Анна Гусакова
Проект «Мы из Сибири»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка.
В настоящее время идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее значение, стала задачей государственной важности.
В Концепции патриотического воспитания граждан Российской Федерации говорится: «Патриотизм призван дать новый импульс духовному оздоровлению народа, формированию в России единого гражданского общества».
Особое место в программных правительственных документах последних лет уделено воспитанию патриотизма у подрастающего поколения. Ведь формирование отношения к стране, государству, где живет человек, начинается с детства.
Публикация «Проект „Мы из Сибири“» размещена в разделах
В проекте Национальной доктрины образования в Российской Федерации подчеркивается, что «система образования призвана обеспечить… воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость».
Реализация такой системы образования невозможна без знаний истории, традиций и культуры своего родного края. Современные исследования, посвященные проблемам патриотического воспитания детей дошкольного возраста (О. А. Князева, Н. В. Виноградова, М. Д. Маханева, в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий рассматривают национально-региональный компонент. Знакомясь с родным краем, родным поселком, ребенок учится осознавать себя живущим в определенный временной период, в определенных этнокультурных условиях и в то же время приобщаться к богатствам национальной и мировой культуры.
Мы живем в богатом и прекрасном крае - Кузбассе. И должны помочь детям узнать, чем красив и богат край, который носит такое гордое имя.
Почему так важно с самого детства воспитывать в человеке патриотические чувства? Потому что чем раньше ребенок почувствует свою общность с Родиной, с ее культурой и историей, тем быстрее он научится чтить память о своих предках, тем охотнее будет обращаться в дальнейшем к опыту и знаниям людей, живших много лет назад. Но как у маленького ребенка развить интерес к истории родной страны? Главное - сделать процесс ознакомления увлекательным и понятным; дать ребенку возможности стать живым участником событий, прикоснуться к старине: потрогать руками русскую печку, ухватом достать из нее горшок, убаюкать в колыбельке малыша.
В игре можно воссоздать обстановку прошлых лет и стать не только наблюдателем, но и участником событий.
Чтобы сделать процесс ознакомления с историей Родины интересным и увлекательным мною разработан проект «Мы из Сибири»
Проект «Мы из Сибири»
Цель проекта : Воспитание нравственно-патриотических чувств у старших дошкольников через углубленное изучение календарных праздников народов Сибири.
Задачи проекта :
создание культурно-образовательной среды в группе;
• знакомство детей с традициями и обычаями, промыслами, художественным творчеством, особенностями национальных костюмов народов Западной Сибири : особенностями заподносибирских обрядов и их место в общерусской традиции, структура и функции праздников, основные тенденции развития праздничной культуры;
• вовлечение детей в художественно-творческую деятельность, развитие детского творчества, умения видеть прекрасное и вносить его элементы в жизнь;
• обогащение словарного запаса детей, развитие коммуникативных навыков и умений;
• воспитание нравственно – патриотических чувств: воспитание у ребенка любви и привязанности к своим близким, дому, детскому саду, городу, родному краю; формирование нравственного отношения и чувства сопричастности к культурному наследию народов Западной Сибири; взаимодействие с родителями по вопросам воспитания нравственно –
патриотических чувств у детей, привлечение семей воспитанников к совместной образовательной деятельности по проекту.
Участники проекта :
Дети подготовительной группы, родители (законные представители, педагоги МБДОУ «Верх-Чебулинский детский сад «Рябинка».
Продолжительность проекта : 1 год (в подготовительной группе).
Сроки реализации проекта : сентябрь 2012г. – август 2013г.
6
Проект реализуется в 3 этапа:
1. организационно-подготовительный этап;
2. этап реализации;
3. заключительный этап.
На организационно-подготовительном этапе были проведены:
1. Анализ специальной и методической литературы по разрабатываемой проблеме.
2. Изучение специальной литературы о календарных праздниках
народов Западной Сибири.
3. Выбор методов диагностики, первоначальная диагностика; определение направлений работы, выбор форм и методов образовательной деятельности, направленных на решение выявленных проблем.
4. Разработка проекта.
5. Налаживание взаимодействия с родителями (законными представителями), привлечение членов семьи к совместной работе над проектом.
Первоначальная диагностика проводилась в 3 направлениях, определяющих критерии оценки: знания – отношения – действия.
Цель диагностики – выявить: уровень сформированности у детей старшего дошкольного возраста знаний и представлений о народах Западной Сибири; уровень сформированности патриотических чувств и освоения моральных норм межнациональных взаимоотношений; уровень сформированности умений применять полученные навыки в различных видах деятельности. Оценка проводилась по 3 уровням: высокий, средний (соответствует возрасту, низкий (отдельные компоненты не развиты).
Методы диагностики: наблюдение за детьми, беседа с детьми, анкетирование родителей (законных представителей).
Критерии сформированности основ русской народной культуры:
7
1. Когнитивный критерий
Показатели:
• Знания и представления детей об обычаях и традициях народов Западной Сибири;
• Знания и представления детей о проведении календарных праздников Западной Сибири;
2. Эмоционально-мотивационный критерий
Показатели:
• Наличие интереса у детей к обычаям и традициям народов Западной Сибири;
• Желание у детей изучать фольклор и особенности национальных костюмов народов Западной Сибири;
• Эмоционально-положительное отношение к народам Западной Сибири.
3. Деятельностный критерий
Показатели:
• Умение детей организовывать народные игры;
• Умение детей действовать с предметами быта народов Западной Сибири;
На этапе реализации проекта поставлены следующие задачи:
1. Подбор методической, научно – популярной и художественной литературы, дидактического материала с учетом его доступности восприятию детей старшего дошкольного возраста, а также его художественных достоинств и воспитательного значения.
2. Создание образовательно – культурной среды в группе: «Пословицы и поговорки народов Западной Сибири», «Игры народов Западной Сибири»; «Календарные праздники народов Западной Сибири»; создание галереи детского творчества; оформление стенда фотографий, отражающих работу по проекту.
3. Разработка перспективного плана образовательной деятельности по
8
ознакомлению с традициями и культурой народов Западной Сибири.
4. Взаимодействие с родителями (законными представителями) в совместной образовательной деятельности по реализации проекта.
Заключительный этап работы над проектом включает в себя следующие мероприятия:
1. Заключительная диагностика.
2. Анализ и обобщение полученных результатов.
3. Презентация проекта (совместные итоговые творческие мероприятия в конце учебного года в подготовительной группе).
Ожидаемые результаты:
• повышение уровня сформированности нравственно-патриотических чувств воспитанников, знаний о народах Западной Сибири, культуры поведения дошкольников;
• раскрытие индивидуальности ребенка; возрастание духовно-эмоционального контакта "ребенок – взрослый – ребенок";
• укрепление, расширение образовательного поля "ребенок –
учреждение – семья – общество".
Гипотеза: патриотическое воспитание должно носить комплексный характер, пронизывать все виды деятельности дошкольника, осуществляться в повседневной жизни. В противном случае знания детей останутся путанными, отрывочными, неполными, а чувство любви к Родине – слаборазвитым.
Методы проекта :
с кадрами: изучение документальной и познавательной литературы, консультации, конкурсы, акции, поисковая деятельность;
с родителями (законными представителями) : ознакомление с проектом, консультации, выпуск информационных листков, конкурсы, акции, поисковая деятельность;
с детьми: игры: дидактические, дидактические с элементами движения,
9
Сюжетно – ролевые, подвижные, музыкальные, хороводные, театрализованные; беседы; непосредственно образовательная деятельность на основе метода интеграции; рассматривание подлинных изделий народного искусства, иллюстраций, альбомов, открыток; просмотр видеофильмов; экскурсии; развлечения, фольклорные праздники, посиделки с участием родителей (законных представителей); использование малых фольклорных форм в физминутках, считалках; слушание музыкальных произведений, исполнение песен.
Выполнение проекта : практическая часть
Сроки
Виды работы
Участники
Сентябрь
2012 Презентация проекта
Изучение документальной и познавательной литературы о быте, традициях и обычаях Западной Сибири
Приобретение детских русских народных костюмов
Тематический день «День Петра и Павла – рябинник» Воспитатели МБДОУ, родители (законные представители, дети подготовительной группы
Воспитатели и дети подготовительной группы
Октябрь
2012 Экскурсия в музей «Народные костюмы сибиряков»
Беседа «Быт сибиряков»
Тематический день «День Сергия Радонежского» (Капустник)
Тематический день «Покров. Первое зазимье» Воспитатели и дети подготовительной группы
Ноябрь
2012 Беседа по картине Н. Дмитриева – Оренбургского «Уборка ржи»
Беседа «Обряды и традиции сибиряков»
Изготовление мешочка-оберега
Тематический день «День Зиновия, синичкин день» Воспитатели и дети подготовительной группы
Декабрь
2012 Посиделки «Русские народные песни»
Открытие мини-музея «Предметы старины глубокой»
Тематический день «Никола зимний» Воспитатели и дети подготовительной группы
Январь
2013 Посещение музыкальной школы
Беседа по картинам Н. Пиманенко «Святочные гадания», А. Кившенко «Колядки»
Тематический день «Васильев вечер» Воспитатели и дети подготовительной группы
Воспитатели, родители (законные представители, дети подготовительной группы)
Февраль
2013 Беседа «Жилище сибиряков»
Выставка «Жили – были»
Тематический день «Сретение Господне» Воспитатели и дети подготовительной группы
Март
2013 Беседа «Одежда сибиряков»
Выставка рисунков «Народный костюм»
Посиделки «Русские народные песни»
Тематический день «Иванов день» Воспитатели и дети подготовительной группы
Апрель
2013 Беседа «Пища сибиряков»
Приготовление любимого блюда сибиряков
Тематический день «Благовещенье» Воспитатели и дети подготовительной группы
Май
2013 Беседа «Народный календарь, приметы, пословицы»
Тематический день «Никола Вешний, Никола Теплый» Воспитатели и дети подготовительной группы
Июнь
2013 Тематический день «День Федосьи, колосятницы» Воспитатели и дети подготовительной группы
Июль
2013 Тематический день «День Ивана Купалы» Воспитатели и дети подготовительной группы
Август
2013 Тематический день «Ильин день» Воспитатели и дети подготовительной группы
11
На организационно - подготовительном этапе был проведен анализ ситуации, осознание необходимости начать работу по приобщению подготовительной группы к русской народной культуре жителей Западной Сибири. Была подобрана литература, выявлен уровень сформированности основ русской народной культуры у детей. Проведено анкетирование родителей. Был составлен календарь народных праздников, с которым планировалось знакомить детей в процессе работы в соответствии с возрастными особенностями. Подбирались беседы, занятия, потешки, заклички, игры, которые соответствовали календарным праздникам. Был огткрыт и постоянно пополнялся мини – музей «Предметы старины глубокой».
На этапе реализации проекта проводились тематические дни, посвященные календарным праздникам, беседы с детьми о быте, одежде, пище, традициях и обычаях сибиряков. Посещался музей, проводились посиделки, проходило прослушивание русских народных песен, распространенных в Западной Сибири. Дети принимали активное участие в праздниках, народных играх. Родители помогали собирать материал и поделиться им с детьми.
На заключительном этапе был проведен итоговый мониторинг выявления сформированности основ русской народной культуры детей подготовительной группы, что и подтвердило эффективность данного проекта.
Сравнительная диаграмма уровня сформированности основ русской народной культуры детей подготовительной за 2012 – 2013год
12
В результате проведения итогового мониторинга можно сделать вывод, что после реализации проекта уровень сформированности основ русской народной культуры значительно повысился, высокий уровень повысился на 36%, средний уровень повысился на 16%, детей с низким уровнем сформированности основ русской народной культуры нет.
О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов. Приобщая детей к истокам русской народной культуры, мы развиваем личность каждого ребенка, который, надеемся, будет носителем черт русского характера, русской ментальности, так как только на основе прошлого можно понять настоящее, предвидеть будущее. А народ, не передающий все самое ценное из поколения в поколение, - народ без будущего.