Оксана Берлякова
Деловая игра «Делаем вместе»
▼ Скачать + Заказать документы
Деловая игра «Делаем вместе»
Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов, активизация знаний в области педагогики и психологии, совершенствование умения находить решение сложных педагогических ситуаций, осуществление взаимодействия психолога и воспитателей ДОУ в работе с детьми
Публикация «Деловая игра „Делаем вместе“» размещена в разделах
- Деловая игра, интеллектуальные игры для педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
Предварительная работа: консультации и психологические беседы на темы «Особенности работы педагога в адаптационный период», «Методы работы с детской агрессией», «Развитие эмоционально-волевых качеств у дошкольников с нарушениями познавательной деятельности», «Как управлять эмоциональным состоянием детей», «Развитие произвольности внимания у дошкольников с ТНР», «Методы работы с гиперактивными детьми».
Участники: педагог-психолог, воспитатели ДОУ
Ход мероприятия.
Психолог: - Здравствуйте, уважаемые коллеги! Приглашаю вас на деловую игру, в ходе которой мы вспомним некоторые моменты проведенных ранее бесед. Напомню их темы: «Особенности работы педагога в адаптационный период», «Методы работы с детской агрессией», «Развитие эмоционально-волевых качеств у дошкольников с нарушениями познавательной деятельности», «Как управлять эмоциональным состоянием детей», «Развитие произвольности внимания у дошкольников с ТНР». А также была проведена консультация по результатам анкетирования «Методы работы с гиперактивными детьми».
1 упражнение «Теоретическое»
Психолог: - Подберите, пожалуйста, определения к следующим формулировкам:
1) процесс приспособления организма и психики к новым, непривычным условиям (адаптация);
2) активная деятельность ребенка по приобретению и использованию знаний (познавательная деятельность);
3) качество, которое характеризует процесс отбора нужной информации и отбрасывания лишней (внимание)
Дайте, пожалуйста, определение следующим понятиям:
1) произвольное внимание (сознательно регулируемое сосредоточение на предмете);
2) эмоции (реакции на внешние события и явления);
3) эмоциональное благополучие ребенка (это не только его положительные эмоции, это чувство эмоционального комфорта в целом, чувство защищенности и доверия к миру)
Назовите, пожалуйста:
1) особенности внимания детей с ТНР (недостаточная устойчивость, быстрая истощаемость, недостаточное понимание словесной инструкции к заданиям);
2) нарушения познавательной деятельности детей разных категорий (ФРЗ, ТНР, ЗПР) (ФРЗ – нарушение зрения отрицательно влияет на развитие всех познавательных процессов (зрительные ощущения, восприятие, представление, речь, память, внимание, воображение). Ребенок имеет недостаточно представлений о предметах и явлениях окружающей действительности. ТНР - недостаточно сформированы многие психические функции: логическое мышление, слуховое и зрительное внимание, восприятие, память, отмечается замедленность процессов переработки сенсорной информации, снижение работоспособности и не формируются коммуникативные навыки. ЗПР - низкая работоспособность; незрелость эмоций и воли; ограниченный запас общих сведений и представлений; обедненный словарный запас; замедленность восприятия, более длительный период для приема и переработки сенсорной информации; низкий уровень самоконтроля);
3) когда период адаптации считается завершенным (если ребенок ест с аппетитом, быстро засыпает и вовремя просыпается, эмоционально общается с окружающими, играет)
Все справились с заданием. Спасибо. Переходим ко второму упражнению.
2 упражнение «Практическое»
Ситуация 1. В среднюю группу детского сада недавно поступил Сережа (4 года). До этого в детский сад он не ходил. После игры с машинкой оставил ее посередине комнаты. Как должна поступить воспитатель в данной ситуации?
Решение. В этой ситуации воспитатель должна учесть, что мальчик – новичок, он пока еще не знает правил детского сада. Необходимо учесть и его тревожное состояние. Ей нужно спокойно, доходчиво рассказать о правилах поведения в детском саду, затем с доброжелательной интонацией предложить: «Давай мы с тобой отвезем машинку туда, где она должна быть, то есть в гараж». Мальчик охотно выполнит это требование.
Ситуация 2. Воспитатель: «Игорь просто издевается и мной. Он настолько избалован, что совершенно не умеет вести себя в группе. Все ответы выкрикивает с места, перебивает, не дослушав вопрос до конца, постоянно роняет вещи со стола, успевает болтать чуть ли не со всеми одновременно вокруг, кривляется, смешит и отвлекает детей. А когда я делаю замечания, он или притворяется, что не слышит меня, или обижается и хамит. Я испробовала все способы воздействия на него (замечания, разговор с родителями, все бесполезно. Что делать?».
Решение. Это гиперактивный ребенок. 1) Создать ситуацию успеха для ребенка, т. е. дать возможность почувствовать свою успешность. Так как гиперактивные дети гораздо более чувствительны к похвале, чем другие. Что дает возможность «раскрыться», обрести свое Я, и пусть не сразу, но и взрослые, и сверстники станут замечать происходящие в нем перемены. 2) Для того чтобы ребенок был внимательным, выполняя какое-либо задание, необходимо постараться не замечать, что он ерзает и вскакивает с места, так как, получив замечание, ребенок, конечно, постарается какое-то время вести себя хорошо, но уже не сможет сосредоточиться на задании. 3) Вначале желательно обеспечить тренировку только одной функции, так как гиперактивный ребенок физически не может длительное время внимательно слушать воспитателя, спокойно сидеть и сдерживать свои импульсы. 4) Нагрузка должна соответствовать возможностям ребенка. Например, обычные дети в группе детского сада могут заниматься какой-либо деятельностью 20 минут, а гиперактивный ребенок работает продуктивно лишь 10 минут, не надо заставлять его продолжать занятие дольше. Разумнее переключить его на другой род деятельности: попросить полить цветы, накрыть на стол, поднять «случайно» оброненный карандаш и т. д. Если ребенок в состоянии продолжить занятие, можно разрешить вернуться к нему.
Ситуация 3. Денис, 5 лет. Он часто подозрителен и насторожен, любит перекладывать вину за затеянную им ссору на других. Все норовит исподтишка сделать, когда никто не видит. Он не замечает, что вселяет в окружающих страх и беспокойство. Ему, напротив, кажется, что весь мир хочет обидеть именно его.
Решение. Это агрессивный ребенок. 1) Включать его в продуктивную деятельность чаще, чем других детей. 2) Не жаловаться на ребенка родителям. 3) Отмечать позитивное поведение ребенка в течение дня, его успех на занятиях, в играх. 4) В сюжетно-ролевой игре помогать ребенку создавать сюжеты и брать на себя роли, в которых он сможет отреагировать свои эмоции, взять на себя роль сильного и доброго персонажа, который защищает других детей. 5) Количество замечаний свести к минимуму. 6) Научить приемлемым способам выражения гнева (сильно потопать; использовать «Стаканчики для крика», «Подушку для битья»; скомкать несколько листов бумаги, выплеснув свою злость, затем их выбросить; пускать мыльные пузыри и т. д.)
3 упражнение «Игровое»
Психолог: - Подберите несколько игр:
1) для развития внимания у детей с ТНР («Радио», «Хлопни в ладоши», «Назови одним словом», «Что звучало?»);
2) в период адаптации детей к условиям детского сада («Дай ладошечку», выдувание мыльных пузырей, «Книжка-угадайка», «Солнечные зайчики»);
3) для использования в работе с агрессивными детьми («Еж», «Хищник», «Улей», «Обзывалки»);
4) для развития волевых качеств («Говори по сигналу», «Да и нет», «Найди и вычеркни»)
Заключение. Психолог: - Спасибо, уважаемые коллеги, за продуктивную работу. Сегодняшняя деловая игра показала, что наши с вами беседы не прошли даром: все владеют теоретической информацией и умеют применять ее на практике. Спасибо всем и успешной работы!