Ирина Беспалько
Проект «Музыкальная сказка» для детей старшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Руководитель проекта: Музыкальный
руководитель детского сада «Солнышко»
Беспалько И. А.
Паспорт проекта
Цель проекта Развить музыкальные способности, творческий потенциал и эмоциональную сферу детей старшего дошкольного возраста через участие в создании и исполнении музыкальной сказки.
Назначение проекта Реализация этого проекта способствует возрождению интереса к жанру и его адаптации к потребностям современных детей и родителей.
Тип проекта Среднесрочный
Участники проекта Воспитанники старшей группы, воспитатель, логопед.
Результаты реализации проекта • У детей развиты музыкальные и актерские навыки.
Публикация «Проект „Музыкальная сказка“ для детей старшей группы» размещена в разделах
- Музыка. Проекты, планы, недели
- Музыкальные сказки. Сценарии
- Проекты. Проектная деятельность
- Работа музыкального руководителя
- Сказка. Проекты по сказкам
- Старшая группа
- Темочки
• Повышена уверенность в себе и коммуникативные способности.
• Родители вовлечены в творческую жизнь детей.
• Создана атмосфера радости и творчества.
Актуальность. Проект «Музыкальная сказка» представляет собой уникальное сочетание театрального искусства, музыки и литературного творчества, что делает его востребованным в современном образовательном, культурном и досуговом пространстве. Актуальность данного проекта обусловлена несколькими ключевыми аспектам.
Современные дети и подростки часто сталкиваются с ограниченным доступом к высококачественному культурному контенту, который бы способствовал развитию их эстетического восприятия, фантазии и творческих способностей. Музыкальная сказка, как синтез театра и музыки, помогает формировать у детей любовь к искусству, улучшает их восприятие культурных ценностей и стимулирует интерес к литературе и музыке. Она позволяет вовлекать детей в ситуации, требующие сопереживания, размышлений и принятия моральных решений, развивает эмоциональный интеллект, навыки коммуникации и умение выражать свои чувства через творческую деятельность. В условиях цифровизации общества дети всё меньше времени проводят в коллективных живых мероприятиях. «Музыкальная сказка» позволяет объединить детей и взрослых в рамках коллективного творчества, восстанавливая социальные связи и создавая эмоционально насыщенную атмосферу. Проект может быть адаптирован для детей с особыми образовательными потребностями, что соответствует современным принципам инклюзивного образования. Музыкальная сказка предоставляет равные возможности для участия всех детей, вне зависимости от их способностей, помогая интегрировать их в культурную среду. Несмотря на свою художественную ценность, жанр музыкальной сказки остается недостаточно представленным в современной культуре. Реализация этого проекта способствует возрождению интереса к жанру и его адаптации к потребностям современных детей и родителей.
Таким образом, проект «Музыкальная сказка» отвечает актуальным потребностям общества, ориентирован на воспитание гармонично развитой личности и имеет широкий потенциал для положительного влияния на культурную и социальную сферу.
Цель проекта:
Развить музыкальные способности, творческий потенциал и эмоциональную сферу детей старшего дошкольного возраста через участие в создании и исполнении музыкальной сказки.
Задачи проекта:
1. Развивать музыкальный слух и ритмическое чувство: учить детей различать тембры, ритмы и мелодии, использовать музыкальные инструменты для аккомпанемента.
2. Формировать навыки выразительного пения и танцевального движения: познакомить детей с основными вокальными и хореографическими элементами, которые можно использовать для воплощения сказочных образов.
3. Способствовать развитию воображения и актерских способностей: через выразительные жесты, мимику и интонацию развивать сценические навыки.
4. Воспитывать интерес к музыкальному искусству и сотрудничеству: привить детям любовь к музыкальной культуре и показать значимость работы в команде.
Ресурсы проекта:
1. Музыкальные инструменты (бубен, треугольник, ксилофон).
2. Материалы для костюмов и декораций.
3. Аудиозаписи музыкальных произведений.
4. Книги и тексты сказок.
V. Результаты проекта:
• У детей развиты музыкальные и актерские навыки.
• Повышена уверенность в себе и коммуникативные способности.
• Родители вовлечены в творческую жизнь детей.
• Создана атмосфера радости и творчества.
Гипотеза проекта «Музыкальная сказка» для детей 5-6 лет
Если создать интерактивную музыкальную сказку, которая будет учитывать возрастные особенности детей 5-6 лет, то это стимулирует развитие творческих способностей ребенка за счет сочетания музыкальных, театральных и литературных элементов. Повысит интерес к культурному искусству, включая музыку и театр, благодаря игровому и эмоционально насыщенному формату. Улучшит коммуникативные навыки и социальное взаимодействие, так как дети смогут участвовать в коллективной творческой деятельности. Способствует формированию эмоционального интеллекта, так как сказка вовлекает ребенка в ситуации, требующие сопереживания и осмысления поступков героев.
Методы проекта.
Для реализации проекта «Музыкальная сказка» используются следующие методы, адаптированные к возрастным особенностям детей 5-6 лет:
1. Игровые методы:
• Драматизация: разыгрывание сцен из сказки с участием детей, где каждый ребенок может выбрать или получить роль героя.
• Ролевые игры: дети исполняют роли персонажей сказки, используя костюмы, атрибуты и простые декорации.
• Музыкальные игры: вовлечение детей в музыкальные действия, такие как повторение ритмов, пение или движения под музыку в сказочной атмосфере.
2. Творческие методы:
• Импровизация: создание детьми своих мелодий, текстов или движений для героев сказки.
• Создание музыкальных инструментов: использование подручных материалов для изготовления простых музыкальных инструментов, которые дети могут использовать в сказке.
3. Интерактивные методы:
• Коллективное сочинительство: совместное с детьми создание новых сюжетных поворотов сцен сказки.
• Музыкально-двигательные упражнения: движение под музыку, соответствующее эмоциям или действиям героев.
• Задачи на выбор: дети предлагаю варианты действий героев, влияя на развитие сюжета.
4. Эмоционально-развивающие методы:
• Обсуждение персонажей и событий: дети выражают свои эмоции, обсуждают поведение героев, что способствует развитию эмоционального интеллекта.
• Музыкальная экспрессия: обучение выражению настроения через музыкальные элементы — темп, громкость, интонацию.
• Психологическая игра: использование сказочных ситуаций для обсуждения эмоций и их проявлений в реальной жизни.
5. Дидактические методы:
• Знакомство с музыкой: изучение простых музыкальных понятий (громко/тихо, быстро/медленно) через примеры из сказки.
• Повторение музыкальных тем: дети учатся воспроизводить простые ритмы или мелодии, ассоциированные с героями.
• Обучающие задания: выполнение заданий, таких как отгадать музыкальный инструмент по звуку или найти ритм героя.
6. Интегративные методы:
• Синтез искусств: объединение музыки, театра, изобразительного искусства и литературы для комплексного восприятия сказки.
• Погружение в атмосферу: создание мультимедийного сопровождения (свет, звуки природы, проекции) для полного вовлечения детей в сказочный мир.
Эти методы позволяют учитывать особенности развития детей дошкольного возраста и способствуют их эмоциональному, творческому и социальному развитию.
I. Подготовительный этап
Продолжительность: 2 недели
Задачи:
1. Познакомить детей с жанром музыкальной сказки.
2. Формировать эмоциональный отклик на музыку, сюжет и образы.
3. Обеспечить осознанный выбор тематики и ролей сказки.
2. Виды деятельности:
1-я неделя: Знакомство с миром музыкальных сказок.
• Музыкальная гостиная: встреча с музыкальными сказками (слушание и обсуждение).
• Просмотр фрагментов музыкальных спектаклей: «Буратино», «Муха-Цокотуха».
• Беседа с детьми: кто такие артисты, музыканты, художники.
• Игра «Как звучат герои?»: дети угадывают характер персонажа по музыке.
2-я неделя: Выбор сказки и идей для постановки.
• Коллективное обсуждение сказки: предложить несколько вариантов (например, «Чертышке», «Колобок», «Красная шапочка», «Мешок яблок» с музыкальными вставками).
• Выбор ролей и сюжета: через игры.
• Начало работы с текстом: чтение по ролям с помощью воспитателя.
• Мини-концерт: совместное исполнение простых детских песен, связанных с выбранной сказкой.
II. Основной этап
Продолжительность: 4 недели
Задачи:
1. Формировать музыкально-исполнительские и актерские навыки.
2. Обучать детей взаимодействию в коллективе через театральные игры.
3. Включить родителей и воспитателей в процесс подготовки спектакля.
1-я неделя: Погружаемся в роли и музыку
• Музыкальная импровизация: создание звукового сопровождения («звуки леса», «песенка мышек»).
• Изучение песен: выучить тематические песни, соответствующие сюжету сказки.
• Театральные этюды: упражнения на эмоции (радость, грусть, удивление, злость).
• Художественная мастерская: эскизы костюмов и декораций (работа в группах).
2-я неделя: Движение и выразительность
• Работа над мимикой и жестами: упражнения на выразительность движений.
• Сценическая пластика: учим походки персонажей (как ходит медведь, лиса, мышка).
• Музыкальные паузы: использование ритмических инструментов для сцен.
• Подготовка декораций: лепка, аппликация, рисование декораций совместно с воспитателем.
3-я неделя: Репетиции и сбор спектакля.
• Чтение по ролям: с элементами сценического движения.
• Музыкальное сопровождение: включение инструментов и фонограмм.
• Пробные сцены: игра отдельных эпизодов сказки.
• Работа с костюмами: примерка и обсуждение деталей.
4-я неделя: Сборка спектакля.
• Прогон спектакля: полная репетиция.
• Тренировка выступлений: повторение ключевых моментов.
• Фотосессия: дети фотографируются в костюмах на фоне декораций.
III. Заключительный этап
Продолжительность: 1 неделя
Задачи:
1. Организация показа музыкальной сказки.
2. Рефлексия детей о проделанной работе.
3. Вовлечение родителей в проект.
Виды деятельности:
1. Презентация спектакля: выступление детей перед родителями и гостями.
2. Детская выставка: работы, выполненные детьми (рисунки, поделки).
3. Игровое завершение: весёлая музыкальная игра с участием всех детей.
Обсуждение результатов:
Обратная связь: Обсудить с детьми, что им понравилось, какие моменты были сложными и что получилось лучше всего.
Похвала и награды: Похвалить всех участников и вручить небольшие награды, которые останутся на память.
Эти этапы помогут создать полноценную музыкальную сказку, которую дети с радостью представят перед публикой!
Список литературы:
Большёва Т. В. Учимся по сказке изд. «Детство – ПРЕСС», 2001.
Бондаренко И. В. Театрализованные музыкальные представления для детей дошкольного возраста. – М. : АЙРИС ПРЕСС, 2007. – 143.
Губанова Н. Ф. Театрализованная деятельность дошкольников. М. : ВАКО, 2007 – 250 с.
Картушина М. Ю. Вокально-хоровая работа в детском саду. М. : Скрипторий 2013, 2010. – 174.
Куприна Н. Г. Музыкальное развитие дошкольников. – Екатеринбург, 2006. – 154 с.
Михайлова М. А. Развитие творческих способностей дошкольников. – Ярославль, 1997. – с. 174-175.
Кацер О. В. Коротаевой С. А. «Музыка. Дети. Здоровье» (Игровая методика развития музыкальных способностей детей) часть 1 – СПб, 2007,
Кацер О. В. Коротаевой С. А. «Музыка. Дети. Здоровье» (Игровая методика развития музыкальных способностей детей) часть II – СПб, 2008.
Фотоотчет