Людмила Лысакова
Проект «Развитие математических способностей детей средней группы средствами блока Дьенеша»
▼ Скачать + Заказать документы
Логика — это искусство приходить к непредсказуемому выводу.
Сэмюэл Джонсон
Проект : с детьми среднего возраста с использованием игровых технологий: Блоки Дьенеша. Название проекта : «Развитие математических способностей детей средней группы средствами блока Дьенеша»
Темочки:
- Блоки Дьенеша
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Проекты, проектная деятельность
- Средняя группа
- Темочки
Тип проекта : творческий, долгосрочный, семейно–групповой, практико–ориентированный. Время реализации проекта : октябрь 2022 года – декабрь 2022 года.
Участники проекта : дети, педагоги, родители.
Возраст детей : дети средней группы.
Пояснительная записка:
Проект составлен с учётом основных принципов, требований к организации и содержанию к образовательной деятельности в ДОУ, возрастных особенностей детей 4 - 5 лет.
Блоки Дьенеша – это универсальный дидактический материал, позволяющий благополучно решать все задачи вoспитательно-образовaтельного, в частности познавательного и речевого развития. Своё название он получил по имени автора, венгерского психолога и математика Золтана Дьенеша, разработавшего данное пособие для обучения математике и развития логического мышления у детей в игровой форме.
Проблема: Дети плохо справлялись с простейшими логическими задачами, не могли выделить признаки предметов, объяснить сходства и различия объектов, вызывала трудности ориентировка в пространстве, не умение комментировать свои действия.
Обоснование проблемы: Недостаточность знаний детей и их родителей об играх с блоками Дьенеша.
Актуальность:
Современные требования к развивающему обучению в период дошкольного детства диктуют необходимость создания новых форм игровой деятельности, при которой сохранялись бы элементы познавательного, учебного и игрового общения. В соответствии с современными тенденциями развития образования, мы должны выпустить из детского сада человека любознательного, активного, принимающего живое, заинтересованное участие в образовательном процессе, обладающего способностью решать интеллектуальные и личностные задачи, а также овладевшего универсальными предпосылками учебной деятельности – умением работать по правилу, по образцу, по инструкции. Роль логики при этом невозможно переоценить. Проанализировав содержание современных обучающих программ начальной школы, мы можем с уверенностью сказать, что логической составляющей в них придаётся важнейшее значение. Чтобы школьник не испытывал трудности буквально с первых уроков и ему не пришлось учиться с нуля, уже сейчас, в дошкольный период, необходимо готовить ребенка соответствующим образом.
Дидактическое пособие «Логические блоки Дьенеша» давно и успешно используется в дошкольной педагогике всего мира. Игры с блоками доступно на наглядной основе знакомят детей с формой, цветом и размером объектов, с математическими представлениями и начальными знаниями по информатике. Они развивают у детей логическое и аналитическое мышление (анализ, сравнение, классификация, обобщение, творческие способности, а также – восприятие, память, внимание и воображение. Играя с блоками Дьенеша, ребёнок выполняет разнообразные предметные действия (группирует по признаку, выкладывают ряды по заданному алгоритму). В процессе разнообразных действий с логическими блоками дети овладевают различными мыслительными умениями, важными в предматематической подготовки, и с точки зрения общего интеллектуального развития. Использование карточек позволяет развивать у детей способность к замещению и моделированию свойств, умение кодировать и декодировать информацию о них. Эти способности и умения развиваются в процессе выполнения разнообразных предметно - игровых действий.
Гипотеза проекта : Игры с блоками Дьенеша дают возможность детям овладеть мыслительными операциями и действиями, важными как в плане предматематической подготовки, так и с точки зрения общего интеллектуального развития.
Цель: Развитие логико-математических представлений, интеллектуальных, творческих, личностных качеств детей среднего дошкольного возраста через игры, посредством использования блоков Дьенеша.
Задачи проекта для детей :
- Продолжать знакомить с формой, цветом, размером, толщиной объектов.
- Развивать умения выявлять свойства в объектах, обобщать их по свойствам (по одному, двум, трем, объяснять сходства и различия объектов, обосновывать свои рассуждения.
- Развивать у детей мыслительные операции (анализ, сравнение, классификация, обобщение); познавательные процессы (восприятие, память, внимание, воображение);
- Развивать логическое мышление, творческие способности, воображение, фантазию, способности к моделированию и конструированию.
- Расширить словарный запас детей, связную речь и грамматический строй речи в процессе проектной деятельности.
- Воспитывать самостоятельность, инициативу, настойчивость, в достижении цели, преодолении трудностей. Воспитывать умение рассуждать логически.
Задачи для педагогов:
1. Ознакомиться с современной методической литературой по теме «Блоки Дьенеша»;
2. Повышать педагогическую грамотность;
3. Повышать профессиональный уровень по проектной деятельности.
Задачи для родителей:
- Познакомить родителей со структурой игр с логическими блоками Дьенеша, её обучающими задачами, способами подачи детям.
-Участвовать в развитии интеллектуальных способностей детей в домашних условиях;
Основные принципы:
Принцип занимательности - используется с целью вовлечения детей в целенаправленную деятельность, формирования у них желания выполнять предъявленные требования и стремление к достижению конечного результата.
Принцип новизны - позволяет опираться на непроизвольное внимание, вызывая интерес к работе, за счёт постановки последовательной системы задач, активизируя познавательную сферу.
Принцип динамичности - заключается в постановке целей по обучению и развития ребёнка, которые постоянно углубляются и расширяются, чтобы повысить интерес и внимание детей к обучению.
Принцип сотрудничества - позволяет создать в ходе продуктивной деятельности, доброжелательное отношение друг к другу и взаимопомощь.
Принцип систематичности и последовательности – предполагает, что знания и умения неразрывно связаны между собой и образуют целостную систему, то есть учебный материал усваивается в результате постоянных упражнений и тренировок.
Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей – основывается на знании анатомо-физиологических и психических, возрастных и индивидуальных особенностей ребенка.
Принцип научности – заключается в формировании у детей системы научных знаний, в анализе и синтезе предметов, выделениях в нем важных, существенных признаков (цвет, форма, величина, в выявлении возможных межпредметных связей, в использовании принятых научных терминов (например, квадрат, прямоугольник, треугольник, круг и пр.).
Время проведения: один раз в неделю, во второй половине дня, с продолжительностью не более 20 минут.
Методическое обеспечение:
-«Логические блоки» Дьенеша;
- карточки с изображением символов;
- игровые поля;
- мультимедиа.
Реализация проекта :
1 этап. Подготовительный
Сотрудничество с семьями воспитанников:
- Определение цели и задач проекта, участников проекта.
- Ознакомление родителей с проблемой, целью и задачами проекта.
- Подбор нагляднo-дидактичeских материалов и оборудования для занятий, исследовательской деятельности и индивидуальной работы с детьми вне занятий.
- Наглядная информация «Блоки Дьенеша – это интересно».
- Консультация -деловая игра для родителей «Блоки Дьенеша - забавная игра для развития и ума» (Методические рекомендации по использованию логических блоков).
- Диагностика элементарных математических представлений и мыслительных умений. Основные методы диагностики - дидактические игры, предлагаемые авторами программы «Мир открытий»;
Наблюдение за детьми в ходе использования блоков Дьенеша.
- Проведение ознакомительного занятия.
Предполагаемый результат.
Первоначальная заинтересованность детей и их родителей в использовании блоков Дьенеша, основанная на коллективном объединении усилий.
2 этап. Основной
Календарно – тематическое планирование работы с детьми среднего дошкольного возраста
-Осуществление планирования, подбор и разработка конспектов занятий, развлечений и других мероприятий.
-Осуществление планирования, подбор и разработка мероприятий, проводимых с родителями детей.
Формы организации работы с логическими блоками Дьенеша, виды деятельности.
1. Дидактические и развивающие игры.
2. Подвижные игры;
3. Театрализованные игры;
4. Сюжетно-ролевая игра «Магазин»
5. Конструирование;
6. Образовательные ситуации.
Совместная и самостоятельная игровая деятельность (дидактические игры, настольно-печатные, подвижные, сюжетно-ролевые игры).
а) в подвижных играх (предметные ориентиры, обозначения домиков, дорожек, лабиринтов);
б) как настольно-печатные (изготовить карты к играм «Рассели жильцов», «Найди место в фигуре»);
в) в сюжетно-ролевых играх: «Магазин» - деньги обозначаются блоками. «Почта» - адрес на доме обозначается кодовыми карточками. Аналогично, «Поезд» - билеты, места.
3 Этап. Заключительный.
- Обработка и оформление материалов проекта.
-Оценка результатов работы всех участников проекта.
Сотрудничество с семьями воспитанников:
- Участие родителей в математическом празднике-презентации «Что за чудо эти блоки».
Предполагаемый результат:
- Возможность родителям увидеть и осмыслить результаты не только труда воспитателя, но и собственного участия в развитии детей.
Работа с детьми:
- Беседа с детьми об их удовлетворённость играми с блоками Дьенеша : что больше понравилось? Почему? Что было труднее? Почему? Чего совсем не хотелось делать? Почему? Какие изменения хотелось внести?
- Поведение математического праздника- презентации «Что за чудо эти блоки»
Форма проведения итогового мероприятия проекта :
- Показ итогового занятия по ФЭМП.
Предполагаемые результаты по проекту :
-для детей :
- Предоставление детям возможности увидеть реальные результаты сотрудничества с воспитателем.
- Появление у детей не только новых знаний, но и навыков анализировать собственные действия.
- Повышение внутренней мотивации дошкольников на активное использование в играх, общении и самостоятельной деятельности логических блоков Дьенеша как средства развития логического мышления.
- подвести детей к самостоятельному использованию игровых пособий «Блоки Дьенеша».
для педагогов:
- повышение профессионального уровня по проектной деятельности;
- расширение и углубление знаний о блоках Дьенеша.
для родителей:
- Установление эмоционального контакта с детьми.
- Возникновение у родителей мотивации к использованию блоков Дьенеша как средства развития логического мышления.
- Появление азов педагогических знаний, направленных на развитие логического мышления дошкольников при использовании логических блоков Дьенеша.