Елена Мурко
Конспект занятия «Народная игрушка» (старшая группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия для детей старшей группы
Цели:
Продолжать знакомить с русскими народными промыслами и традициями. Формировать способности чувствовать, понимать, оценивать любить искусство и наслаждаться им. Воспитывать интерес к искусству народных мастеров.
Публикация «Конспект занятия „Народная игрушка“ (старшая группа)» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Народная культура, фольклор
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Старшая группа
- Темочки
Словарная работа: радостная, разноцветные, расписные
Предшествующая работа: беседа с детьми о народных промыслах, рассматривание с детьми предметов прикладного искусства, расписывание глиняных игрушек под дымку, филимоновскую, каргопольскую.
Оборудование: оформление 3 избы в соответствии с изучаемыми игрушками; игрушки : дымковские, каргопольские, филимоновские.
Ход занятия
Звучит русская народная музыка, дети входят в зал.
Воспитатель. Посмотрите, мы с вами пришли на старинную русскую улицу. На этой улице живут мастера, и трудом своим нам добро несут. На Руси всегда уважительно относились к людям, которые много трудятся. Про таких людей говорили – это мастер «золотые руки».
Ребята, я вам предлагаю немножко отдохнуть. Давайте сейчас сядем рядком, да поговорим ладком. Послушайте старую добрую сказку.
Жила – была в одном селе девушка по имени Марья. И такая эта Марья мастерица была! И шить, и вышивать, и игрушки делать могла. И прозвали её за это Марьей Искусницей. Прослышал о Марье Кощей Бессмертный, налетел, схватил её и понёс в своё царство. А Марьюшка превратилась в красивую жар – птицу и стала ронять на землю красивые пёрышки на память о себе. Куда падало красивое пёрышко, там и рождался новый мастер или мастерица. Одно перо упало в селе Дамково, и родился чудесный промысел изготовления дымковской игрушки.
Мягко падает снежок,
Вьётся голубой дымок.
Дым идёт из труб столбом.
Точно в дымке всё кругом
Голубые дали
И село большое «Дымково» назвали.
Другое перо упало вблизи города Каргополя, и появилась красавица каргопольская игрушка.
Велика Россия наша
И талантлив наш народ
О Руси родной умельцах
На весь мир молва идёт
Каргопольская игрушка
Ей не налюбуешься
И в Париже и в Нью – Йорке
Наш Полкан красуется.
А третье перо упало у деревни Филимонова Тульской области. И там мастера стали делать филимоновскую глиняную игрушку.
Ой, свистулечка какая,
Утка полосатая!
Необычная, смешная
И чуть – чуть пузатая!
- Подожди минуточку,
Ты откуда, уточка?
Уточка свистит моя:
- Филимоновская я!
Но вот беда, налетел ураган на Русь матушку! Перепутал все краски, узоры, материалы (воспитатель показывает поднос с разрезными картинками различных игрушек лежащих хаотично). Давайте попробуем разобраться и у наших мастериц помощи попросим. (Дети идут к дому «мастерицы» Филимоновской игрушки).
Марья Искусница встретила детей и показала расписные игрушки. Они увидели игрушки яркие, праздничные и добродушные. Она напомнила, что их называют «маленькой радугой». Давайте из маленьких частичек большую радугу соберём.
Игра «Сложи целое»
Марья Искусница благодарит мастерицу за рассказ и показ, приглашает ребят продолжить свой путь по улице. (Дети заходят в избу к мастерице Каргопольской игрушки). Дети рассматривают игрушки, для закрепления материала проводится игра.
Игра «Четвёртый лишний».
Марья Искусница благодарит мастерицу и приглашает ребят продолжить свой путь по улице. (Дети заходят в избу к мастерице Филимоновской игрушки). Мастерица продолжает знакомить с этим промыслом, для закрепления проводится игра.
Игра «Подбери узор».
Марья Искусница: Вот ребята, вы знаете, что славен труд мастериц русских, уважают их люди, волшебницами зовут. А мне с вами пора прощаться, да в свою сказку возвращаться! Меня добром вспоминайте, мастериц моих не забывайте! До свиданья!
Воспитатель: Ребята, давайте вернёмся по нашей улице туда, откуда мы путь свой начали. Вы сегодня много узнали, были молодцы, мастериц послушали, да и себя показали!