Людмила Прокофьева
Проект на тему «Здоровьесберегающие технологии — залог гармоничного развития младших дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ «ЯСЛИ – САД № 21 «ЧЕРЁМУШКИ» ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ТИПА ГОРОДА ТОРЕЗА»
Проект на тему : "Здоровьесберегающие технологии залог гармоничного развития младших дошкольников"
Подготовила: воспитатель: Прокофьева Л. Ю.
Торез 2022-2023
Публикация «Проект на тему „Здоровьесберегающие технологии — залог гармоничного развития младших дошкольников“» размещена в разделах
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Средняя группа
- Темочки
Девиз проекта : «Здоровый образ жизни – это то все то, что обеспечивает здоровье и доставляет детям радость».
Вид проекта – краткосрочный. Сроки проведения – декабрь 2022 – январь февраль 2023 учебный год.
Участники проекта : воспитатели 2 младшей группы, дети, их родители.
Актуальность проблемы: Проблема здоровья детей дошкольного возраста в наши дни стала весьма очевидной. Как показывают исследования, в последние годы порядка 35 – 50% детей, поступающих в первый класс, имеют какие-либо отклонения в состоянии здоровья. В связи с этим одной из приоритетных задач системы образования должно стать сохранение и укрепление здоровья воспитанников дошкольных учреждений.
Условия реализации проекта.
1. Для полноценного физического развития детей, реализации двигательной потребности в движении в нашем дошкольном учреждении созданы определенные условия: спортивный зал, для физкультурных занятий, оборудование которого, обеспечивает профилактику нарушений осанки, способствует укреплению мышц туловища, а также развитию двигательной активности и координации движений; повышает эффективность выполнения общеизвестных упражнений и повседневных подвижных игр.
2. Реализация проведения здоровьесберегающих технологий по всем разделам образовательной программы.
3. Соблюдение рационального режима дня, обеспечивающего смену разнообразных видов деятельности и отдыха.
4. Использование современных технологий методов и приемов обучения.
5. Индивидуальный подход к ребенку, учитывая его индивидуальные особенности развития.
6. Создание условий для удовлетворения потребности детей в движении.
7. Реализация различных форм систематической работы с родителями.
Ресурсное обеспечение проекта :
Конспекты оздоровительных мероприятий и спортивных досугов.
Физкультурный зал, спортивная площадка.
Методическая литература.
Целью проекта является сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей, формирование у них необходимых знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни и обучение использованию полученных знаний в повседневной жизни.
Задачи:
Формировать у детей посредством здоровьесберегаюих, игровых технологий, умение укреплять свое здоровье, создать условий для физкультурно-оздоровительной работы в группе, обеспечить ресурсное обеспечение, физкультурно-оздоровительных мероприятий. Повышать профессиональное мастерство воспитателей группы в данном направлении развития. Использовать в работе принципы системности и последовательности. Расширять знания родителей воспитанников по теме проекта, вызвать желание стремиться соблюдать здоровый образ жизни.
Планирование работы:
Этап работы
1 этап – организационный:
разработка проекта, изучение методической литературы,
Групповая консультация для родителей детей о целях и задачах внедряемого проекта дидактическое и методическое оснащение проекта.
2 этап – практический:
Мероприятия по реализации проекта с детьми, привлечение специалистов к работе по реализации проекта, мероприятия с родителями, детьми.
3 этап – заключительный:
Проведение итогового мероприятия, подведение итогов реализации проекта.
Ожидаемые результаты:
Улучшение показателей физического развития, эмоционального состояния.
Благоприятная динамика в состоянии здоровья дошкольников (снижение числа случаев заболеваний в течение года).
Увеличение словарного запаса, речевой активности детей в различных видах деятельности.
Повышение интереса детей к физическим упражнениям и спорту.
Формирование желания и стремления вести здоровый образ жизни.
Создание единого образовательного пространства на основе доверительных партнерских отношений сотрудников МБДОУ с родителями: повышение интереса родителей к здоровому образу жизни, увеличение информированности родителей в вопросе сохранения здоровья.
Содержание проекта :
Здоровьесберегающие технологии – это система, создающая максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья всех субъектов образования.
Здоровье сберегающие образовательные технологии в детском саду – это, прежде всего технологии воспитания культуры здоровья детей. Целью этих технологий является формирование осознанного отношения ребёнка к своему здоровью, накопление детьми знаний об укреплении здоровье и умении сохранять и беречь его. Технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребёнка – это технологии, обеспечивающие психическое и социальное здоровье ребё нка-дошкольника. Основная задача этих технологий обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребёнка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду и семье. Физкультурно-оздоровительные технологии в дошкольном образовании – это технологии, направленные на физическое развитие и укрепление здоровья ребенка : развитие физических качеств, двигательной активности и становление физической культуры дошкольников, закаливание, дыхательная гимнастика, массаж и самомассаж, профилактика плоскостопия и формирование правильной осанки, воспитание привычки к повседневной физической активности и заботе о здоровье. Воспитательно-образовательный процесс, строится с учётом использования различных здоровьесберегающих технологий, под руководством взрослых ежедневно проводятся мероприятия, способствующие активизации двигательной деятельности детей.
Утренняя гимнастика – это заряд бодрости на весь день, одно из средств физического оздоровления детей. Разнообразие форм проведения утренней гимнастики способствует формированию интереса детей к ней:
Обыгрывание сюжетных сказок.
Подвижные игры.
Оздоровительный бег.
Гимнастика с предметами и без них.
Ходьба по коррегирующим дорожкам здоровья : по следам, по пуговичкам, по массажному коврику, по ребристой доске, и т. д.
Утренняя гимнастика проводится ежедневно во всех возрастных группах в спортивном зале. Продолжительность утренней гимнастики в нашей группе – 5-7 мин.
Непосредственная образовательная деятельность. Знания о здоровом образе жизни формируются в образовательном процессе: Пид ознакомление с окружающим: «Путешествие в страну Здоровья», «Зайчик заболел», «Полезные и вредные продукты для человека», Пид «Поможем Маше быть здоровой», ИЗД Аппликация (коллективная) «Мы здоровью скажем да», Развитие речи : «Быть здоровым здорово», «Правила дорожного движения». Воспроизведение фольклора и худ. лит-ры Тема: Чтение произведения детям С. Прокофьева «Сказка о ленивых ручках и ножках»,
Запланированы беседы на темы: «Что такое здоровье, как его сохранить и приумножить», «Овощи и фрукты - полезные продукты», «Глаза - главные помощники человека», «Волшебство вежливых слов», «Правила помогающие жить дружно», «Надо, надо умываться…» и т. д.
Физкультурные занятия. Особое значение в воспитании здорового ребенка мы придаем развитию движений и физической культуры детей на физкультурных занятиях. Форма организации занятий гибка и разнообразна: фронтальные, подгрупповые, индивидуальные, в спортзале, на воздухе согласно Л. И. Пензулаева Физкомплексы во 2-й младшей группе. Физкультурные занятия проводятся 2-3 раза в неделю в спортивном зале. В нашей группе занятия проводятся -15 мин. Физкультурные занятия имеют разную форму организации в зависимости от направленности обучения:
• Традиционные
• Игровые
• Сюжетно-игровые
• Тематические
• Оздоровительные
• Занятия с использованием игровых комплексов
• Занятия – соревнования.
И включают в себя следующие элементы: комплекс упражнений, основанный на статических растяжках мышц тела. Эти упражнения способствуют предотвращению нарушений осанки, оказывают глубокое оздоровительное воздействие на весь организм. Упражнения выполняются под музыку в форме сюжетно-ролевой игры в виде сказочного путешествия. Сюжет строится так, чтобы нагрузка была равномерной для разных групп мышц. Проводится 2 раза в неделю.
Физкультурно-оздоровительные мероприятия : занятия, утреннюю гимнастику, в комплексы гимнастики после дневного сна. Форма проведения зависит от поставленной задачи. Упражнения носят игровой, сюжетный характер, способствуют укреплению мышц спины, плечевого пояса, брюшного пресса.
Дыхательная гимнастика стала неотъемлемой частью физкультурно-оздоровительной работы. Комплексы дыхательной гимнастики способствуют выработке правильного дыхания, предупреждению простудных заболеваний.
Гимнастика для глаз проводится ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время; в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки с младшего возраста
Самомассаж – способствует расслаблению мышц и снятию нервно-эмоционального напряжения.
Подвижные и спортивные игры. Проводятся как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате - малой со средней степенью подвижности. Ежедневно для всех возрастных групп. Игры подбираются в соответствии с возрастом ребенка, местом и временем ее проведения, проводятся в непосредственно образовательной деятельности, в конце прогулки.
Психогимнастика - для развития у детей навыка концентрации, пластики, координации движений. Упражнения сопровождаются текстом, помогая детям лучше представить тот или иной образ и войти в него. Эти упражнения помогают создать на занятии положительный эмоциональный настрой, устранить замкнутость, снять усталость.
Гимнастика пробуждения 5-10 мин. Форма проведения различна: упражнения на кроватках, обширное умывание; коррегирующая ходьба по ребристым дощечкам, дорожкам «Здоровья».
Пальчиковые игры проводятся в режимных моментах, в непосредственно образовательной и совместной деятельности педагога и воспитанников. Для развития мелкой моторики, ловкости, подвижности и улучшения работы мозга мы используем пальчиковую гимнастику. С младшего возраста индивидуально либо с подгруппой ежедневно. Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любой удобный отрезок времени (в любое удобное время) согласно планированию ООД, режимных моментов в течение дня.
Умения и навыки формируются в режиме дня ежедневно.
I половина дня.
Утро. Индивидуальная работа по обучению детей основным движениям.
Упражнения с использованием массажных мячиков.
Во время проведения утренней гимнастики используются упражнения дыхательной и артикуляционной гимнастики.
Образовательная деятельность
1. Физкультминутки проводится в непосредственно образовательной деятельности и под музыкальное сопровождение).
2. Дыхательная гимнастика
3. Пальчиковая гимнастика
4. Артикуляционная гимнастика
5. Игровые упражнения имитационного характера.
6. Гимнастика для глаз с использованием нетрадиционных приемов: «Зрительный тренажер», «Стрелочки» .
Прогулка.
Проведение подвижных игр.
Индивидуальная работа по развитию основных движений.
Дыхательная гимнастика.
Физкультура на улице.
Подготовка к обеду, обед.
Воспитание культурно - гигиенических навыков.
Подготовка ко сну.
Хождение по дорожкам здоровья (массаж стоп).
Воздушные процедуры.
II половина дня.
Подъем. Гимнастика пробуждения (по плану).
Дыхательная гимнастика «Подуй на снежинку»
, «Вспуши снежок» с использованием нестандартного материала трубочек и пластмасовых бутылок объем 0.5 л.
Самомассаж: ореховый, «Чтобы горло не болело».
Хождение по дорожкам здоровья : «Крокодил», «Радужная дорожка»,
Воздушные процедуры.
Мытье рук по локоть и умывание лица водой комнатной температуры.
Игры, самостоятельная деятельность детей.
Игры по развитию мелкой моторики рук : «мозаика», «лабиринт», «Снежок идет» с использованием обычной бумаги, поделки из соленого теста, гибкого пластилина и т. д.
Дидактические игры: «Узнай на вкус», «Съедобное не съедобное», «Найди спортивное оборудование», «Витаминная корзина», «Чудесный мешочек», Лепбук «Здоровье – это важно» т. д.
Сюжетно-ролевая игра: «Кукла заболела», «Поможем Маше лечить горлышко», «Больница».
Музыкотерапия: прослушивание детских песен, сказок.
Самостоятельная двигательная - деятельность с использованием нестандартного спортивного оборудования из физкультурного уголка «Я расту здоровым».
Работа с родителями.
В процессе реализации проекта с родителями проведено: общее родительское собрание: «Здоровье ребенка – залог его гармоничного развития», ряд консультаций на следующие темы: «Роль и значение рационального питания дошкольников», «Значение пальчиковой гимнастики для речевого развития ребенка», «Главная игрушка в жизни ребенка - мяч», «Профилактика простудных заболеваний», «Игры для здоровья в детском саду и дома»«оформление наглядной информации по теме: «Укрепление и сохранение здоровья дошкольника», проведение родительского собрания: «Здоровая семья – здоровый ребенок».
Оформлены газеты: «Я здоровым быть могу, сам себе я помогу»
, заседание клуба «Малыш» по теме: «Физкультурно-оздоровительный климат в семье», изготовление нестандартного оборудования в спортивном уголке: «Я расту здоровым», анкетирование: «Здоровый образ жизни в семье»
.
Итоговое мероприятие: День Здоровья, развлечение : «В гостях у Пилюлькина».
Фотоотчет: физкомплекс на прогулке:
Самоанализ:
Создана здоровьесберегающая и рппс среда, обеспечивающая комфортное пребывание ребенка в детском саду, блок нестандартного оборудования: массажеры, дорожки здоровья.
У детей сформированы первоначальные представления о себе, как отдельном человеке, об элементарном значении каждого органа для нормальной жизнедеятельности человека. У детей воспитана привычка к аккуратности и чистоте, привиты культурно-гигиенические навыки и простейшие навыки самообслуживания, наблюдения за детьми, можно сделать вывод, что у детей возрос интерес к занятием спортом, как основном компоненте сбережения здоровья.
Итог проекта : Произошла благоприятная динамика в состоянии здоровья дошкольников (снижение числа случаев заболеваний в течение 3 месяцев). Дети стали проявлять интерес к пальчиковой, дыхательной гимнастике, гимнастике для глаз, увеличился словарный запас, возросла речевая активность детей в различных видах деятельности. Родители получили необходимые знания по данной теме, стали более информированными в вопросе сохранения здоровья детей. Повысился интерес детей и родителей к физическим упражнениям и спорту.
ЛИТЕРАТУ:
1. Закон Донецкой Народной Республики «Об образовании», утвержденный Постановлением №I – 233П – НС Народного Совета Донецкой Народной Республики от 19 июня 2015г. ; – URL : https://mondnr.ru/dokumenty/zakony/send/6-zakony/20-zakon-ob-obrazovanii (дата обращения 08.02.2017г.)
2. Концепция формирования здорового образа жизни детей и молодёжи Донецкой Народной Республики, утверждённая приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 03.08.2016 №843;
3. Государственный образовательный стандарт дошкольного образования (2018) URL : https://mondnr.ru/dokumenty/prikazy-mon/send/4-prikazy/2898-prilozhenie-k-prikazu-287-ot-04-04-2018-g8.
4. Типоваяобразовательнаяпрограммадошкольногообразования «Растимличность» / Авт. -сост. Арутюнян Л. Н, Сипачева Е. В., Котова Л. Н, Макеенко Е. П., Губанова Н. В., Бридько Г. Ф., Кобзарь О. В., Михайлюк С. И. – Донецк: ГОУ ДПО «Донецкий РИДПО», 2018.
5. «Организация воспитательной и оздоровительной работы в ДОУ». Авт. – М. : ТЦ Сфера, 2006. – 128 с. – (Приложение к журналу «Управление ДОУ»).
6. «Формирование правильной осанки и коррекция плоскостопия у дошкольников : рекомендации, занятия, игры, упражнения» / авт. -сост. Т. Г. Анисимова, С. А. Ульянова; под ред. Р. А. Ереминой. – 2-е изд. – Волгоград: Учитель, 2011. – 146 стр.
7. Шорыгина Т. А. «Беседы о здоровье» : Методическое пособие. – М. : ТЦ Сфера, 2011. – 64 с. (Вместе с детьми.).
8. Л. Л. Тимофеева. Е. Е. Корничеева «Планирование образовательной деятельности в ДОО».
9. Л. И. Пензулаева «Физкомплексы на прогулке во 2-й младшей группе».