Анна СИНЯВСКАЯ
Образовательный проект «Русская народная игрушка» (вторая младшая группа)
▼ Скачать + Заказать документы
"Мы уверены в том, что народная игрушка является, при тщательном ее изучении, неисчерпаемым источником мудрой и творческой педагогики".
Е. Флерина.
«Русская матрёшка».
Автор проекта : воспитатель МКДОУ детский сад № 3 «Колокольчик»
Синявская Анна Яковлевна.
Темочки:
- Младшая группа
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Народные промыслы. Проекты
- Проекты, проектная деятельность
- Русская народная культура, фольклор
- Темочки
Сроки проекта : 1 год. Актуальность: Проблема заключается в том, что в наше время достаточно всяких игрушек и наших детей не очень–то чем–либо удивишь. Целенаправленное ознакомление детей с яркой, самобытной, не похожей ни на одну игрушку мира – русской матрёшкой – это одна из частей формирования у детей патриотизма, знаний о русских народных обычаях и традициях. Знакомя детей с русской матрёшкой, уделяем внимание духовному воспитанию, формируем творчески развитую личность, способствуем повышению уровня познавательных способностей детей, развиваем воображение, эстетический вкус. Нельзя считать себя культурным, интеллигентным человеком без знания своих корней, истоков, древних традиций, дошедших до наших дней. Приобщение детей к народной культуре, народному искусству является средством формирования у них развития духовности. Именно поэтому родная культура, должна стать неотъемлемой частью души ребёнка, началом, порождающим личность. Расширить круг представления о разнообразии этой игрушки, дать о ней некоторые доступные для ребёнка исторические сведения. Это значит приобщить детей к прекрасному, научив их различать, чем похожи и чем отличаются самые известные из этих игрушек. Значимая для детей проблема на решение, которой направлен проект : как появилась матрёшка? Какие бывают матрёшки?
Недостаток знаний о русских народных матрёшках был выявлен при анкетировании
детей в форме беседы.
Цель: Воспитать интерес к истории России, к истокам русской народной культуре, народному творчеству на примере русской национальной матрёшки.
Задачи для детей:
1. познакомить детей с историей матрёшки;
2. дать знания о матрёшке, о её цветовой гамме;
3. развивать сенсорные навыки;
4. помочь увидеть необычное в обычном;
5. учить получать радость от увиденного;
6. освоить некоторые художественные элементы;
7. поддерживать интерес любознательных детей;
8. содействовать развитию творческих способностей детей.
Для родителей:
1. вызвать интерес к русской народной игрушке;
2. приобщать к истокам русской народной культуры;
3. учитывать опыт детей, приобретенный в детском саду.
Для педагога:
1. способствовать творческой активности детей;
2. создать условия для формирования у детей познавательных умений;
3. вовлекать семьи воспитанников в образовательный процесс;
4. развивать социально-профессиональную компетентность и личностный потенциал
Участники проекта :
- дети 2 младшей группы;
- родители и другие члены семьи;
- педагоги; музыкальный работник.
Ожидаемый результат :
1) заинтересованность детей темой: русская народная игрушка «матрёшка», проявление их познавательной активности.
2) дети должны знать отличительные особенности матрёшки, выделять детали костюма матрёшки (сарафан, кофта, платок, фартук)
3) пробуждение интереса к русским промыслам
4) разучить простейшие элементы росписи
5) дать представление о цветовой гамме матрёшек
6) расширить и активизировать словарный запас слов
7) объединение детей, педагогов и родителей при организации работы по ознакомлению с историческими ценностями нашей культуры, традициями.
Направление реализации проекта :
- совместная деятельность с детьми
- взаимосвязь с родителями
Этапы работы над проектом :
Подготовительный этап:
Определение темы проекта
Формулировка цели и определение задач
Подбор материалов по теме проекта
Составление плана основного этапа проекта
Основной этап:
1. Тема и ее происхождение :«Мы веселые матрешки». В рамках цикла: «знакомство с народными промыслами» (вторая младшая). Рассматривание и описание детьми матрёшек. Рассказ воспитателя о матрёшке и её мастерах. (Сказка о происхождении, рассматривание и описание матрёшек разных областей – характерные признаки рисунка). Составление детьми рассказов с персонажем – матрёшкой.
2. Интеграция областей в рамках НОД и совместной деятельности, которые можно изучать в ходе реализации проекта : Художественное творчество (сарафан для матрёшки, конструирование (построение домиков для матрёшек, аппликация (матрешка, лепка (угощение для матрешки, математика (дидактические игры, театрализация, физкультурное развитие: физкультурный досуг, утренняя гимнастика, хороводные и подвижные игры с участием матрёшки, чтение художественной литературы: Л. Некрасова «Весёлые матрёшки», И. Черницкая «Матрёшки», С. Маршак «О матрёшках», З. Петрова «Ой, да мы матрёшки», И. Лыкова «Румяные матрёшки», В. Приходько «Матрёшка», и тд., матрёшкины частушки, музыка (танец – мы матрёшки, вот такие крошки) Работа проходит в несколько этапов: а) изучение представлений детей о матрешке (рисование) б) ознакомление детей с матрешкой как с предметом народного творчества (лепка, конструирование) в) мастер – класс для родителей «Как играть с матрешкой». г) составление сказок и рассказов о матрешке (совместная деятельность детей с родителями – книжки малышки) д) использование детьми матрешки в самостоятельно организованной деятельности детей (мастер класс для родителей). Данный метод предполагает реализацию ряда принципов: это вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога); активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом); формирование начальных предпосылок поисковой деятельности (практические опыты). Составление плана-схемы проекта. Сбор, накопление материала. Включение в план схему проекта занятий, игр и других видов детской деятельности.
3. Необходимые материалы: выставка игрушек матрешек; плотный картон белого цвета; вырезанные трафареты матрешек; кисти; гуашь; цветная бумага; клей; пластилин; «строительный материал»; костюм матрешки; цветные карандаши;
Заключительный этап:
Домашние задания для совместной деятельности с родителями. Презентация проекта - книжки-малышки (выход на другие группы, открытое занятие (физкультурное развлечение). Изготовление русских народных сарафанов для танца.
Результат:
•Участие в проекте 50 % семей, посетили мастер - класс «Как играть с Матрешкой»
• Заинтересованность детей темой: русская народная игрушка «Матрешка», проявление их познавательной активности: вместе с родителями находят информацию по теме, рассказывают и делятся своими знаниями с другими детьми в детском саду.
•Принесение детьми из дома своей литературы для чтения, самостоятельно нарисованные рисунки матрешек.
•Обыгрывание в детском саду сюжетно – ролевой игры «К нам Матрешки в гости пришли».
•Проведение физкультурного досуга «В гостях у матрешки».
•Интеграция областей в НОД «Палочки для мороженного» и др.
•Инициативное конструирование детьми из строительного материала, конструктора домиков для Матрёшек по своему представлению, проявление творчества и детальности в работе.
•Организация в детском саду для детей 2 младшей группы презентации своих книжек – малышек о матрешках.
Используемая литература:
1. Казакова Т. Г. Занятия с дошкольниками по изодеятельности: Кн. Для воспитателей дет. Сада и родителей – М: Просвещение, 1996г.
2. Журналы: «Дошкольное воспитание», №9,10, 2008 г. №4, 1994г.
3. Алехин А. «Матрёшки», Москва, 1989 г.
4. Русская матрёшка. М: Мозаика, 2003г.
5. Берестов В. «Матрёшкины потешки», М: 1992г.
6. Котова И. Н., «Русские обряды и традиции. Народная кукла» - СПб. : Паритет, 2010г.
7. Дайн Г. «Русская народная игрушка», М:, 1981г.
8. Кондакова Н. «Матрёшка/ Новая игрушка». – 1993 №3; 1996 №10
9. Воробьёва О. Я. «Декоративно – прикладное творчество. Традиционные народные куклы. Керамика.» - Волгоград: Учитель, 2009г.