Екатерина Макутина
Консультация «Поддержка детской инициативы через игру»
▼ Скачать + Заказать документы
В Конституции Российской Федерации, в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» и других нормативных документах Российской Федерации сформулирован социальный заказ государства системе образования: воспитание инициативного, ответственного человека, готового самостоятельно принимать решения в ситуации выбора.
Самостоятельность дошкольника неразрывно связана проявлением его инициативы. Что такое инициатива?
Публикация «Консультация „Поддержка детской инициативы через игру“» размещена в разделах
Инициативность характеризуется как черта детской личности, которая включает в себя способность и склонность к активным и самостоятельным действиям.
Инициатива — активность в начинании, активность продвигать начинания, запускать новые дела, вовлекая туда окружающих людей.
Основные виды деятельности, в которых ребенок может проявлять себя и свою инициативу, развивать себя как личность это
игра; познавательно-исследовательская деятельность; продуктивная деятельность; коммуникативная деятельность и др.
В качестве ведущей деятельности в дошкольном возрасте выступает игра. Она позволяет создать событийно организованное пространство образовательной деятельности взрослых и детей. Игра развивает ребенка и приобщает его к духу игровой культуры с ее специфическими чертами: свободным выбором и необязательностью, внутренней целью, заключающейся в самом процессе деятельности.
Как помочь детям развить инициативу с помощью игры?
В образовательной программе дошкольного образования, уделяется большое внимание созданию игровой развивающей среды, то есть условиям для развития инициативного поведения детей, где пространство группы разделено на центры активности. Такая игровая среда в группе, помогает реализации основополагающего принципа программы: ребенок учится лучше и научится большему в процессе самостоятельного взаимодействия с окружающим миром - через игру и открытия.
В среднем дошкольном возрасте в игре идет освоение и развитие ролевого поведения, поддержка игровых объединений детей, обогащение игрового взаимодействия, расширение тематической направленности сюжетных игр, обогащение игрового опыта детей через приобщение к играм с правилами, подвижным, досуговым, театрализованным, народным играм.
Для эффективной организации и поддержки разнообразной игровой деятельности детей, используются следующие подходы:
• наблюдение за деятельностью детей: что им интересно, чем они предпочитают заниматься в свободное время (вид и форма организации деятельности, ее содержание и т. д., которые фиксируются в индивидуальных картах наблюдений;
• используя личностно - ориентированный подход в игровой деятельности;
• поддержка самостоятельной игровой деятельности через насыщенность содержания центра сюжетно – ролевой игры и театра в группе;
• рациональное использование времени в режиме дня для организованной и свободной игровой деятельности детей.
В качестве основного метода поддержки детской инициативы в процессе игровой деятельности дошкольников средней группы можно использовать, комплексный метод, разработанный Е. В. Зворыгиной и С. Л. Новоселовой, который включает следующие компоненты:
• планомерное обогащение жизненного опыта;
• совместные обучающие игры педагога с детьми, направленные на передачу детям игрового опыта, игровых умений;
• своевременное изучение игровой среды с учетом обогащающегося жизненного опыта;
• активизирующее общение взрослого с детьми в процессе их игры, направленной на побуждение и самостоятельное применение детьми новых способов решения игровых задач, на отражение в игре новых сторон жизни.
Педагогическая задача - переводить детей к более сложному ролевому поведению в игре: формировать умение изменять свое поведение в соответствии с разными ролями партнеров, умение менять игровую роль и обозначать свою роль для партнеров в процессе развертывания игры. Эти умения — залог будущего творческого и согласованного развертывания игры со сверстниками, они обеспечивают гибкость ролевого поведения.
Каким же образом можно формировать эти умения у детей дошкольного возраста?
Решение этой задачи возможно в совместной игре педагога с детьми, где, педагог является не руководителем, а участником, партнером детей в этом творческом процессе. Игра развертываться особым образом, чтобы для ребенка «открылась» необходимость соотнести его роль с разными другими ролями, а также была возможность смены роли в процессе игры, для развертывания интересного сюжета.
Исходя из вышеизложенного, деятельность педагога можно разделить на два этапа:
Первый этап - игра строится таким образом, чтобы у ребенка была основная роль в сюжете; педагог, последовательно меняет свои роли в ходе игры. Не нужно рассказывать детям предварительно сюжет, а можно сразу начинать игру, предлагая ребенку основную роль, ориентируясь на тематику, привлекающую его. Если у ребенка возникают собственные предположения в ходе игры – педагог их обязательно принимает.
На втором этапе – в процессе игры с детьми, педагог, вступает в ролевое взаимодействие, активируя ролевой диалог, «замыкая» детей на ролевом взаимодействии друг с другом. При этом вся игра носит импровизированный характер.
При эффективной и правильной педагогической поддержке, игра становится уже не ведущей, а преобладающей деятельностью, в которой активно проявляется самостоятельность и инициативность ребенка.
Пример игры, направленной на развитие лидерских качеств детей дошкольного возраста «Змея»
для детей средней группы (4-5 лет)
Дети сидят на стульчиках по кругу. Выбирается водящий – «Змея». Водящий произносит слова игры и двигается вдоль остальных играющих. Остановившись около определенного игрока, он предлагает ему «стать хвостом». Этот игрок может либо принять это предложение, либо отказаться. Если ребенок согласен «стать хвостом», он проползает между ног «змеи» так, чтобы оказаться в хвосте, и становится последним. Если ребенок не согласен, он говорит: «Не хочу!». В этой ситуации Водящий либо начинает выбор нового игрока, либо настаивает на своем выборе, говоря: «Я ХОРОШАЯ змея, мне отказывать нельзя!». Цель игры – собрать наибольшее количество игроков в «хвост».
Можно внести элемент соревнования, когда двое водящих соревнуются, кто из них соберет большее количество игроков в свою «Змею».
Я змея, змея, змея.
Я ползу, ползу, ползу.
Хочешь быть моим хвостом?