Людмила Петровна Жигальцова
Проект «Мы — крымчане» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Мы - крымчане»
«Никто не учит маленького человека: «Будь равнодушным к людям, ломай деревья, попирай красоту, выше всего ставь свое личное». Все дело в одной, в очень важной закономерности нравственного воспитания. Если человека учат добру - учат умело, умно, настойчиво, требовательно, в результате будет добро. Учат злу (очень редко, но бывает и так, в результате будет зло. Не учат ни добру, ни злу - все равно будет зло, потому что и человеком его надо сделать» В. А. Сухомлинский.
Публикация «Проект „Мы — крымчане“ в старшей группе» размещена в разделах
- Крым. Родной край
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» февраль 2023
Проблема духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения – одна из самых актуальных, а в условиях становления новой системы дошкольного образования она приобретает особое значение. Время не стоит на месте: меняются люди, взгляды на жизнь, межличностные взаимоотношения. Поэтому меняются технологии, приемы, методы работы с детьми, родителями, - и это неизбежно.
Метод проектов выбран мной не случайно. Работа над проектом имеет большое значение для развития познавательных интересов ребенка. В процессе его реализации происходит интеграция между общими способами решения учебных и творческих задач, способами мыслительной, речевой, художественной и другими видами деятельности. Проект позволил объединить содержание образования из различных областей знаний, кроме того, открыл большие возможности в организации совместной познавательно-поисковой деятельности дошкольников, педагогов и родителей.
Данный проект - это поиск новых подходов, новых форм и новых решений в воспитании у детей духовности и нравственности. Ведь «От того, как прошло, детство, кто вёл ребёнка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира - от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш». Только в тесной связи: детский сад - семья - социальное окружение - можно наполнить конкретным содержанием такие понятия как «Отечество», «Малая родина», «Родная земля», «Родной язык», «Моя семья и род», «Культура и традиции моего народа».
В воспитании ребенка нет мелочей, поэтому очень важно с раннего детства ничего не пропустить. Быть всегда рядом, стать его другом, партнером, отложив в сторону все свои дела. Нам нужно помочь ребенку открыть Мир для Себя, чтобы не пропустить момент зарождения добра, остановить порождающееся зло. «Поселить» в душе ребенка понимание и милосердие, великодушие и справедливость, благоразумие и отзывчивость, гражданственность и патриотизм.
Актуальность темы: Духовно-нравственное воспитание является важнейшей стороной формирования и развития личности ребенка и предполагает становление его отношений к родителям, окружающему миру, обществу, к стране.
Целью проекта является гармоничное, духовное развитие личности дошкольника и привитие ему основополагающий принципов нравственности на основе православных, патриотических, культурно-исторических традиций народов Крыма, опираясь на взаимодействие с семей.
Предложенные в проекте формы, методы и приемы духовно-нравственного воспитания ребенка строились «на» и «через» приобщение ребенка к культурному наследию своего народа, с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка, системности, учет опыта родителей, целенаправленности, учета специфики каждой семьи, доброжелательности, открытости.
Срок реализации: один год
Участники проекта : дети старшей группы, родители, воспитатели и музыкальный руководитель.
Для эффективности реализации данного проекта были созданы педагогические условия:
- Создание культурно - развивающей среды;
- Интеграция регионального компонента в образовательную деятельность.
- Организация эффективного взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и социума.
- Организация эффективного взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи.
Совместно с родителями в группе была создана культурно - развивающая среда, которая включает в себя элементы, способствующие уточнению, расширению и конкретизации представлений детей о Крыме, крымских народах, флоре и фауне полуострова, межнациональной толерантности, нравственности, воспитанию семейных ценностей. Были созданы: мини - музей хлеба, уголок «Эколята - дошколята», «Уголок книги», этнический уголок, театрализованный уголок, позволяющие дошкольникам знакомиться с геральдикой, историей, бытом, культурой, традициями, обычаями народов Крыма.
Учитывая содержание регионального компонента дошкольного образования, проект способствует формированию у дошкольников духовно-нравственных ориентаций, развитию их творческого потенциала, толерантности в условиях многонациональной среды, поэтому вся работа проекта направлена на интеграцию регионального компонента в образовательную деятельность и на достижение поставленных задач.
В рамках проекта были проведены такие формы деятельности как:
- народные и фольклорные праздники «Масленица», «Ярмарка»
- Государственно-гражданские праздники – Новый год, День защитника Отечества, День Победы, День знаний, День города.
- Международные праздники – День матери, Международный женский день, День защиты детей.
- Православные праздники – Рождество Христово, Пасха
- Бытовые и семейные праздники – «Папа, мама, я – спортивная семья», «Мы- помощники природы»
- геокешинг «В поисках сокровищ»
- квест - игра «Я по городу шагаю»
- НОД «Сказки Крыма в гости ждут»
- «Посиделки за круглым столом» - изготовление из теста хлебобулочных изделий, совместное чаепитие
- экологические акции «Раз, два, три! Елочка, расти»,
«Домик для пичужки»,
«Сохраним и приумножим» (высадка редких растений Крыма на участке детского сада)
- фотовыставки «Моя дружная семья», «День Победы в моей семье»
- тематические выставки, совместных с детьми творческих работ: «Герб моей семьи»,
«Краснокнижные обитатели Крыма»,
«Дымковская игрушка»,
«Мой город»,
«Мой любимый детский сад», «Цветы для мамочки», «Новая жизнь старым вещам», «Цветущий Крым»
- созданы тематические книги «Книга семейных кулинарных рецептов», «Книга о здоровье»
- изготовлены книжки - малышки «Сказки народов Крыма»
- изготовлены старинные предметы быта народов Крыма;
- тематические газеты «Моя мама самая лучшая» к дню Матери, «Мама солнышко мое, а мы - лучики ее» - подарок мамам,
«Мой папа самый.» подарок папам, с использованием интервьюирования, «Планета толерантности» к Международному дню толерантности, «Мы разные, но мы вместе» к Дню народного единства.
- выставки рисунков «День единства»,
«Дети рисуют победу», «Портрет мамочки», «Этот удивительный Крым»,
- проведение и организация совместных экскурсий в музеи, библиотеку, к памятным местам, на природу;
- беседы и викторины, анкетирование и тестирование;
Я полагаю, что в результате реализации данного проекта мы смогли привлечь внимание родителей и общественности к духовно-нравственной стороне воспитания детей дошкольников, к уникальной культуре и самобытности народов Крыма.