайды, иллюстрации, мультфильмы и рассказать детям о русской избе, посуде, одежде, труде и быте русского народа.
4. Подобрать и продолжить знакомство детей с устным народным творчеством – пословицами, поговорками, загадками, сказками.
5. Привлечь родителей к сбору предметов народно-прикладного искусства для организации выставки.
6. Подготовить детей к самостоятельному творчеству, для этого рассмотреть с детьми предметы русского народного творчества – предметы быта - посуду, утварь, игрушки, элементы народного костюма. Рассмотреть особенности дымковской, гжельской, хохломской росписи.
7. Побудить детей к созданию творческих работ по мотивам народных росписей.
8. Познакомить детей с русскими зимними народными забавами, играми.
9. Организовать выставку предметов народного творчества и детских работ.
Описание продукта, полученного в результате проекта :
Выставка предметов русского народного творчества. Выставка работ детей.
Вид проекта :
Краткосрочный – 2 недели; творческий.
Состав участников: воспитатель, дети средней группы, родители.
Сценарий совместной деятельности по решению задач (основные шаги реализации проекта)
I Подготовительный этап:
1. Подготовить и изучить методическую литературу.
2. Составить подборку слайдов для демонстрации детям на большом экране материалов о русской старине (изба, утварь, костюмы, обувь, труд и развлечения русского народа).С участием родителей собрать предметы русской старины, поделки народно-прикладного творчества (ложки, матрешки, подносы с росписью, глиняные и деревянные игрушки)
3. Подобрать картины с изображением предметов народно-прикладного искусства, с дымковской, городецкой, хохломской и гжельской росписью.
4. Подобрать русские народные сказки, пословицы, поговорки для ознакомления с ними детей.
5. Подобрать народные игры и элементы костюмов для игр.
6. Подготовить материалы для совместного творчества.
II этап
1. Деятельность согласно проектной карте.
2. Организация выставки предметов народного творчества и работ детей.
3. Создание альбома фотографий для размещения на сайте группы.
Интеграция по образовательным областям:
Познавательно-исследовательская деятельность:
Беседа об истории русского народа. Рассматривание предметов быта (деревянная посуда, игрушки, выполненные в народном стиле, сувениры). Выяснить с детьми из чего сделаны предметы, для чего применялись.
ФЭМП:
Построение сериационных рядов (от большего к меньшему, от меньшего к большему на примере матрешки).
Совершенствование умения сравнивать величины предметов путем наложения или приложения друг к другу. Использовать сравнительные прилагательные «короче-длиннее, шире-уже, выше-ниже, толще-тоньше».
Закреплять знание форм геометрических фигур, умения находить их в окружающих предметах.
Совершенствовать счет до 5.
Формирование целостной картины мира:
Познакомить детей с особенностями жизни русских людей в старые времена.
Рассмотреть русскую избу, используя иллюстрации к сказкам, мультфильмы и видеозаписи.
Выяснить какую одежду носили люди в старину в разное время года.
Определить, чем русские люди занимались, как работали, отдыхали, создавали предметы с декоративной росписью.
Выяснить из каких материалов люди делали посуду, игрушки, обувь и одежду.
Развитие речи:
Расширять представление детей о предметах, явлениях, событиях, не имевших места в опыте детей (история русского народа).
Обогащать словарный запас детей за счет слов, обозначающих предметы русского быта- посуды, одежды, игрушек.
Совершенствовать умение составлять рассказы по сюжетной картине или по нескольким картинкам.
Развивать умение составлять описательный рассказ о предмете.
Совершенствовать умение пересказывать сюжет услышанного произведения (сказки, рассказа).
Совершенствовать произносительную сторону речи в т. ч. тембр, темп, высоту, громкость голоса.
Творчество :
- лепка-создание игрушек по мотивам дымковской игрушки "Петушок и курочка", "Лошадка".
- аппликация «Веселые матрешки», «Ложки деревянные» -создание работ по мотивам народных росписей.
- рисование «Самовар» хохломская роспись, «Расписная доска» рисование по мотивам городецкой росписи, «Волшебная гжель»-роспись картонной тарелки.
Коммуникация:
Выяснить с детьми, что обозначают некоторые русские пословицы, поговорки, приговорки, заклички и др. - беседа что народ хотел выразить в пословице или поговорке, что обозначают некоторые из них, где уместно говорить.
Русские народные игры :
"Снеговик", "Два Мороза", "У медведя во бору", "Гуси-лебеди", "Зайчик"- познакомить детей с новыми играми, поиграть, соблюдая правила и придумывая свои новые дополнения к игре.
Труд в природе:
Построение ледяной горки для катания, снежных фигурок, сгребание снега под стволы деревьев и кустов, подметание снега на веранде.