Елена Масолова
Проект «Надо, надо умываться умываться»
▼ Скачать + Заказать документы
Название : «Надо, надо умываться по утрам и вечерам»
Тема проекта : «Создание в группе рациональной игровой обстановки для эффективного формирования культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста, по средствам использования игр и произведений художественной литературы»
Актуальность темы:
Культурно-гигиенические навыки в значительной степени формируются в дошкольном возрасте, так как нервная система ребенка в высшей степени пластична, а действия, связанные с принятием пищи, одеванием, умыванием, повторяются каждый день, систематически и неоднократно. В детском саду у детей воспитываются: навыки по соблюдению чистоты тела, культуры еды, поддержания порядка в окружающей обстановке, а также правильных взаимоотношений детей друг с другом и со взрослыми.
Публикация «Проект „Надо, надо умываться умываться“» размещена в разделах
- КГН, культурно-гигиенические навыки, самообслуживание
- Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2016
Формирование привычек и навыков осуществляется под непосредственным педагогическим воздействием взрослых и всей окружающей обстановки. Прочность, гибкость навыков и привычек зависит от ряда факторов: условий, своевременности начала этой работы, эмоционального отношения ребенка к выполняемым действиям, систематичности упражнений детей в определенных действиях. Особое внимание в дошкольных учреждениях уделяется формированию нового навыка, привычки, когда у детей появляются новые обязанности, новые вещи, новый вид деятельности, которыми дети должны овладеть. При этом детей приучают выполнять не только то, что им приятно, но и то, что необходимо, преодолевая трудности разного характера.
Воспитание у детей навыков личной и общественной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах. В конечном счете, от знания и выполнения детьми необходимых гигиенических правил и норм поведения зависит не только их здоровье, но и здоровье других детей и взрослых. В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки с возрастом постоянно совершенствовались.
Совершая гигиенические и оздоровительные процедуры, желательно сопровождать их соответствующими случаю песенками, стихотворениями, потешками. Произведения художественной литературы помогают установлению эмоционального контакта, общению взрослого с ребенком. Небольшие по объему рассказы, сказки, потешки, прибаутки, песенки можно использовать при одевании, кормлении, укладывании спать, в процессе игровой деятельности. Фольклорные произведения, стихи легко сопровождать действиями, обыгрывать их.
Для того, чтобы воспитание культурно-гигиенических навыков осуществлялось успешно в дошкольном образовательном учреждении необходимо организовать обстановку так, чтобы она не препятствовала этому процессу. В младшем возрасте необходимые навыки лучше всего усваиваются детьми в играх специально направленного содержания. Важно, чтобы эти игры были интересны, могли увлечь детей, активизировать их инициативу и творчество.
Содержание детских игр обогащают и закрепляют культурно гигиенические навыки. В играх с куклой у ребенка формируются культурно гигиенические навыки и нравственные качества: доброе, заботливое отношение к партнеру и игрушке, которое потом ребенок использует в отношении к своим друзьям и близким. Воспитатель должен заботиться о постоянном обогащении игрового опыта ребенка.
Для детей дошкольного возраста характерны яркость и непосредственность восприятия, легкость вхождения в образы. Внимание детей во время игры обращено на выполнение игровых действий, так ребенок усваивает знания, умения и навыки.
Таким образом, проблема воспитания КГН стоит достаточно остро. Следовательно, если мы создадим и реализуем проект, то это будет способствовать развитию навыков самообслуживания; расширению знаний, умений, навыков в области гигиены; охране и укреплению здоровья детей.
Образовательная область, время работы над поставленной темой, возрастная категория
ОО «Познавательное развитие» - ФГОС ДО
Тип проекта :
групповой
среднесрочный (на 4 месяца,
образовательно-игровой
Участники проекта :
воспитатель Масолова Е. В.
дети и родители группы № 2 «Солнышко»
1. Цель и задачи работы по проекту
Цель проекта : формирование культурно-гигиенических навыков и навыков
самообслуживания у детей раннего возраста.
Задачи проекта :
Формировать культурно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания;
Совершенствовать навыки правильного пользования предметами личной гигиены;
Воспитывать стремление к аккуратности;
Развивать познавательную активность в процессе игры;
Развивать самостоятельность;
Педагогические технологии, используемые педагогом в работе по проекту :
игровая (игры-драматизации, игры с правилами, метод создания проблемных ситуаций)
здоровьесберегающая (проблемно-игровые, коммуникативные игры; динамические паузы, подвижные и дидактические игры, сказкотерапия, пальчиковая гимнастика);
личностно-ориентированная (игры, занятия, упражнения, наблюдения, образно-ролевые игры)
2. Основные формы реализации поставленных задач
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Период Познавательное развитие игровые ситуации как часть НОД Совместная деятельность воспитателя с детьми Работа с родителями
Сентябрь
Введение детей в проект : тема «Наша группа».
Задачи:
– познакомить детей с групповой комнатой (раздевалка, групповая, умывальная); их предназначением;
– учить детей ориентироваться в групповом пространстве;
– побуждать детей бережно относиться к своей одежде;
– познакомить со схемами алгоритмов действия в раздевалке, в умывальной комнате.
Тема «Доброе утро, расчёска!»
Задачи: формировать навыки пользования расчёской и ухода за ней. - Мониторинг
- Дидактические игры: «Покажи Степашке…»
Задачи: познакомить с предметами гигиены и их использованием.
- Игра-упражнение «Кукла Таня простудилась».
Задачи: показать способы правильного пользования носовым платком.
- Игровые ситуации для сюжетной игры:
«Кукла Таня у нас в гостях»;
- Дидактические игры: «Перемешанные картинки». Задачи: закрепить и проверить культурно-гигиенические навыки.
– внесение игровой ситуации (куклы Таня и Маша собираются на праздник).
- Празднование дней рождения в группе (регулярно). - Консультация «Личная гигиена детей»
- Советы родителям: «Как научить малыша мыть руки, одеваться, кушать» (алгоритмы)
Октябрь
Тема «Как мы кормим Хрюшу и Степашку»
Задачи:
– формировать умение сервировать стол, умение действовать по алгоритму;
– воспитывать культуру поведения за столом.
Тема «Умывание каждый день»
Задачи:
- закрепить навыки детей в умывании, в знании предметов туалета и их назначении;
– воспитывать культурно-гигиенические навыки, желание всегда быть красивым, чистым, аккуратным, уважительно относится к своему телу. - Чтение сказки К. Чуковского «Федорино горе» (отрывок).
- Просмотр м/ф «Федорино горе».
- Сюжетно-ролевая игра «Угостим куклу».
- Фольклор: «Ешь, собачка: ам, ам, ам», «Кран откройся…»
- Подвижные игры: «Все котятки мыли лапки»
- Чтение стихотворений К. И. Чуковского «Мойдодыр» (отрывок)
- А. Барто «Девочка чумазая»
- просмотр м/ф «Мойдодыр»
- Дидактическая игра «Это нужно нам зачем?» (с предметами туалета).
- Игры-забавы с водой в центре воды и песка: купание кукол, рыб, уточек.
Фольклор: «Водичка, водичка», «Моем носик, моем щёчки»
Подвижные игры: «Зайка серый умывается»
Дидактические игры: «Умоем куклу», «Мы купаем куклу Таню» - Консультация «Культурно – гигиенические навыки, их значение в развитии ребёнка»
- Оформление уголка «Советы родителям».
Тема «Советы для маленьких упрямцев!»
Ноябрь
Тема «Купаться любят все»
Задачи: вызвать интерес к выполнению к. г. н., побуждать детей к постоянному их соблюдению.
Тема «Приглашаем куклу на чай»
Задачи:
- формировать умение элементарно сервировать стол, навыки поведения за столом.
Тема «Вместе с куклой на прогулку»
Задачи:
– закрепить выполнение алгоритма одевания одежды;
– формировать потребность в соблюдении опрятности в саду и на улице.
- Обсуждение ситуации «Опять Хрюша заболел».
- Сюжетно-ролевая игра «Дела семейные» : – внесение игровой ситуации «К нам пришла Замарашка».
- Фольклор: «Ладушки, ладушки, с мылом моем лапушки…», «Ходит котик с веником», «Маша варежку надела»
- Подвижные игры: «Все котятки мыли лапки», «Зайка серый умывается»
- Дидактическая игра «Чистоплотные дети». Задачи: проверить знания детей о предметах гигиены и их назначении.
- Сюжетно-ролевые игры «Дом» и «Семья» : – внесение игровой ситуации «Идём друг к другу в гости».
- Дидактическая игра «Научим куклу одеваться/раздеваться»; «Одень куклу»; с предметными картинками на тему «Одежда, обувь, головные уборы».
- Рассматривание сюжетных картинок «дети на прогулке» (в разные времена года)
- Коллективная практическая деятельность детей «Поможем кукле Тане сложить вещи на место». - Консультация «Как увлечь ребенка ежедневной гигиеной зубов?»
- Конкурс рисунков совместно с детьми «В гостях у Мойдодыра».
Декабрь
Тема «Баю-баюшки-баю, куклу спать я уложу…»
Задачи:
– развивать умения свободно пользоваться предметами постельного белья, применять их по назначению, называть правильно;
– формировать потребность в соблюдении правил личной гигиены перед сном (умывание, аккуратно складывать одежду).
Тема «Водичка, водичка…».
Задачи:
-закрепить уже имеющиеся у детей культурно-гигиенические навыки. - Дидактическая игра «Что нужно кукле!»
Задачи: упражнять культурно-гигиенические навыки.
- Сюжетно-ролевые игры «Дом» и «Семья» : – внесение игровой ситуации «Кукла Катя хочет спать».
- Мониторинг
- Дидактическая игра «Оденем куклу на прогулку».
- итоговые мероприятия с детьми: «В гостях у Даши»
– внесение игровой ситуации «У Ванюши день Рождения»
- Фольклор: «Ах, как долго мы гуляли», «У хозяйки-белочки»
- Итоговая занятие «Водичка, водичка…»
- Мастер-класс «Изготовление народной куклы, которую кладут ребёнку в кроватку, чтобы он лучше засыпал».
3. Список литературы:
1. Васильева, М. А. Программа воспитания и обучения в детском саду / М. А. Васильева. – М. : Мозаика-Синтез, 2007.
2. Голицина И. С. Перспективное планирование в детском саду. Вторая младшая группа. реализация ФГТ в ДОУ. - Скрипторий- 2010г
3. Конина Е. Ю. Формирование культурно-гигиенических навыков у детей. Игровой комплект. - Айрис-пресс, 2007 г
4. Смирнова Т. Собираем куклу на прогулку. // Дошкольное образование. – 2008-№10-53-59с.
5. Фролова А. Н. Игры-занятия с малышами. - К. : Рад. шк, 1987-144с.
6. Бархатова Л. Воспитание культуры поведения. // Дошкольное воспитание. -1989- №11-17-21с
4. План работы и предполагаемый результат
План работы по проекту :
I этап - ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ
Срок реализации – сентябрь
Задачи:
определить сформированность культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста (диагностика)
составить перспективный план по реализации проекта
изучить литературу, новые методики и технологии по вопросам формирования КГН, использования игровой технологии для развития КГН и навыков самообслуживания.
Предполагаемый результат: будет собран необходимый материал для работы по проекту, определена степень сформированности у детей культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания.
II этап – ПРАКТИЧЕСКИЙ (технологическая фаза, стадия реализации).
Срок реализации – октябрь - ноябрь
Задачи:
разработать мероприятия по формированию культурно-гигиенических навыков и привычек у детей раннего возраста
провести игры с детьми
подобрать художественную литературу
подготовить и провести консультации для педагогов и родителей
Предполагаемый результат: у детей появится желание мыть руки, следить за внешним видом, одеваться; сформируются навыки поведения за столом, будут вызваны положительные отношения к выполнению практических навыков.
Измениться позиция родителей в отношении необходимости привития КГН именно в раннем возрасте детей, укрепиться связь между детским садом и семьёй.
III этап – ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ (рефлексивная фаза)
Срок реализации – декабрь
Задачи:
определить сформированность культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста (диагностика)
провести итоговые мероприятия с детьми: «Водичка, водичка…»
подготовить фото отчёт о проделанной работе по проекту
выступить на родительском собрании по итогам работы по проекту
провести анализ результатов по итогам реализации проекта
Предполагаемый результат: у детей будет выявлен уровень сформированности культурно-гигиенических навыков, создана положительная игровая мотивация, которая будет способствовать легкому формированию простейших навыков опрятности и самообслуживания.