Марина Петрова
Проект «На пути к Солнцу и Месяцу» (по мотивам бурятской народной сказки «Девушка и месяц»)
▼ Скачать + Заказать документы
Проблема: дети и родители не владеют целостными знаниями региональных особенностей национальной культуры этнических соседей бурят и их национальной литературы.
Цель:
«Раскрытие интереса у детей 6-7 лет к национальной культуре литературе этнических соседей - бурят через сказку «Девушка и месяц»».
Задачи: - познакомить детей с национальными сказками;
- обогащать и актуализировать знания детей о национальной культуре бурятского народа;
- развивать интерес к родной природе, природе края, природным явлениям;
Публикация «Проект „На пути к Солнцу и Месяцу“ (по мотивам бурятской народной сказки „Девушка и месяц“)» размещена в разделах
- Проекты
- Республика Бурятия
- Сказка. Проекты по сказкам
- Сказки для детей. Все сказки по названиям
- Солнце, солнышко
- Солнышко. Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2016
-расширять знания о планетах солнечной Системы, желание больше узнать об их особенностях;
- воспитывать уважение к своему народу и людям бурятской национальности, к их традициям и обычаям;
- формировать у детей эмоциональную отзывчивость, умение понимать и называть характер литературных героев;
-формировать знания о приметах, обычаях, традициях русского народа и бурят.
Вид проекта : Познавательно - творческий, групповой.
Продолжительность проекта : Средней продолжительности: сентябрь-май 2015-2016учебный год.
Участники проекта :
Дети подготовительной к школе группы,
руководитель изостудии «Карандаш», воспитатели подготовительной к школе группы, родители детей,
физкультурный руководитель,
музыкальный руководитель.
Аннотация:
Педагогический проект разработан в рамках регионального компонента, ориентирован на субъектные отношения ребенка и педагога, ребенка и родителя, ребенка и другого ребенка. В реализации проекта предусматривается продуктивное взаимодействие с семьей, активное участие родителей по ознакомлению с национальной культурой и литературой этнических соседей – бурят через ознакомление со сказкой «Девушка и месяц».
Основное содержание проекта :
Реализацию задач проекта начали с изучения педагогических условий, созданных в ДОУ:создан мини музей русского народного творчества и этнических соседей бурят (где представлена одежда,посуда, предметы быта, предметы старины)Большое внимание уделено самообразованию (научный материал, исторически верный, адаптированный к данному возрасту)Проанализирован программный материал (программа «Введение в народоведение» М. Ю. Новицкая.) по приобщению к национальной культуре и народной (кто есть человек в мире природы, времена года в жизни людей, взаимоотношения людей как отражение природных связей, природные явления, знание планет Солнечной системы,знакомство с правами и обязанностями детей) Для реализации задач проекта выбраны приоритеты : создание атмосферы национального быта, широкое использование фольклора, знакомство с календарно-обрядовыми праздниками, знакомство с произведениями литературы, знакомство с народными играми и играми бурят.
Ресурсы
-материально-технические (изготовление предметов быта, посуды, шитье национальных костюмов, использование фотоаппарата, видеоматериала, музыкальных произведений;
-кадровые ресурсы: Ф ГОС, проектная деятельность в ДОУ;
-введение в новые образовательные технологии.
Партнеры:
-заместитель по воспитательно-образовательной работе;
-руководители музеев;
-школа-гимназия;
-родители;
-национальные места (посещение жилища бурят и фото у юрты, кафе, национальных памятников, городов, сел, музеев).
Актуальность проблемы
Каждый дошкольник – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Ребёнок стремится к активной деятельности, важно не дать этому стремлению угаснуть, способствовать его дальнейшему развитию. Необходимости расширять опыт ребенка, для того чтобы создать достаточно прочные основы для его творческой деятельности. Чем больше ребенок видит и слышит, тем больше он понимает и усваивает. Творческое начало рождает в ребенке живую фантазию, живое воображение. Ребенок отражает в своем творчестве окружающий мир, природу, свои впечатления и эмоции, возникшие в результате знакомства с произведениями искусства и литературы, в которых запечатлены живые, неповторимые явления природы.
«Удивительное рядом» - назвал свой замечательный фильм С. Образцов. Этот фильм учит видеть разнообразные чудеса цвета, формы, фактуры окружающего мира: необыкновенные переливы красок неба, воды, листьев, цветов, оперение птиц – и всему этому радоваться.
Каждому дороги впечатления детства, и человек проносит через всю жизнь то, что впервые поразило его. У каждого это своё особенное – рыжие стволы сосен, окрашенные красноватыми лучами заката, тишина и запах вечерних полей, кружево инея на зимних берёзах, звонкие капели на весеннем солнцепёке. И это становится частью того, что зовётся любовью к Родине. И чем больше маленький человек услышит, увидит, ощутит и обрадуется, тем глубже будет это чувство и скажется оно потом в больших делах.
Наш край имеет ярко выраженную региональную принадлежность, т. к. на нашей территории проживают многочисленные народности со своим своеобразным мировосприятием, самобытным искусством. Значимым является высказывание Т. Б. Алексеевой о том, что «сам собой процесс вхождения ребенка в культуру произойти не может», на становление и формирование человека культуры неоспоримо влияет дошкольное образование. На современном этапе приобщение к региональной культуре детей дошкольного возраста является не только велением времени, но и возрождением духовности через знания этнографии, художественного краеведения, литературного и музыкального наследия родного края.
Национально-региональный компонент имеет большое воспитательное значение для формирования гражданственности, патриотических чувств и духовно-нравственного воспитания дошкольников. Обращение к национально-региональному компоненту в системе воспитания дошкольников имеет образовательное, развивающее и воспитательное значение. Но возникла проблема: многие дети и родители не владеют целостными знаниями региональных особенностей культуры.
Данный проект способствует приобщению детей 6-7 лет к системе культурных ценностей бурятского народа : к национальной культуре и искусству,литературе, уважение к историческому и культурному наследию своей малой Родины, а также пониманию и уважению к духовному наследию других этносов, живущих в Республике Бурятия, т. к. именно дошкольный период является наиболее оптимальным для начала целенаправленного воспитания средствами этнографической культуры.
Гипотеза: В результате целенаправленной и системной работы с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Раскрытие творческого потенциала детей 6-7 лет через знакомство с национальной бурятской культурой и литературой» у детей повысится уровень познавательного развития, будут сформированы представления о родном крае, Малой Родине, о быте и культуре бурятского народа, о национальных литературных произведениях.
В основу проекта положены следующие принципы воспитания:
- воспитание, основанное на общечеловеческих ценностях культуры;
- принцип расширения связей ребенка с окружающим миром, приобщение к культуре,литературе родного края и этнических соседей – бурят;
- принцип приоритетности культурного регионального наследия, т. е. воспитание патриотизма на местном материале с целью уважения к своему дому, приобщение ребенка к культурному национальному наследию, образцам национального, в том числе местного фольклора, художественным промыслам, произведениям местных писателей, поэтов, художников, композиторов;
- принцип опоры на эмоционально-чувственную сферу ребенка, т. е. создания условий для возникновения эмоциональных реакций и развития эмоций, которые сосредотачивают внимание ребенка на объекте познания, собственном действии или поступке, что достигается через сопереживание и прогнозирование развития ситуации.
Содержание работы включает в себя: изучение исторического прошлого Бурятии и бурятского народа; знакомство с устным народным творчеством; знакомство с народными праздниками и традициями; знакомство с народными промыслами; изучение бурятского национального костюма; знакомство с бурятскими народными играми, через циклы занятий, развлечений, совместную деятельность детей, воспитателей, родителей, знакомство с национальными сказками.
Обеспечение проектной деятельности :
-Интернет-ресурсы.
-Познавательная и художественная литература.
-Изоматериалы.
Предполагаемое распределение ролей в проектной группе :
Воспитатели: организуют образовательные ситуации, совместную продуктивную деятельность, консультирование родителей.
Дети: участвуют в образовательной и игровой деятельности.
Родители: подготавливают материал для обучения детей, закрепляют полученные детьми знания на практике.
Ожидаемые результаты:
для педагога: - освоение проектного метода;
- повышение уровня педагогической компетентности, профессиональный рост;
- повышение качества работы с детьми через использование различных видов деятельности.
для детей: - самостоятельно организуют сюжетно-ролевые игры;
- знают и умеют составлять, рисовать бурятские национальные орнаменты, костюмы, разбираются в их символике,
- знают и умеют играть в бурятские народные игры;
- знают бурятских былинных, сказочных героев, умеют сопереживать им;
- имеют представления об истории своего края, посёлка, семьи;
-дети активно участвуют в обыгрывании сказок;
- умеют работать в группе, имеют навыки коммуникативного общения.
для родителей: - совместно участвуют в деятельности по проекту.
для педагогов ДОУ: - используют проект в работе с детьми разных возрастных групп.
Принципы реализации проекта :
1. Доступность:
- учет возрастных особенностей детей;
- адаптированность материала.
2. Систематичность и последовательность:
- постепенная подача материала от простого к сложному;
- частое повторение усвоенных знаний.
3. Наглядность и занимательность:
- предлагаемый материал должен быть понятным, быть игровым или с элементами игры, сюрприза.
4. Динамичность:
- интеграция проекта в разные виды деятельности.
5. Дифференциация:
- создание благоприятной среды для усвоения, предложенного к изучению материала каждым ребенком.
Перспективы дальнейшего развития:
-получение опыта в открытом социуме;
-выходы в гимназию, школу;
-интеграция с уроками;
-взаимопосещаемость библиотек, музеев, выставок;
-участие в фотовыставках.
Проект состоит из 3 этапов :
Подготовительный этап ( Срок реализации: сентябрь-октябрь)
1. Определение темы проекта;
2. Формулирование цели и определение задач;
3. Подбор материалов по теме проекта;
4. Консультирование со заместителем по воспитательно-образовательной работе по вопросам проектной деятельности;
5. Составление плана основного этапа проекта.
Основной этап ( Срок реализации: октябрь -май)
1. Рассказ о нашем удивительном крае и крае за Байкалом;
2. НОД по теме: «Художественное творчество» - «Волшебный орнамент» (рисование); «Кукла в национальном костюме» (рисование); «Завиток» (рисование, «Праздничный город» (конструирование);
3. Консультация для педагогов «Приобщение детей к истокам культуры народов Бурятии в процессе дидактических игр», в процессе ознакомления со с литературными произведениями (сказками; стихотворениями, былинами);
4. Рассматривание иллюстраций: по сказкам, по ознакомлению с растительностью родного края и этнических соседей бурят;
5. Просмотр (на ноутбуке) видео и фото о традициях, костюмах, посуде, быте бурят и русских;растительном и животном мире края и этнических соседей бурят; о планетах солнечной Системы; о народных приметах,обычаях;
6. Беседы на темы: «Русская изба и бурятская юрта», «Традиции, костюмы, посуда, быт бурят и русских», «Мы друзья природы», «Животные нашего края», «В мире планет», «Народные и национальные приметы,обычаи и традиции», работа с народным календарем;
7. Знакомство с правами и обязанностями детей; знакомство с конвенцией о правах ребенка;
8. Чтение художественной литературы: сказок Софьи Агеевой «Легенда Тукни», «Новая сказка», сказок Цы ден –Жап- Арсалановича «Имя – человек», «Солнце и месяц»;
9. Продуктивная деятельность: лепка «Девочка Арина», «Девочка Ааюна»; «Красивый дом», «Дом Ааюны»; "Дом для Арины";
10. Создание книги «Блюда национальной кухни»;
11. Работа с родителями – сбор и изготовление наглядного и дидактического материала для мини-музея в групповой комнате ( в сравнении: русские и буряты) по теме: «Жилище, быт, одежда русских и бурят»;
12. Посещение мини-музея с рассказом о быте, жилище, одежде и т. д. русских и бурят; о традициях,обрядах,приметах;
13. Изготовление кукол в национальных костюмах ( в сравнении: русские и буряты);
14. Экскурсия в библиотеку.
15. Слушание бурятской и русской народной музыки;
Дидактические игры: «Составь узор», «Укрась одежду», «Укрась посуду», «Найди пару», «Подбери похожий орнамент», «Найди бурятский орнамент», «Расставь мебель в юрте», «Расставь мебель в избе»;"Назови планеты", "Назови приметы";
16. Подвижные бурятские и русские народные игры : «Рукавичка», «Рукавицу гнать», «Слухи», «Иголка, нитка и узелок», «Бабка-лодыжка», «Ищем палочку», «Волк и ягнята» и другие;
17. Выставка лучших творческих работ («Дом, в котором я живу», «В звездном небе»);
18. Фотовыставка: «В центре Бурятии», «Я у юрты».
19. Просмотр видео - материала: «Мой край», «Край за Байкалом».
Заключительный этап ( Срок реализации: март – май)
Презентация : драматизация сказки детьми «Девушка и месяц» .
Организация фотовыставки «Я у юрты», «В национальном парке», «В центре столицы Бурятии».
Используемая литература
Бронникова Е. В «Фольклор как ценный феномен педагогических исследований»
Князева, Моханева «Приобщение дошкольников к истокам народной культуры»
Концепция духовно-нравственного развития личности гражданина России
Круглый год (земледельческий календарь)
Лазарев А. И. «Народоведение»
Новицкая М. Ю. «Введение в народоведение»
Щурков Н. Е. «Воспитание: новый взгляд с позиции культуры»
Сборник бурятских сказок Цыдена-Жап-Арсалановича «Имя человека», «Легенда Тунки», «Новая сказка»
Сборник русских народных сказок.