Наталия Стёпкина
Проект на тему: «И звуки музыки слышны»
▼ Скачать + Заказать документы
Разработчик: воспитатель
Вид проекта : Открытый (в контакте с семьей, музыкальной школой, групповой, творческий, краткосрочный.
Цель проекта : приобщение детей к отечественным духовно-нравственным традициям через организацию музыкальной культурно-досуговой деятельности.
Публикация «Проект на тему: „И звуки музыки слышны“» размещена в разделах
- Музыка. Проекты, планы, недели
- Проекты
- Работа музыкального руководителя
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2016
формирование начал музыкально-художественной культуры, формирование творческой личности ребенка через развитие его музыкальных способностей посредством слушания классической музыки, развитие стремления к поиску форм для воплощения своего замысла.
Задачи проекта :
- способствовать общему развитию ребенка, прививая ему любовь к Родине (семье, близким людям, русской культуре, русскому языку, природе).
- формировать моральное сознание и моральные оценки;
-помогать детям в освоении социальных навыков и норм поведения на основе совместной деятельности, и взаимной помощи.
• развивать музыкальные способности, эстетический вкус, умение проявлять эмоциональную отзывчивость на музыку, развивать творчество и креативность участников проекта;
• побуждать выражать свои впечатления от прослушивания классических произведении в творческой деятельности, исполнительском искусстве, речевой деятельности
Участники проекта : воспитанники, родители;
Возраст дошкольников: 6 - 7 лет;
Продолжительность проекта : 5 месяцев (октябрь 2015-февраль 2016 г.)
Актуальность проекта
Проблема духовно-нравственного воспитания растущего поколения всегда была актуальной. Духовно-нравственное воспитание – это формирование ценностного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое, гармоническое развитие человека, включающее в себя воспитание чувства долга, справедливости, ответственности и других качеств, способных придать высокий смысл делам и мыслям человека.
Современное российское общество остро переживает кризис духовно – нравственных идеалов. Сегодня каждый из нас понимает потребность возрождения и развития духовных традиций нашего Отечества.
Вопросы духовно-нравственного воспитания закреплены в Законах Российской Федерации «Об образовании» и «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», так же проблема духовно-нравственного воспитания отражена в Концепции модернизации образования.
В связи с этим ключевая роль детского сада - создание оптимальных условий для всестороннего развития духовно-нравственного потенциала дошкольников через гармоничное построение целостного педагогического процесса в дошкольном учреждении основанного на взаимодействии с учреждениями культуры.
В дошкольном возрасте закладываются основы личности; именно дошкольное детство, для которого характерно эмоционально-чувственное восприятие действительности, является благоприятным для нравственного и эстетического воспитания. Именно в этот период происходит бурное накопление жизненного опыта: нравственного, социального, духовного.
Человек за первые 7 лет жизни приобретает столько, сколько не может приобрести за всю последующую жизнь и упущения в этом возрасте не наверстываются впоследствии. Именно этот возраст нельзя пропустить для становления представлений о добре и зле, о нравственных эталонах и нравственных нормах поведения и взаимоотношений.
В настоящее время происходит смещение акцентов в развитии детей в сторону ранней интеллектуализации, что не способствуют духовному развитию. В погоне за развитием интеллекта упускается воспитание души, нравственное и духовное развитие маленького человека, без которых, все накопленные знания могут оказаться бесполезными. И как результат этого - эмоциональная, волевая и духовная незрелость.
Правильно организованное воспитание и процесс усвоения ребенком опыта общественной жизни, сформированное условие для активного познания дошкольником окружающей его социальной действительности имеет решающее значение в становлении основ личности.
С первых лет жизни ребенка приобщение его к культуре, общечеловеческим ценностям помогают заложить в нем фундамент нравственности, патриотизма, формирует основы самосознания и индивидуальности.
Особое внимание в деятельности по духовно нравственному воспитанию уделяется укреплению связей с родителями. Совместное участие в творческих мероприятиях помогает объединить семью и наполнить ее досуг новым содержанием. Создание условий для совместной творческой деятельности, сочетание индивидуального и коллективного творчества детей, и родителей способствует единению педагога, родителей и детей. Что формирует положительное отношение друг к другу.
Так же в дошкольном возрасте необходимо формировать у детей чувство толерантности, уважения к другим народам, их традициям.
Инновационная направленность проекта.
Состоит в изменении подходов к содержанию, формам и способам организации образовательного процесса. Проектно-исследовательская деятельность связана с развивающим, личностно-ориентированным обучением. Проекты позволяют интегрировать сведения из разных областей знаний для решения одной проблемы и применять их на практике.
Разработанная система применения проектного метода оказывает положительное влияние на развитие у детей дошкольного возраста устойчивого интереса к музыке.
Новизна проекта
Проект ориентирован на вступивший в силу Федеральные государственный образовательный стандарт Дошкольного образования в соответствии с содержанием психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей, поэтому работа в данном направлении обеспечивает повышение качества образования дошкольников путем формирования компетентностей в областях реализуемой в ДОУ программе, как показатель готовности к обучению в школе за счет активизации исследовательской деятельности детей на основе проектного метода.
Ожидаемые результаты реализации проекта.
для детей:
- определяют характер музыки, передают словами возникший образ от прослушанного произведения, отражают свои впечатления в рисунке, движении, пластике.
- обеспечение эмоционального благополучия ребёнка и создания внутренних предпосылок для дальнейшего личностного развития;
- развитие социальных компетенций ребёнка в коллективе и в общении друг с другом;
для родителей:
- объединение и реализация инициатив социально - активных родителей в области духовно-нравственного развития и воспитания детей;
- создание системы социального партнёрства ДОУ и семьи в вопросах духовно-нравственного воспитания детей;
Механизмы реализации проекта.
• выявление учреждений культуры, находящиеся в непосредственной близости от МАДОУ №70.
• выявление возможности связи образовательных учреждений в рамках реализации проекта
• составление плана работы по реализации проекта, который предполагает культурные события на базе МАДОУ №70
Методы реализации проекта.
1. Наглядно-действенный метод:
- рассматривание книжных иллюстраций, репродукций;
- проведение дидактических и музыкально-дидактических игр;
- наблюдение;
- чтение педагогом художественной литературы;
- воплощение впечатлений детей в творческих проявлениях; - посещение концертов.
2. Словесно-образный метод:
- чтение и обыгрывание литературных произведений воспитателем;
- загадывание и отгадывание загадок;
- рассматривание наглядного материала;
- рассказы детей о своих впечатлениях;
- разбор житейских ситуаций;
- проведение викторин, конкурсов, тематических вечеров.
3. Практический метод :
- организация продуктивной деятельности: рисование, лепка, аппликация.
- проведение игр: дидактических («Хорошие и плохие поступки», подвижных («Помоги дедушке», малоподвижных («Мирилка», и др. ;
- организация продуктивной деятельности: ИЗО (впечатления после посещений концертов).
Этапы реализации проекта
Этапы проекта Направления работы Содержание Ответственный Сроки
1 этап организационный Создание творческой группы Определение целей и задач проекта Изучение уровня знаний и приоритетов педагогов и родителей по классической музыке Воспитатель Октябрь 2015г
2 этап - практический Выступления детей ДМШ им. В Воробьёва «Давайте познакомимся»
Знакомство с музыкальным инструментом фортепиано и его выразительными средствами. Юные артисты по сценарию разыгрывают сказку о деревянных молоточках, ударяющих по металлическим струнам разной длины и толщины. Название инструмента от итальянских слов «громко», «тихо».
2. Знакомство юных слушателей с произведениями композиторов XX века для фортепиано. Детские пьесы Д. Шостаковича, С. Прокофьева, Ж. Металлиди и др. гармонично вплетаются в сценарий сказки о музыкальном инструменте.
«В гостях у Феи Музыки»
Театрализованное представление с музыкальными номерами и игровыми элементами.
Ведущая – Фея Музыки - рассказывает детям о трех музыкальных королевствах : танец, песня, марш. Ребята не только слушают музыку, но и поют, танцуют, маршируют вместе с ведущей. При включении двигательного опыта обогащается сфера слуховых представлений детей. Рождение образа в движении, способствует более глубокому проникновению в содержание музыкального произведения.
«Танцуют все!»
В программе – танцевальная музыка разных эпох.
Знакомство со старинными танцами. Менуэт - от фр. «pas menus» - «маленькие шаги». Трёхдольный танец народного происхождения, представляет ряд церемонных движений в умеренном темпе. Исполнение Менуэтов И. С. Баха и Й. Гайдна.
П. И. Чайковский «Полька» - от чешск. «pulka» - «половинка шага». Подвижный чешский народный танец; двухдольный, исполняется маленькими прыжками.
Популярный танец вальс – от нем. Walzen – прокатывать. Трёхдольный танец, произошедший от немецких, чешских и австрийских танцев. Исполнение нескольких вальсов разных композиторов: В. Косенко, Э. Григ, А. Токарев и др.
Знакомство юных слушателей с танцевальной музыкой эстрадно-джазового направления: М. Шмитц «Принцесса танцует вальс», Рочеролл «Давай буги» и т. д.
«Я музыкантом стать хочу»
Помимо музыкальных номеров, в программе встречи загадки и игры для младших слушателей. «Музыкальная игра – разминка» и «Найди лишнее» :
Ведущая рассказывает детям о музыкальных понятиях, иногда сознательно «путает», сбивает с толку. Дети должны вовремя отреагировать на подвох (топать ногами). Если дети согласны с тем, что говорит ведущая - они хлопают в ладоши.
Ярким дополнением к выступлениям юных артистов прозвучат стихи о музыке и музыкальных инструментах.
«Приходите к нам учиться»
Воспитанники детских садов микрорайона и их родители приглашаются в концертный зал музыкальной школы. Концерт из лучших номеров разных отделений музыкальной школы. Ведущие солисты и ансамбли выступают перед выпускниками детских садов № 70,72,29,188. Кульминация программы – выступление учащихся подготовительного отделения с музыкальной сказкой К. Чуковского «Муха-цокотуха».
«Поговорим о музыке»
1. В программе встречи - беседы и стихи о музыке, передающей в звуках разные настроения, переживания и чувства человека. Беседы о характере прослушанных произведений с обсуждением впечатлений о музыке.
2. Знакомство с разными музыкальными инструментами и особенностями их звучания: струнные смычковые – скрипка, виолончель, народные инструменты – баян, аккордеон, домра, балалайка, духовые инструменты – флейта и др.
«От органа до фортепиано»
Дети совершили путешествие в удивительный мир уникального музыкального инструмента – фортепиано. Они познакомились с этапами развития и совершенствования клавишно-струнных инструментов, начиная от монохорда к клавикорду, клавесину - и фортепиано.
Современные музыкальные инструменты, цифровое фортепиано и синтезатор, способные подражать тембрам разных музыкальных инструментов, в том числе и старинным, помогли приблизить слушателей к эпохе клавирной музыки
Воспитатель Октябрь 2015 – Февраль 2016г
3 этап Сравнительный анализ музыкального развития детей в начале и в конце проекта Музыкальная беседка «Поговорим о музыке» Воспитатель Февраль 2016г
Результат:
По итогам проведения концертов – встреч учащихся музыкальной школы с воспитанниками дошкольных образовательных учреждений юные слушатели:
• дети более увлеченно слушают классическую музыку; значительно изменение особенности музыкального восприятия : появление произвольного внимание, умение сосредотачиваться, улавливать детали исполнения.
• более глубокими и содержательными высказывания детей об эмоциональном и образном содержании музыки, образная речь, активный словарь пополнится новыми словами
• самостоятельно создавать пластические этюды и танцевальные композиции;
• находить яркие тембровые краски и инструментовать музыку с помощью детских музыкальных инструментов
• Различают на слух и дают название музыкальных произведений, автора музыки
• Определяют характер музыки, передают словами возникший образ от прослушанного произведения, отражают свои впечатления в рисунке, движении, пластике
• Различает и называет музыкальные инструменты, умеют о них рассказать
• Знают и называют произведения цикла, альбома одного композитора,
• Участвуют в инсценировках, музыкальных постановках, музыкальных гостиных
Коммуникативные навыки:
• получает удовольствие от совместной деятельности с взрослым, стремится к такой деятельности;
• преодоление трудностей, радость творчества в приобщении к миру музыки;
• имеет адекватную самооценку, статус в группе;
Родители:
• активный и заинтересованный участник педагогического процесса
• повышение общей и музыкальной культуры
• проявляет интерес к классической музыке
• имеет представления о композиторах разных эпох, музыкальных произведениях, различают жанры музыкального искусства
• слушают произведения классической музыки дома, привлекают к слушанию детей, проводят беседы
• посещают спектакли, концерты где звучит классическая музыка
«Давайте познакомимся»
«В гостях у Феи Музыки»
«Танцуют все!
«Я музыкантом стать хочу»
«Приходите к нам учиться»
«Поговорим о музыке»
«От органа до фортепиано»