Екатерина Смирнова
Проект «Народная культура и традиции» для детей первой младшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
1. Паспорт проекта :
Проект краткосрочный – 1 неделя (с 20.03. - 24.03.2023)
Участники проекта : дети раннего возраста (2 – 3 года, родители воспитанников, педагоги.
Цель проекта : приобщение детей к национальной культуре, развитие интереса к русско-му народному творчеству.
Задачи:
познакомить детей с народными традициями, народным искусством;
Публикация «Проект „Народная культура и традиции“ для детей первой младшей группы» размещена в разделах
дать представление об устройстве русской избы, о народном промысле; о народном фольклоре;
развитие эстетического и нравственного восприятия мира;
воспитывать интерес к истории и народному творчеству, уважение к его тради-циям;
привлечь родителей к созданию в группе музея-выставки предметов народной культуры и быта.
Ожидаемые результаты проекта :
дети познакомятся с устройством русской избы, с предметами старинного русского быта и традицией чаепития;
продолжат знакомиться с русскими народными играми и игрушками (матрешки, свистульки, сформируют умение в них играть;
расширят представление о народном искусстве (хохлома, гжель и др.);
сформируют понятие о жанре русского народного творчества «сказка».
воспитают интерес к фольклору через загадки, частушки, потешки, пословицы и поговор-ки.
Этапы реализации проекта :
Подготовительный
1. Подготовка стихотворений, загадок, игр, на тему «Народная культура и тради-ции», иллюстративный материал.
2. Подготовка атрибутов для игр, организованная образовательная деятельность (ООД).
3. Подготовка консультаций для родителей;
4. Составление перспективного плана, для реализации практического этапа.
Практический этап
Работа с детьми: ООД, подвижные игры, дидактические игры, чтение художе-ственных произведений, продуктивные виды деятельности.
Работа с родителями: консультации, беседы, оформление папок-передвижек, ин-формационных стендов.
Итоговый
Проведение итогового мероприятия, анализ результатов деятельности.
2. Пояснительная записка
Актуальность
Традиционная народная культура является глубинной основой всего многообразия направлений, видов и форм культуры современного общества. Наследие традиционной народной культуры является источником современной национальной культуры и искус-ства. На основе традиционности не только закрепляется весь опыт практической деятель-ности человеческого сообщества, но и формируются важнейшие этнические идеалы, мо-ральные принципы и нравственные установки, регулируются нормы социальных отноше-ний.
Стоит помнить, что дошкольный возраст – самая важная стадия формирования личности человека, её фундамент. И именно с этого возраста необходимо воспитывать уважение к трудовым традициям предков, их мудрости и культуре, обрядам и обычаям. Знакомясь с культурными ценностями и традициями своего народа с раннего детства, черпая вдохновение в близком окружении, дети впитывают эту любовь, именно на этой основе закладываются предпосылки гражданственности, патриотизма и любви к Родине.
Но подобно любому другому чувству, патриотизм обретается самостоятельно и пе-реживается индивидуально. Он прямо связан с личной духовностью человека, ее глуби-ной. Поэтому, не будучи патриотом сам, педагог не сможет и в ребенке пробудить чувство любви к родине. Именно пробудить, а не навязать, так как в основе патриотизма лежит духовное самоопределение.
3. Особенности реализации проекта
проект носит комплексный характер – включает в себя игровую и информационную дея-тельность.
Основные направления в работе:
взаимодействие с детьми;
взаимодействие с родителями;
работа по усовершенствованию предметно-развивающей среды.
4. Планирование деятельности:
4.1. Организационный этап
1. Анализ организации предметно-развивающей среды, анализ эффективности работы с родителями по данному вопросу.
2. Изучение и анализ уровня развития у детей познавательных способностей и твор-ческого проектирования.
3. Выявление уровня и эффективности планирования воспитательно-образовательной работы по данному вопросу.
4. Подбор методик, форм работы с детьми, родителями воспитанников, создание эф-фективной предметно-развивающей среды в группе, создание информационного про-странства для родителей.
Взаимодействие с родителями:
Папка – передвижка «История народной игрушки»;
Консультация: «Воспитание детей на традициях русской народной культуры»;
Консультация: «В какие игры можно играть с матрёшками».
Читать детям рассказы, стихи, сказки по теме «Народная культура и традиции»;
Индивидуальные беседы, помощь детям в разучивании потешек, загадок, считалок.
4.3. Обобщающий
В течение короткого отрезка времени дети познакомились с устройством русской избы, с предметами старинного русского быта и традицией чаепития. Хорошо ознакоми-лись с русскими народными играми и игрушками (матрешки, свистульки). Увидели их наглядно, научились в них играть. Расширили представление о народном искусстве. По-знакомились с такими видами искусства хохлома, гжель и др. Сформировали понятие о жанре русского народного творчества «сказка». Активно проявляют интерес к фольклору через загадки, частушки, потешки, пословицы и поговорки. Для расширения и закрепле-ния знаний детей о народной культуре и традициях в группе имеются книги, иллюстра-ции.
В своей работе с детьми мы широко применяли дидактические игры («Угадай по звуку», «Что растет в саду и в огороде») и др. С их помощью учили детей умению сравни-вать и группировать по внешнему виду различные народные музыкальные инструменты.
Работа по формированию навыков и знаний детей по приобщению к русской культуре и традициям проводим планово, систематически, постоянно охватываем все виды детской деятельности. Полученные теоретические знания ребенок пропускает через продуктивную деятельность и затем реализует в играх и повседневной жизни.
Проведенная нами работа по обучению детей в данной тематике оправдала себя: дети получили знания в игровой форме, охотно включались в ролевые игры.
В планах на будущее, продолжать заинтересовывать детей и привлекать родителей к взаимодействию, с целью достижения более высоких результатов в изучении народной культуры и традиций.