Марина Чекушкина
Познавательно-исследовательский проект «От семечка до плода»
▼ Скачать + Заказать документы
Направленность: создание условий, стимулирующих интерес к исследовательской деятельности, вовлечение детей в практическую деятельность и формирование первоначальных экологических представлений у детей.
Участники проекта: воспитанники старшей группы, воспитатели группы, родители.
Продолжительность проекта: долгосрочный (апрель - август 2022г.)
Охватываемые образовательные области: «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Познавательное развитие»
Публикация «Познавательно-исследовательский проект „От семечка до плода“» размещена в разделах
- Выращивание растений. Проекты
- Исследовательская деятельность
- Посадка и выращивание растений
- Проекты
- Темочки
Актуальность: Дети старшего дошкольного возраста в недостаточной степени имеют представления о растениях, о том, где они растут, о необходимых условиях их роста. Интерес детей к познавательно-исследовательской деятельности еще недостаточно развит. Поэтому данный проект направлен на расширение и обобщение знаний о растениях.
Проблемная ситуация: Несформированность у детей представлений о жизни растения, стадиях роста, способах ухода за ним.
Возможные риски: погодные условия и не приживаемость растений.
Цель: Формировать представления детей о жизни растений, о выращивании растений из семян.
Задачи:
1. Формирование у детей навыков ухода за растениями, трудолюбия.
2. Познакомить с условиями прорастания растений из семени до ростка и дальнейшего их выращивания до получения плода.
3. Развивать интерес к миру природы; стремление к познанию природы через творческую познавательно-исследовательскую деятельность.
4. Развивать воображение, мышление в процессе наблюдений и исследований. Дать детям представление о разнообразии растительного мира на растениях ближайшего окружения.
5. Воспитывать желание производить трудовые действия, помогать взрослым. Воспитывать бережное и доброе отношение к природе.
Предполагаемый результат: Развитие познавательного исследовательского интереса детей, расширение и углубление знаний детей о жизни растений.
Продукт проектной деятельности: фотографии, пазлы «Яблоко» и «Огурец», «Собери цветок» и «Вершки и корешки»; сборник загадок про растения; карты –схемы: «Способы ухода», «Что нужно растениям», «Строение растения», «Этапы посадки семян», пособие «Готовим салат из овощей», «Готовим гороховый суп».
Этапы реализации проекта:
1. Ознакомительный этап.
- Рассматривание иллюстраций, картинок, открыток; раскрашивание раскрасок «Овощи».
- Чтение художественной литературы (русской народной сказки «Репка», стихотворения С. В. Михалкова «Овощи» и т. д., рассматривание иллюстраций в книгах.
- Подбор методической, справочной, художественной литературы по тематике проекта; подбор дидактических и подвижных игр; музыкальных произведений по теме.
2. Основной этап (практический)
Содержание мероприятий по реализации проекта:
Познавательное развитие.
Экспериментирование:
- Беседы: «Что такое огород и что на нём растёт?», «Вершки и корешки», «Что такое сорняки?»
- Знакомство со схемами «Что нужно растениям», «Строение растения», «Этапы посадки семян», с алгоритмом по уходу за растениями и приготовлением салата и супа из овощей.
- НОД Конспект опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Посев семян помидор».
- Наблюдения: за ростом семян растений. Полив растений.
- Пересадка рассады томатов в большую ёмкость.
- Высадка рассады помидор на огород.
- Наблюдение за ростом саженцев. Полив растений и уход.
- Дидактические игры: Во саду ли в огороде», «Что происходит в природе?», Лото «Овощи» и «Фрукты», «Парочки», «Вершки и корешки»; «Узнай на ощупь», «Чудесный мешочек», «Узнай на вкус», «От какого овоща эта часть?», «Готовим овощной салат».
Речевое развитие.
- Чтение произведений :
пословиц и поговорок; русской народной сказки «Вершки - корешки» и белорусской «Пых»; Д. Родари «Чипполино»; Ю. Тувим «Овощи»; Н. Носов «Огородники»;
- Отгадывание загадок об овощах и фруктах;
- Драматизация русской народной сказки «Репка»;
- Заучивание стихов об овощах.
Художественно-эстетическое развитие.
- Рисование «Что растёт на огороде»; аппликация «Помидор и огурец», лепка «Овощи».
- Музыкальная игра «Есть у нас огород».
- Хороводная игра «Огородная-хороводная»;
Физическое развитие.
Подвижные игры и игровые упражнения:
«Съедобное - несъедобное», «Найди пару», «Собери урожай».
Физкультминутки: «Баба сеяла горох», «В огород пойдем, урожай соберем».
Работа с родителями:
- Беседы с родителями об участии в проекте.
- Рекомендации по чтению художественной литературы.
- Рекомендации по наблюдениям.
- Совместная деятельность в изготовлении игр и пособий.
3. Заключительный этап.
- Фоторепортаж «Как мы сажаем и ухаживаем за растениями»
- Выставка детских рисунков, поделок из пластилина, аппликаций, связанных с тематикой проекта.
- Приготовление салата из урожая совместно с детьми по схеме «Готовим салат».
Результат проекта:
- дети научились сажать семена и ухаживать за ними;
- сформировались знания о жизни и уходе за растениями, умения делать выводы, сравнивать и анализировать;
- научились выполнять индивидуальные и коллективные поручения, видеть результат своего труда; стали проявлять инициативу и самостоятельность в познавательно-исследовательской деятельности, активно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми.
Итоги проекта:
В ходе проекта расширились представления детей о растениях, как живых организмах, об условиях, необходимых для роста и развития, развилось эстетическое чувство, умение радоваться красоте выращиваемых растений и результатом своего труда. Дети научились наблюдать, стали бережнее относиться к растительному миру, правильно взаимодействовать с растениями по принципу «не навреди». Все участники проекта (дети, воспитатели, родители) получили положительные эмоции от полученных результатов.