Кристина Морозова
Проект «Народно-прикладное искусство»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Народно прикладное искусство»
Тип проекта: познавательно-творческий, совместный.
По продолжительности: краткосрочный: февраль - март 2021 г.
Участники проекта: дети старшей группы и их родители, воспитатели.
Публикация «Проект „Народно-прикладное искусство“» размещена в разделах
- Декоративно-прикладное творчество. Проекты
- Народная культура, фольклор
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Проекты, проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» март 2021
Проблема: В настоящее время возникает необходимость в том, чтобы ребенок почувствовал уникальность своего народа, знал историю своей семьи, страны, возлюбил свою родину, пришел к пониманию и осознанию собственной неповторимости, и значимости каждого человека, живущего на земле, «Маленьким детям еще недоступны понятия о Родине. Воспитание в этом возрасте и состоит в том, чтобы подготовить почву для них, вырастив ребенка в атмосфере, насыщенной живыми образами, яркими красками его страны» [Усова 2005].
Актуальность проекта:
Тема проекта актуальна, так как народное искусство играет важную роль в воспитании детей дошкольного возраста. Советские педагоги А. Г. Усова, Н. П. Сакулина, Е. А. Флерина неоднократно отмечали, что ознакомление с произведениями народного творчества пробуждает в детях первые яркие образные представления о Родине, её культуре, способствует воспитанию патриотических и интернациональных чувств, приобщает к миру прекрасного.
Цель проекта: Познакомить детей, родителей с народными художественными промыслами. Создать условия для приобщения детей и родителей к народной культуре. Развитие художественно-творческих способностей детей средствами народного и декоративно-прикладного искусства.
Задачи проекта:
1. Вызвать у детей интерес к народной культуре.
2. Создать условия для приобщения детей и родителей к народной культуре.
3. Уточнить и расширить знания детей о росписи: хохломы, городца, дымки, матрешки, гжели.
4. Формировать навыки технического исполнения росписей.
5. Развивать творческое воображение.
6. Формировать активное гуманистическое отношение к окружающему миру.
Предполагаемый результат:
У детей сформируются:
• Сформированная предметно - развивающая среда и условия для обогащения разнообразной художественной деятельности детей.
• Созданная модель взаимодействия детского сада и семьи в художественно-эстетическом развитии детей
У родителей:
• Повысится интерес к совместной деятельности
• Гармонизируются детско-педагогические отношения
• Повысится уровень культуры личности.
Формы реализации:
-беседы с детьми о декоративно-прикладном искусстве;
-рассматривание видов росписи;
-выполнение работ по изобразительной деятельности;
-подвижные и малоподвижные народные игры;
-выставка детского творчества;
-работа с родителями:
-совместные работы с детьми;
-консультация для родителей;
-беседы;
-обогащение предметно-развивающей среды;
-создание альбома детских работ по народно-декоративному творчеству.
Реализация проекта по этапам.
I. Подготовительный этап.
II. Основной этап.
III. Заключительный этап.
1 этап: Подготовительный этап.
Цель: выявление знаний педагогов, родителей, детей о народном русском творчестве.
2 этап: Основной этап.
Цель: Знакомство детей, родителей, педагогов с народными традициями, бытом, декоративно-прикладном искусством.
Работа с детьми:
1. Рассматривание иллюстраций, просмотр презентаций.
2. Чтение художественной и научной литературы о народном творчестве.
3. Разучивание подвижных игр на словесной основе (по данной тематике).
4. Разучивание стихов, песен.
5. НОД: изо: «Украсим матрешек», «Рисование матрешек», «Весёлые матрёшки», Знакомство с Хохломской росписью, «Роспись силуэтов», «Украсим силуэты», «Украсим посуду хохломской росписью», «Украшение объемной посуды элементами хохломской росписи», Знакомство с искусством Гжельской росписи, «Ваза для весенних цветов» (гжель, «Рисуем Гжель», «Праздник волшебного рисунка», «Нарисуй какой хочешь узор», «Дымковские куклы», «Дымковские лошадки», «Вылепи какую хочешь дымковскую игрушку», Знакомство с городецкой росписью «Городецкая роспись», «Городецкая роспись деревянной доски», «Нарисуй какой хочешь узор», «Украсим матрешкам фартук».
6. Организация игровой деятельности детей с дидактическими играми по данной тематике. Перечень игр и упражнений: Д/и «Собери целое», Д/и «Обведи и раскрась», Д/и «Найди пару», Д/и «Продолжи рисунок», Д/и «Кто быстрее соберет матрешку», Д/и «Угадай к какому промыслу относится».
Художественная и научная литература о народном творчестве, иллюстрации, стихи, загадки, песни.
«Дымковские лошадки»
«Балалайки»
«Украсим посуду хохломской росписью»
3 этап: Заключительный.
1. Обобщение опыта работы по проблеме
2. Оформление альбома детских работ
3. Выставка детских рисунков, работ из пластилина.
Результативность:
В результате проводимых занятий по декоративному рисованию, рассматривания иллюстраций, изделий народных мастеров, бесед, дидактических игр, чтения стихов и потешек о дымковской игрушке у старших дошкольников появился устойчивый интерес к народному декоративно-прикладному искусству, дети научились хорошо ориентироваться на листе бумаги и бумажном силуэте, усвоили цвета каждой росписи, стали лучше владеть кистью, большинство детей стало безошибочно называть все элементы росписей.
По окончанию данного проекта у детей развились такие качества как: эстетический вкус, умение узнавать предметы народных мастеров, умение создавать рисунок, используя цветовые сочетания. Самостоятельно выбирать элементы орнамента при создании композиции.
Проект позволил расширить и углубить знания, и использовать приобретённые навыки и умения в повседневной жизни и выполнении продуктивной деятельности. Знакомство с произведениями народных мастеров, с историей промыслов формирует у детей уважение и любовь к Родине, истории своего народа.
Народное искусство способствует развитию нравственно-патриотического и эстетического воспитания, развивает творческие способности детей.
И закончить хочется словами А. И. Деньшина, человека, который очень много сделал для того, чтобы промысел дымковской игрушки не ушел в забвение: «Научите детей творить, и они меньше будут вытворять!»