Назарова Татьяна Валентиновна
Экспериментально-исследовательский проект «От семечка до урожая», посвященный Дню посадки семян на МAAM
▼ Скачать + Заказать документы
Цель проекта – дать представление детям об этапах роста культурных растений.
Задачи:
1. дать знания и представления детям о культурных и дикорастущих растениях, их отличии;
2. расширить знания детей о том, как развивается растение;
3. познакомить детей с особенностями выращивания культурных растений (перец, лук, цветы, зерно, огурцы, комнатные растения – на примере хлорофитума);
4. обобщить представление детей о необходимости света, тепла, влаги почвы для роста растений;
Публикация «Экспериментально-исследовательский проект „От семечка до урожая“, посвященный Дню посадки семян на МAAM» размещена в разделах
- Выращивание растений. Проекты
- Дары осени, урожай. Проекты
- Исследовательская деятельность
- Овощи. Все на овощную тему для детей
- Овощи. Проекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Проекты, проектная деятельность
- Посадка и выращивание растений
- Проекты, проектная деятельность
- Урожай
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» май 2021
5. сформировать умение детей ухаживать за растениями в домашних условиях;
6. способствовать развитию экспериментальных и исследовательских способностей детей; поощрять трудолюбие, заботу о растениях;
7. развивать чувство ответственности за благополучное состояние растений (полив, взрыхление, поворачивание баночки во время роста в индивидуальных горшочках);
8. развивать наблюдательность – умение замечать изменения в росте растений, связывать их с условиями, в которых они находятся;
9. воспитывать уважение к труду, бережное отношение к его результатам.
Актуальность проекта заключается в том, что работа направлена на эскпериментально – исследовательскую деятельность детей, которая даёт ребёнку возможность экспериментировать, развивать познавательную и творческую активность, самостоятельно делать выводы.
Вид проекта:
- по ведущим видам деятельности: экспериментально – исследовательский;
- по включенности детей: групповой;
- по продолжительности: долгосрочный (февраль – июль)
Участники проекта: дети, педагог, родители обучающихся.
Возраст детей: 4 года.
В результате реализации проекта:
1. дети получат знания о том, что растения живые: жизнь зарождается в семечке, пробуждается от поступления воды, растут и развиваются в результате тщательного ухода;
2. экспериментальная работа позволит сформировать у детей знания о жизненно необходимых условиях роста растений: наличии тепла, света, воды:
3. исследовательская деятельность и наблюдения позволят сформировать вывод: рост растения начинается с корешка, а в семечке «спят» листья;
4. по ходу проекта у детей обогатится словарный запас;
5. сформируется интерес к выращиванию растений и бережное отношение к ним;
6. дети получат положительные эмоции от результатов своего труда, новых знаний и умений; а также совместной деятельности с родителями,
Этапы реализации проекта.
Подготовительный:
1)Составление проекта;
2) составление рабочего плана реализации проекта;
3) определение ответственных лиц;
4) прогнозирование ожидаемых результатов.
II .Основной (содержательный):
1) знакомство детей с многообразием семян;
2) с условиями роста растений;
3) наблюдение за процессом замачивания семян;
4) прорастанием луковиц в разных условиях;
5) пробуждением почек на срезанных веточках;
6) развитием корешков у отростков хлорофитума;
7) развитием и ростом огурца;
8) знакомство с произведениями фольклора;
9) творческая деятельность.
III. Итоговый (заключительный):
1) срезание проросших перьев лука;
2) сбор урожая выращенных огурцов, предоставление фото;
3) презентация фото для родителей.
Реализация проекта.
Подготовительный этап.
Проект начался в феврале с темы по окружающему миру «Овощи и фрукты»,
в ходе объяснения которой я задала вопрос: «Какие условия необходимы растениям для их роста?». Взяли 3 абсолютно одинаковые луковицы и стали наблюдать за ними: одну поставили в воду на подоконник, вторую – туда же, но без воды; третью – в воду, но в шкаф за закрытые плотно дверцы. Назначили ответственных детей, которые 1 раз в неделю сравнивали луковицы во всех трех баночках.
В конце февраля сделали общий вывод: для развития растения нужны свет, тепло и вода.
Когда перышки выросли, сделали поделку «Луковка» (идею подсмотрела на МААМ у Ольги Волченковой).
Также в феврале рассмотрели семена совершенно разные по виду — круглые (томат)и продолговатые (огурец, хурма, большие (каштан) и маленькие (укроп, гладкие (фасоль) и шершавые (красная свекла).
А когда я сказала, что внутри них прячется жизнь, глаза малышей загорелись, и я решила: «Проекту быть!»
II .Основной (содержательный).
Основной этап самый продолжительный: с середины февраля по сентябрь.
Когда я рассказала, что семена могут храниться годами, а для того, чтобы они проросли, нужно создать определенные условия, дети уже без труда назвали все 3 условия (эксперимент с луковицами очень помог)
Дальше я задала следующий вопрос: «Какие овощи у вас любимые?». И многие ответили, что это огурчики. И все вместе мы решили их вырастить сами. Рассказали об этом родителям, чтобы они, в случае затруднения, помогали юным полеводам. Первое домашнее задание было – научиться распознавать семена огурца и узнать, что нужно сделать, чтобы семена «проснулись».
Дети подготовились очень ответственно. В результате был сделан следующий вывод: чтобы семечко проклюнулось, нужны влага и тепло, чтобы из ростка развилось целое растение, нужно поместить его в плодородную землю, обеспечить светом и водой. Тогда у растения будут сильные корни и здоровая наземная часть, на которой в свое время появятся цветы, потом плоды, внутри которых будут новые семена.
1ое наблюдение – наблюдение за процессом замачивания семян.
В кабинете появился дополнительный столик. Мы его назвали столиком наблюдений. Я разрешила детям приподнимать верхний слой марли, чтобы увидеть «чудо» пробуждения. Очень интересно было наблюдать за Тимуром – он постоянно крутился около столика и потихонечку раскрывал семена, загубив тем самым немалое количество (я же сказала, что там прячутся листочки). Пришлось договориться с ним, что нужно немножко подождать. Параллельно шли еще 2 наблюдения: 2ое наблюдение - пробуждением почек на срезанных веточках деревьев и кустарников (дети сами ответили на вопрос: почему в природе почки не проснулись, а у нас распустились); 3- е наблюдение - развитие корешков у отростков хлорофитума (это наблюдение помогло детям определить: что появляется из семечка первым);
4ое наблюдение – за развитием и ростом огурца. Когда корешок у огурчиков окреп, дети посадили их в индивидуальные баночки и стали за ними ухаживать.
Самый заботливый - Карим: зорко следит за ростком (поливает, поворачивает, рыхлит землю).
Не менее заботлива и Самира!
Дети очень переживали, как они после посадки найдут свой росточек. Пришлось напечатать именные этикетки, чему малыши были несказанно рады!
Огурчики растут 4 листочка!
Второе домашнее задание было– прочитать сказку Э. Успенского «Про Огуречика и Помидорика» (очень познавательная сказка)
Пришлось и томаты посадить! А у огурчика плюс 2 листочка!
Сейчас дети находятся на праздничных каникулах. Перед уходом дети так переживали за свои растения, что я разрешила им их забрать. Родители с удовольствием присылают фото, пишут, как дети заботятся о них.
У Алмаза дома проклюнулся еще1 росток! Чудо!
Многие высадили рассаду в парники. Значит, урожай будет!
III. Итоговый (заключительный):
1) лето - сбор урожая выращенных огурцов, предоставление фото;
2) сентябрь - презентация фото для родителей и детей.