ГАЛИНА МИРОНОВА
Проект «Книжки делаем руками, книжки делаем мы сами»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект
На тему «Книжки делаем руками,
книжки делаем мы сами»
в средней группе
Тип проекта : творческий, краткосрочный
Участники проекта : Воспитатель группы, родители, дети
Актуальность
Не секрет, что интерес к книге, к чтению, вхождение в книжную литературу с каждым годом снижается. Детей все больше интересуют игры на планшетах, компьютерах и телефонах, а также просмотр телевизоров. Многие считают, что в наш век - век развития компьютерных и других технических технологий, различного рода связей не актуально говорить о книге, чтении.
Публикация «Проект „Книжки делаем руками, книжки делаем мы сами“» размещена в разделах
Книга должна войти в мир ребенка как можно раньше, обогатить этот мир, сделать его интересным, полным необычайных открытий. Ребенок должен любить книгу тянуться к ней. В книгах заключено особое очарование книги вызывают в нас наслаждение, они разговаривают с нами, дают нам добрый совет, они становятся живыми друзьями для нас. Актуальность решения этой проблемы очевидна. Чтобы воспитывать читателя в ребенке, взрослый должен сам проявлять интерес к книге, понимать ее роль в жизни человека, знать книги, рекомендуемые для детей дошкольного возраста, уметь интересно беседовать с малышами и помогать при анализе произведения.
Проблема: Ослабевающий интерес к художественной литературе.
Участники проекта : воспитатели, дети от 3 до 5 лет, воспитатели, родители;
Цель проекта : Развивать у детей среднего дошкольного возраста интерес к художественной литературе, к книге.
Задачи проекта :
1. Сформировать у детей понимание того, что книга источник знаний.
2. Воспитывать любовь и бережное отношение дошкольников к книге и уважение к труду взрослых, обучить правилам обращения с книгой.
3. Вызывать положительные эмоции при чтении книг.
4. Активизировать интерес родителей к совместному чтению, продуктивной деятельности.
Содержание проекта :
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
Подбор материала педагогом для реализации проекта.
Беседа с родителями о целях и задачах проекта, привлечение их к сотрудничеству.
Выявление первоначальных знаний у детей по данной теме, путем вводной диагностики.
Разработка материала заключительной диагностической беседы (фото, сюжетные картинки, серия вопросов).
Подбор литературы: познавательной, художественной, периодической, иллюстраций, портретов писателей.
ОСНОВНОЙ ЭТАП
Познавательное развитие
1. Презентация: «Откуда пришла книга»
Цели: познакомить детей с историей создания книги; воспитывать бережное отношение к книгам.
2. Беседа: «Такие разные книжки»
Цель: расширить знания детей о книгах (их тематике, оформлении, назначении).
3. Опытно экспериментальная: «Волшебница бумага»
Цели: обратить внимание детей на значение и разнообразие бумаги в нашей жизни; научить отличать вещи, сделанные из бумаги, определять ее качество (цвет, гладкость, прочность, толщину) и свойства (впитывает воду, мнется, режется, горит и т. п)
4. Рассматривание книжек принесенные из дома
Цель: формировать у детей интерес и любовь к художественной литературе, книгам.
Речевое развитие
1. Беседа «В мире книжных пословиц и загадок»
Познакомить с пословицами и загадками о книге, активизировать словарь детей словами: писатель, поэт, энциклопедия, учебник. Развивать умение давать содержательный ответ на вопросы.
2. Словесная игра «Незнайкин список сказочных книжек»
Цели: закрепить знания детей о сказках. Развивать внимание, память, мышление.
3. Составление творческих рассказов «Моя любимая книжка»».
4. Чтение С. Я. Маршака «Книжка про книжки» (в сокращении).
Цель: познакомить со стихотворением; вызвать желание читать книги, пользоваться библиотекой.
5. Чтение сказок
Цели: учить детей эмоционально и активно воспринимать сказки, участвовать в рассказывании; учить отвечать на вопросы; развивать творческую инициативу, интерес к художественной литературе.
6. Загадки из сказки
Цель: развивать смекалку, сообразительность, ум, расширять кругозор, обогащать речь.
7. Драматизация сказки К. И Чуковский «Айболит»
Цели: продолжать работу по ознакомлению детей с творчеством К. И. Чуковского; развивать память, интерес к драматизации; воспитывать вежливость, бережное отношение к окружающему миру.
8. Театрализация русской народной сказки «Репка»
Социально-коммуникативное развитие
1. Сюжетно-ролевая игра «Книжный магазин»
Программное содержание: Формировать представления детей о работе людей в магазине, разнообразии магазинов и их назначении. Учить выполнять различные роли в соответствии с сюжетом игры. Развивать наглядно-действенное мышление, коммуникативные навыки. Воспитывать доброжелательность, умение считаться с интересами и мнением партнеров по игре.
2. Дидактическая игра: «Узнай, о каком сказочном герое я говорю».
Цель: учить детей угадывать сказочного героя по описанию. Развивать словарное творчество.
3. Строительные игры «Заюшкина избушка»
Цель: развивать творчество при создании построек, умение обыгрывать постройки.
4. Настольные игры «Сказочные пазлы», «Путешествие по сказкам» - лото, «Герои сказок» - кубики
Цели: совершенствование умения группировать, составлять целое из частей (кубики, пазлы); играть небольшими группами, соблюдать правила игры.
5. Хозяйственно – бытовой труд: уборка в книжном уголке
Цели: учить трудиться в коллективе, воспитывать чувство ответственности за общее дело, формировать бережное отношение к книгам.
6. Трудовая деятельность в центре книги «Будь здорова книжка»
Цели: Формирование у детей бережного отношения к предметам, в том числе к книге, научить практическим навыкам по ремонту книг, занять важным и полезным делом.
Художественно – эстетическое развитие
1. Изготовление Книжного дерева, вырезание листочков
2. Раскрашивание раскрасок «Герои из книг»
Физическое развитие
1. Игры с мячом «Кто знает больше сказок»
Цели: расширение словарного запаса, развитие внимания и памяти, развитие крупной моторики
2. Физминутки – сказки: «Кот, лиса и петух», «Рукавица», «Репка», «Теремок», «Заюшкина избушка»
Цель: совершенствовать ловкость и точность движений, улучшать внимание, память; научиться усидчивости, терпению.
Взаимодействие с родителями
1. Изготовление книжек-самоделок совместно с родителями дома
Цель: повышение педагогической грамотности родителей и вовлечение их в целенаправленный процесс развития речи ребёнка.
2. Участие в благотворительной акции «Подари книгу в группу»
«Давая детям книги, вы дарите им крылья!»
Астрид Линдгрен
Цель мероприятия: привлечение родителей к участию в совместных с педагогами мероприятиях и созданию необходимых условий для разнообразных стремлений и потребностей детей, пополнение библиотеки группы художественной, познавательной литературой, согласно возрастным характеристикам детей.
3. консультация в родительском уголке «Зачем читать детям книги?»
4. Заключительная диагностическая беседа.
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
В ходе подготовки и реализации проекта в группе среднего дошкольного возраста у детей повысился интерес к чтению художественной литературы, к рассматриванию книг, обогатился словарь, лексико-грамматический строй, связная речь детей, уровень развития речи. Дети овладели несложными способами экспериментирования с бумагой. Познакомились с художественными произведениями, песнями, пословицами и поговорками, загадками о книге и героях из книг.
Продукт данного проекта - созданы книжки – самоделки. Книги были изготовлены родителями совместно с детьми. Большинство родителей нашей группы с радостью откликнулись на то, чтобы изготовить книги.
Так же родителям и детям было предложено стать участниками акции «Подари книгу группе». Ведь книги развивают память, мышление и другие когнитивные процессы; художественное восприятие и эстетический вкус; эмоционально-волевую сферу; дети учатся сопереживать героям книг, оценивать их поступки, анализировать действия, прослеживать причинно-следственные связи между событиями. Надо сказать, что большинство родителей с радостью откликнулись на то, чтобы принять участие в акции! Некоторые родители принесли не одну, а гораздо больше книг.
Продукты проекта
1. Изготовление родителями книжек-самоделок совместно с детьми.
2. Экскурсия в библиотеку в ДК.
4. Оформление книжного уголка.
5. Ожидаемые и полученные результаты
В ходе реализации проекта наши ожидания оправдались.
В итоге проделанной работы мы имеем :
1. Повышение интереса детей к чтению и художественной литературе.
2. Обогащение словаря, развитие лексико-грамматического строя, связной речи детей.
3. Повышение уровня развития речи детей.
4. Оформление книжного уголка. Пополнение библиотеки в книжном уголке, изготовление книжек-самоделок.
5. Экскурсия в библиотеку в ДК.
6. Улучшение работы по взаимодействию с родителями.
Беседа с детьми средней группы «Откуда пришла книга»
Задачи:
Познакомить детей с созданием книги, её строением. Познакомить детей с понятиями «обложка», «страницы», «иллюстрация».
Подвести детей к пониманию того, что книга - основной источник получения знаний. Развивать умение принимать участие в беседе, отвечать на вопросы воспитателя.
Воспитывать интерес к книге и чтению.
Формировать бережное отношение к книгам.
Материал: книги из книжного уголка, листы бумаги, краски, кисти, баночки с водой.
Ход
Воспитатель: Ребята, как называется наш уголок? (указывает на книжный уголок)
Ответы детей
Воспитатель: Почему у него такое название?
Ответы детей.
Воспитатель: Зачем нужны книги?
Ответы детей.
Воспитатель: Какие книги есть в нашем уголке?
Ответы детей.
Воспитатель: Какие книги ваши любимые?
Ответы детей.
Воспитатель: Я вижу, что вы очень любите книги. С книгами мы встречаемся каждый день. Мы их рассматриваем, читаем. Из книг человек обо всем узнаёт.
Давайте сейчас рассмотрим книгу. (берет иллюстрированную книгу)
У каждой книги есть обложка (показывает)
Если внимательно её рассмотреть, то можно узнать о чём эта книга.
Догадайтесь о чём эта книга?
Ответы детей.
Воспитатель: Если мы откроем книгу, в ней много страниц. На них напечатан текст сказки или рассказа.
В детских книгах бывает много картинок, они называются иллюстрации.
Эти иллюстрации рисуют художники.
Вы любите рассматривать иллюстрации?
Ответы детей.
Воспитатель: Я хочу вам показать разные иллюстрации, а вы догадайтесь к каким они сказкам?
Воспитатель показывает иллюстрации к сказкам «Репка», «Теремок», «Колобок», «Зайкина избушка», «Петушок – золотой гребешок», «Маша и медведь», «Кот в сапогах», «Бременские музыканты»
Дети отгадывают названия сказок.
Ребята, как вы думаете, из чего делают книги?
Книги делают из бумаги. А где берут бумагу? Бумагу делают из дерева и не одного, а из множества деревьев. Такие деревья пилят в лесу, спиливают у них ветки, получаются брёвна, (показывает иллюстрацию) а брёвна доставляют на бумажный комбинат (показывает иллюстрацию).
Брёвна там распиливают, измельчают в опилки и даже варят, чтобы получить массу, похожую на жидкое тесто. Тесто разливают по формам в длинные широкие полосы и получается бумага. А на этой бумаге еще надо писать. Бумага попадает в типографию, там печатают книгу из букв, а чтобы книга была красивая, надо ее разукрасить. После этого за работу берутся мастера художники. После этого книги попадают в склады и развозятся по книжным магазинам, и мы с вами покупаем эти книги. Видите, сколько много людей трудились, чтобы мы могли в магазине купить книгу.
Воспитатель: Ребята, а какие правила обращения с книгой вы знаете?
Ответы детей.
Воспитатель: Я хочу вам предложить представить себя художниками, а наша группа превратится в мастерскую, где они работают. Подумайте, к какой сказке вы хотели бы нарисовать иллюстрацию?
Ответы детей,
Тогда давайте приступим к работе.
Дети рисуют иллюстрации к любимым сказкам.
В конце занятия детские работы помещают на выставку.
Итог: Что нового и интересного вы сегодня узнали.