Щеголькова Марина Юрьевна
Сказка как средство экологического воспитания для детей старшего дошкольного возраста
«Человек стал человеком,
когда услышал шёпот листьев и песню кузнечика,
журчание весеннего ручья
и звон серебряных колокольчиков в бездонном летнем небе,
шорох снежинок и завывание вьюги за окном,
ласковый плеск волны и торжественную тишину ночи,
- услышал, и, затаив дыхание, слушает сотни и тысячи лет
чудесную музыку жизни».
В. А. Сухомлинский.
Введение
Актуальность.
Публикация «Сказка как средство экологического воспитания для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Сказкотерапия. Воспитание сказкой
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Человек – часть природы, он не может жить вне ее, не может нарушать законы, по которым существует окружающий его мир. Только научившись жить в полном согласии с природой, мы сможем понять ее тайны, сохранить самое удивительное творение природы – жизнь на земле. Поэтому каждому человеку необходимо знать родную природу и знать свое место в окружающем мире. И начинать нужно с самых маленьких. Именно в дошкольном возрасте усвоение экологических знаний наиболее продуктивно, так как ребенок воспринимает природу, как нечто живое, а с помощью сказки он воспринимает знания более полно, осмысленно, ведь сказка дает знания о природе, о повадках животных, о взаимоотношении людей с животным и растительным миром. Все это позволяет говорить о необходимости проведения работы по экологическому воспитанию с использованием сказок.
Гипотеза.
Использование сказок в экологическом воспитании старших дошкольников побуждает детей к творческому видоизменению сказки путем взаимодействия:
- Со сказочными объектами живой природы;
- Друг с другом;
- Со взрослыми.
Экологическая сказка учит научному видению, в занимательной форме помогает раскрыть сложные явления природы, дает ребенку возможность стать членом интересного общества верных друзей (животных, растений, научиться понимать их потребности и взаимоотношения с окружающей средой. Большую роль играют такие факторы, как доступность материала, увлекательная форма повествования с элементами загадочности. На основе знаний, которые дети получают через экологическую сказку, могут быть заложены начальные формы осознанно-правильного отношения к природе, интерес у ее познанию, сочувствия ко всему живому, умение видеть красоту природы в разных ее формах и проявлениях, выражать свое эмоциональное отношение к ней.
Объект проектной деятельности: роль экологической сказки в воспитании детей дошкольного возраста. Чтение книг о природе, изготовление кормушек, подкормка птиц зимой, оформление экологической тропы, выставка детских работ из природного материала, организация выставки книг по экологии.
Предмет проектной деятельности: сказки о животных.
Цель проектной деятельности: Развивать коммуникативную компетентность дошкольников, устойчивый интерес детей к экологическим сказкам, к природе, живому существу, требующему внимания, помощи источнику знаний, создавать условия для развития познавательных итворческих способностей, для активного внедрения опыта в творческую деятельность детей.
Задачи проектной деятельности:
-Формирование у детей элементов экологического сознания;
-Формирование у детей практических навыков и умений в разнообразной деятельности в природе;
- Создать условия для деятельности детей по охране природы;
-Развитие умения анализировать художественное произведение о природе; выразительного чтения стихов о природе, формирования литературного языка, обогащение словарного запаса детей;
-Развитие творческих способностей дошкольников, побуждать детей к сочинительству экологических сказок, рассказыванию прочитанного с помощью схем, способности к созданию задуманного продукта;
- Воспитание гуманного отношения к природе;
-Воспитание нравственных качеств (милосердие, справедливость, внимание друг к другу и т. д., знакомство с этическими нормами;
-Повышение экологической компетентности родителей.
Длительность проектной деятельности: долгосрочный (ноябрь – декабрь).
Вид проектной деятельности: практико-ориентированный, групповой.
Участники образовательного процесса: дети, воспитатели, родители, сотрудники библиотеки.
Развивающая предметно-пространственная среда необходимая для реализации проектной деятельности.
• Детские литературные произведения: произведения русского фольклора: частушки, песенки; народные сказки о животных, произведения русской классики: рассказы, сказки, загадки (природоведческие).
• Иллюстрации к детским произведениям; игрушки, изображающие сказочных персонажей, животных.
• Иллюстрации по обобщающим понятиям.
• Альбомы или подборка иллюстраций по темам: сезоны, животные, птицы, экологические цепочки, макеты сред обитания.
• Сюжетные картинки о природе, животных, растениях.
• Выставка: книги одного автора или одного произведения в иллюстрациях разных художников о природе.
• Игры природоведческого содержания, викторины.
• Книжные иллюстрации, изображающие последовательно сюжет экологической сказки.
• Рисунки детей к экологическим сказкам.
• Игры экологического содержания.
• Книги-рассказы в картинках.
Размещение вблизи источника света (окна).
Обеспечение дополнительного освещения вечером.
Расположение рядом с «Центром театра», вдали от шума и игровых уголков.
Пополняемость экологическими сказками по мере изучения.
Игры – инсценировки по сюжетам хорошо известных сказок о животных.
Рассматривание иллюстраций в книгах, чтение.
Деятельность в уголке природы.
Деятельность по иллюстрированию экологических сказок.
Ожидаемые результаты:
• Повышение интереса детей к сохранению природы.
• Улучшение системы работы с экологической сказкой.
• Рост профессиональной компетентности педагогов.
• Позитивные изменения в поведении детей по отношению к природе. Бережное и заботливое отношение детей к природе в разных видах деятельности и повседневной жизни.
• Развитие индивидуальных особенностей в творческой деятельности.
• Обогащение предметно- развивающей среды в группах и ДОУ.
• Повышение компетентности членов семьи в вопросах воспитания экологически грамотного человека.
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Этапы проектной деятельности:
1. Организационный
2. Основной
3. Заключительный
Этапы реализации:
1. Организационный
Деятельность педагога:
Сбор информации и подготовка литературы по теме проекта, опрос детей, планирование воспитательно-образовательной работы с детьми, социумом, подготовка конспектов мероприятий, подбор дополнительного материала для организации деятельности детей, привлечение родителей к реализации проекта, анкетирование родителей «Природа в жизни детей».
Деятельность детей :
Проявление инициативы и желания участвовать в творческой и познавательной деятельности.
Взаимодействие с родителями:
Анкетирование родителей «Природа в жизни детей» для выявления проблемы. Помощь в подборе материала.
2. Основной
Деятельность педагога:
Проведение тематических занятий, экскурсий, бесед, дидактических игр, чтение художественной литературы, знакомство с творчеством писателей, поэтов, художников - иллюстраторов, чтение загадок, пословиц, поговорок, стихов о природе, явлениях природы, Драматизации русских народных сказок о животных, заучивание стихов, загадок, пословиц, проведение викторины в группе, просмотр презентаций о животных,просмотр мультфильмов, прослушивание аудиокниг, театрализованная деятельность, продуктивная деятельность: изготовление книжек- малышек о природных явлениях, закладок- животных. Оформление сюжетно –ролевых игр «Экскурсия в лес», «Путешествие на Северный полюс» в группе старшего дошкольного возраста. Участие родителей в совместной продуктивной деятельности (изготовление поделок из природного материала).
Организация познавательных мероприятий: проведение бесед по теме проекта, пополнение развивающей среды, подбор книг сказок о природе.
Деятельность детей :
Активное участие в реализации проекта. Создание книг своими руками. Участие в творческой деятельности: Театрализация сказки «Коза -дереза». Самостоятельная деятельность.
Взаимодействие с родителями:
Информация для родителей «Роль природы в жизни ребенка».
2.1. Формы и методы реализации:
Формы:
• Наблюдения;
• Беседы, ситуативный разговор;
• Дидактические игры;
• НОД;
• Чтение художественной и познавательной литературы;
• Рассматривание фотографий и иллюстраций;
• Просмотр презентаций;
• Драматизация;
• Информация для родителей
Методы:• Словесные: беседа, чтение художественной литературы, рассказ воспитателя, игры — беседы с персонажами сказок, сочинение сказок о животных.
• Наглядные: рассматривание фотографий и иллюстраций, презентаций, картинок, книг, групповые выставки.
• Практические: игры – драматизации, моделирование и анализ заданных ситуаций, продуктивная деятельность (рисование, аппликация, конструирование, оздоровительная деятельность, музыкальная деятельность.
• Игровые: дидактические игры, пальчиковые игры, сюжетно - ролевые игры.
3. Заключительный
Деятельность педагога:
Оформление выставки иллюстраций к сказке и книжки-малышки. Презентация проекта. Анкетирование родителей.
Деятельность детей :
Активное участие в презентации проекта.
Перспективный план реализации проектной деятельности.
1. Анкетирование родителей «Природа в жизни детей».
Цели и задачи: Выявления проблемы, понимание важности бережного отношения к природе.
Материалы: Анкеты.
Участники: Воспитатели, родители.
Ожидаемый результат: Сотрудничество.
2. НОД «Лесные жители»
Цели и задачи: Познакомить детей с лесными жителями, средой их обитания, образом жизни. Учить устанавливать причинно-следственные связи между явлениями.
Материалы: Игрушки диких животных, макеты сред обитания
Участники: Дети, воспитатели.
Ожидаемый результат: Сформировать знания детей об образе жизни диких животных в среде их обитания.
3. НОД ФЦКМ «Деревья - наши друзья»
Цели и задачи: Учить детей различать отдельные деревья.
Материалы: иллюстрации веток клена, берёзы, рябины, дуба, ели; плодов – кисти рябины, жёлуди, сережки берёзы, шишки.
Участники: Дети, воспитатели
Ожидаемый результат: Подвести детей к пониманию того, что к деревьям нужно бережно относиться.
3.1. НОД «Путешествие в лес»
Цели и задачи: Обратить внимание детей на жителей леса. Вызвать у детей желание помочь жителям леса, подумать, как могут позаботиться о них.
Материалы: Игрушка животные, картинки с изображением леса
Участники: Дети, воспитатели.
Ожидаемый результат: Подвести детей к понятию того, что лес живой организм, о нем надо заботится, иначе он может погибнуть,необходимости бережного использования данного материала.
4. Экскурсия в библиотеку. «Путешествие в страну книг»
Цели и задачи: Знакомство с библиотекой, её социальной значимостью, содержанием, устройством.
Расширять представление детей о книгах, где хранятся, какие бывают и для чего нужны. Рассмотреть выставку книг о животных и растениях
Материалы: Библиотечный фонд.
Участники: Воспитатели, дети, родители, работники библиотеки, муз. работник.
Ожидаемый результат: Приобщение детей к чтению книг о природе, воспитание интереса к художественной литературе.
5. Организованная образовательная деятельность: Выставка «Проделки осени»
Цели и задачи: Привлечь детей к изготовлению поделок из природного материала в группе.
Материалы: Природный материал
Участники: Дети, воспитатели, родители
Ожидаемый результат: Повышение интереса детей к оформлению своего книжного уголка
6. Игры – задания в книжном уголке
«Отгадай сказку», «Отгадай сказку по предметам в волшебном сундучке», «Найди свою сказку», «Расскажи сказку», «Отгадай сказочного героя», «Не зевай, быстро отвечай», «Разложи по порядку», «Скажи, что не так».
Цели и задачи: Учить детей составлять и рассказывать по картинкам сказки, отгадывать сказки по предметам.
Материалы: Сундучок, картинки- эпизоды из сказок, картинки с главными героями из сказок.
Участники: Дети, воспитатели.
Ожидаемый результат: Создание условий для использования литературного опыта в речевой практике.
7. Игра: «Больница Айболита»
Цели и задачи: Формировать устойчивый навык бережного обращения с животными.
Материалы: атрибуты больницы, игрушки герои сказок о животных
Участники: Дети, воспитатели.
Ожидаемый результат: Повысить интерес детей к заботе о животных.
8. Развлечение «Берегите животных».
Цели и задачи: Расширять представления детей о многообразии животного мира. Воспитывать осознанное отношение к миру природы.
Материалы: Картины, плакаты о природе.
Участники: Дети, воспитатели.
Ожидаемый результат: Осознанное, бережное отношение к природе.
9.1. Составление рассказа для будущей книги.
Цели и задачи: Развивать творчество детей.
Материалы: Альбомные листы, карандаши.
Участники: Воспитатели, дети.
Индивидуальная работа.
9.2. Игра «Сделаем свою книгу».
Цели и задачи: способствовать сотворчеству детей и взрослых.
Материалы: Альбомные листы, карандаши.
Участники: Дети, воспитатели.
Ожидаемый результат: доставить детям удовольствие от игры.
10. Акция «Покормите птиц зимой»
Цели и задачи: Расширять представления о зимующих птицах родного края. Развивать любознательность детей. Формировать желание заботится о них зимой.
Материалы: Кормушки, сделанные родителями, совместно с детьми, смеси собранные летом и осенью
Участники: Дети, воспитатели, родители.
Ожидаемый результат: Поднять интерес к зимующим птицам, сотрудничество взрослых и детей.
11. Инсценировка сказки
Цели и задачи: инсценировать одну из сказок о животных.
Развитие артистических способностей, развитие речи. Воспитание интереса к театрализованной деятельности, воспитание чувства коллективизма, сплочение детского коллектива.
Материалы: декорации к сказке изготовленные детьми совместно с воспитателями.
Участники: Дети и воспитатели.
Ожидаемый результат: Доставить детям удовольствие от игры.
12. Познавательная викторина «Тайны и загадки природы»
Цели и задачи: Развивать познавательные способности, воспитывать чувство взаимовыручки.
Материалы: Атрибуты для викторины.
Участники: Воспитатели, дети.
Ожидаемый результат: Доставить детям удовольствие от игры.
13. Оформление книжки-малышки, сделанной своими руками.
Цели и задачи: Закрепить строение книги (обложка, титульный лист, умение работать аккуратно.
Материалы: Картинки из детских журналов, карандаши, мелки, ножницы.
Участники: Дети, воспитатели.
Ожидаемый результат: Развивать творческую активность, самостоятельность, умение работать по собственному замыслу.
Индивидуальная работа.
14. Консультация для родителей.
Цели и задачи: Узнать результат работы: понимание важности экологии в жизни человека.
Участники: Воспитатели, родители.
Ожидаемый результат: Сотрудничество.
15. Подведение итогов в группе в контакте, фотоотчёт в приемной группы, подарки детям.