Наталья Мамырина
Проект «Чистюлики»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №2 города Лебедянь Липецкой области
Проект :
«Чистюлики»
(первая младшая группа)
Подготовила воспитатель
1 квалификационной категории
Мамырина Н. В.
г. Лебедянь, 2017 г.
Паспорт проекта :
Вид, тип проекта : игровой.
Продолжительность проекта : краткосрочный (1 неделя).
Участники проекта : воспитатель, дети первой младшей группы, родители.
Актуальность темы:
Публикация «Проект „Чистюлики“» размещена в разделах
Общеизвестно, что здоровье человека закладывается в детстве. Организм ребенка очень пластичен, он гораздо чувствительнее к воздействиям внешней среды, чем организм взрослого; и от того, каковы эти воздействия — благоприятные или нет, зависит, как сложится его здоровье.
Главная задача — формировать простейшие навыки опрятности и самообслуживания, закладывать фундамент гигиенической культуры. Гигиеническая культура столь же важна для человека, как и умение разговаривать, писать, читать.
Работая с детьми младшего дошкольного возраста мы заметили, что у вновь пришедших в детский сад из дома ребят, отсутствуют элементарные навыки самообслуживания и личной гигиены: дети не умеют самостоятельно умываться, последовательно мыть руки, вытирать их полотенцем, нуждаются в терпеливом обучении и непосредственной помощи взрослого. Процесс мытья рук занимает существенную часть времени бодрствования, и очень важен для ЗОЖ каждого ребенка, потому важно их развивать. Именно в дошкольном возрасте необходимо воспитать у ребенка привычку к чистоте, аккуратности. В эти годы дети могут освоить все основные культурно-гигиенические навыки, научиться понимать их важность, легко, быстро и правильно выполнять.
Цель проекта :
формировать культурно-гигиенические навыки у детей младшего дошкольного через использование художественной литературы в разных видах деятельности.
Задачи проекта :
— приучать детей следить за своим внешним видом, продолжать формировать умение закатывать рукава, правильно пользоваться мылом, аккуратно намыливать и мыть руки; насухо вытираться полотенцем);
— содействовать стремлению к ЗОЖ;
— развивать произносительную и диалогическую стороны речи;
-развивать уверенность в себе и своих возможностях; развивать активность, инициативность, самостоятельность;
-развивать понимание и осмысливание произведений искусства.
Работа с родителями:
- беседа-консультация с родителями «Алгоритм мытья рук», «Как привлечь ребенка к усвоению КГН».
- организация памятки для родителей группы «Алгоритм мытья рук».
Ожидаемые результаты:
Дети закатывают самостоятельно рукава перед мытьем рук, правильно пользуются мылом, аккуратно моют руки; вытираются после умывания. Вешают полотенце на место. Рассказывают короткие стихотворения и потешки об умывании, сопровождая действия текстом, отвечают на вопросы.
Формы и методы реализации проекта :
1. Консультации для родителей.
2. Дидактические игры и упражнения.
3. Художественное слово.
4. Чтение художественной литературы.
5. Беседы.
Ресурсное обеспечение:
- наличие алгоритма мытья рук в туалетной комнате;
- наличие полотенца для рук на каждого ребёнка в туалетной комнате;
- наличие салфетниц с бумажными салфетками на каждом столе во время еды;
- тематические картинки.
Этапы проекта :
Подготовительный этап
Цели: - сбор литературы по данной теме;
- диагностика детей по данной теме;
- составление плана работы;
- разработка содержания проекта.
Практический этап
Содержание:
- выполнение подробного плана работы по всем видам деятельности с детьми;
- большая совместная образовательная работа с детьми, родителями для решения поставленных задач;
-подборка художественных произведений, потешек, словесных игр по данной теме.
Беседы.
«Как вести себя за столом?», «Научим Хрюшу правильно мыть руки.», «Почему опасно не мыть руки с мылом?», «Соберём куклу Катю на прогулку.».
1. Ситуативная беседа: «Почему опасно не мыть руки с мылом».
Цель: привитие аккуратности, КГН, развивать мышление, логику, учить делать выводы из прочитанного.
2. Показ алгоритма «Мытье рук».
Цель: познакомить детей со схемой, научить с помощью нее последовательно мыть руки.
3. Беседа " Кто опрятен, тот приятен".
Цель: закрепить культурно гигиенические навыки, воспитывать желание быть опрятными.
Чтение художественной литературы.
1. Чтение К. Чуковского «Мойдодыр».
2. Разучивание строк из рассказа: «Надо, надо умываться…».
Цель: развитие памяти, мышление, учить делать выводы из прочитанного.
3. Проговаривание потешки «Мойся мыло не ленись».
Цель: Учить самостоятельно брать мыло, смочив его намыливать руки.
4. Чтение стихотворения А. Барто «Девочка чумазая…».
Цель: учить понимать и делать выводы из прочитанных произведений.
5. Чтение потешки «В ручейке вода».
Цель: закрепление КГН, развитие памяти, речи.
Практические занятия.
1. Показ алгоритма «Мытье рук».
Цель: познакомить детей со схемой, научить с помощью нее последовательно мыть руки.
2. Практическое упражнение: «Моем чисто руки и лицо».
Цель: научить детей последовательно мыть руки, умываться.
3. Рисование: «Ладошки».
Цель: закрепление КГН, продолжать учить рисовать пальчиком, учить сравнивать.
4. Использование потешки «Водичка — водичка».
Цель: Учить детей следить за чистотой своих рук и мыть их при необходимости, учить подставлять руки под струю воды, делать круговые движения ладошками.
5. Занятие «Водичка, водичка».
Цель: учить детей КГН, обогащать словарный запас, активизировать в речи детей слова, обозначающие действия.
6. Практическое упражнение «Аккуратные зайчата».
Рассказывание стихотворения Г. Лагздынь «Аккуратные зайчата».
Цель: продолжать учить детей аккуратно мыть руки, насухо вытирать их, развивать речь и мышление.
7. Игра-ситуация: «Почему у кукол грязное полотенце?»
Цель: продолжать учить детей мыть тщательно руки, учить делать выводы из поставленных ситуаций.
8. Занятие: «Кукла Ляля умывается».
Цель: уточнять названия предметов туалета и их свойств. Называть свойства воды.
9. Игра-занятие «Как мы помогали кукле Маше».
Цель: формирование КГН ; организовать применение детьми знаний о необходимости содержаний в чистоте лица, рук, о назначении предметов.
10. Д/И «Подбери предметы личной гигиены».
Цель: учить детей находить предметы по просьбе воспитателя.
11. Дидактическое. упр. : «Как мы моем ручки и вытираем их».
Цель: закрепление навыка мытья рук.
12. Итоговое занятие «В гостях у Мойдодыра».
Цель: учить соблюдать последовательность действий при мытье рук и самостоятельно мыть руки, используя схемы-алгоритмы; учить понимать смысл схематического изображения; воспитывать желание быть чистым и аккуратным, вызывать желание демонстрировать положительный пример.
Заключительный этап
Провести итоговое занятие.
Описать и анализировать работу над проектом.
Провести диагностику навыков и знаний детей.
Приложение.
Беседа «Почему опасно не мыть руки с мылом».
ЦЕЛЬ: Формирование представлений о гигиенических основах безопасности жизнедеятельности.
ЗАДАЧИ:
— Совершенствовать представления детей о значении гигиенических процедур (мытье рук).
— Развивать умение самостоятельно замечать необходимость мытья рук.
— Прививать потребность вести здоровый образ жизни.
Ход беседы:
— Ребята, каждый день, и дома и в детском саду, приходя с прогулки и после туалета, после игр и перед едой вам говорят одно и то же — “Не забудь помыть руки!
— А вы как думаете, ребята? (ответы детей)
— Внимательно посмотрите на свои руки. Вы видите микробов? Почему?
— Микробы очень маленькие и их нельзя увидеть без специальных увеличительных приборов, их можно разглядеть только под микроскопом.
— А кто же они такие, эти микробы? (варианты ответов детей)
В глубоком, чёрном подземелье
Микробы страшные живут,
И терпеливо днём и ночью,
Они детей не мытых ждут.
С не мытых рук пролезет в рот
Противный, маленький микроб.
Пролезет тихо, как шпион,
И натворит такого он…
… Но только не надо бояться,
Надо сопротивляться!
Ведь эта страшная сила
Боится простого… .
МЫЛА!
Микробы живут везде — в воздухе, в воде, на руках, продуктах, шерсти животных и игрушках и других предметах.
Микробы — это очень маленькие существа, их нельзя разглядеть без микроскопа.
Микробы бывают полезные и вредные (полезные помогают, а вредные вызывают болезни).
Чтобы не заболеть — надо обязательно мыть овощи и фрукты, не грызть ногти и чаще мыть руки, особенно перед едой.
— Ребята, кто знает, чем опасны вредные микробы?
Вредные микробы, попадая внутрь организма вместе с пищей, начинают очень быстро вредить ему. В результате у человека начинает болеть живот, начинается тошнота и рвота, может подняться температура и человек попадает в больницу.
— Что нужно сделать, чтобы избавиться от вредных микробов?
Все болезни у ребят,
От микробов, говорят.
Чтоб всегда здоровым быть,
Надо руки с мылом мыть!
Беседа «Научим Хрюшу правильно мыть руки».
Программное содержание:
Учить малышей правильно мыть руки. Вызывать удовольствие и радость при процессе умывания. Обогащать словарь детей. Приучать к гигиене. Воспитывать у детей вежливость и умение уступать друг другу.
Материал: картинки «Дети умываются»
Ход беседы:
Дети сидят полукругом. Воспитатель показывает картинку, на которой дети умываются.
Беседует с детьми.
-Кто нарисован на картинке?
-Что они делают?
-Зачем они умываются?
(Ответы детей)
Показывает грязное полотенце и читает детям:
Кто не моет руки с мылом?
От среды и до среды?
На мохнатом полотенце
Отпечатаны следы.
- Я сейчас посмотрю, кто же у нас здесь не мыл руки, и испачкал полотенце. А ну – ка, покажите, грязнули, свои ладошки.
(Дети показывают)
- Нет, у всех чистые. Тогда кто же к нам приходил? Пойдемте его поищем.
(Идут и находят поросенка Хрюшу)
- Ах вот кто у нас грязнуля! Посмотрите детки у кого грязные руки. Это поросенок Хрюша испачкал наше полотенце.
-Дети давайте научим Хрюшу мыть руки чисто, с мылом. Что нам для этого надо?
(Вода, мыло, полотенце- показ картинки)
-Где это у нас находится? (В умывальной комнате)
Все идут в умывальную комнату.
Хрюша: «А я сам умею умываться!» (Сильно открывает кран с водой)
-Что ты делаешь, Хрюша? Дети, разве так можно открывать кран? (Нет)
- А почему, расскажите ему? (Брызги летят во все стороны)
-Правильно, кран надо открыть так, чтобы вода текла маленькой струйкой. Открой, пожалуйста, Егор кран.
-Молодец, правильно.
-Что мы будем делать дальше, Катя? (Закатывать рукава)
-Покажите Хрюше, как надо правильно закатывать рукава. И обязательно помогите друг другу и Хрюше тоже.
-Рукава закатали, кран открыли, водичка течет маленькой струйкой, теперь можно и ручки помыть. Но не забудьте, что сначала надо намочить руки водой и намылить мылом. Вот та круговыми движениями. Одна ладошка гладит другую. (Показ воспитателя)
-Понял Хрюша? Тогда мойся, а вы дети смотрите, правильно ли он все делает.
-Что сейчас делает Хрюша? (Мочит ручки водой и мылит мылом.)
-Что сейчас ему надо делать? (Смыть мыло водой)
-Хрюша смыл мыло, а что же ему делать дальше? (Закрыть кран и вытираться полотенцем)
-Иди, бери полотенце, а я тебе покажу, и детки тоже еще раз посмотрят, как правильно это делать.
Берем, расправляем и вытираем сухо – сухо, каждый пальчик одной ладошки, а затем другой. И не забудь обязательно повесить полотенце на свое место.
-Дети, посмотрите, какие руки стали у Хрюши чистые. И полотенце, значит у него всегда будет чистым.
Вот теперь тебя люблю я,
Вот теперь тебя хвалю я.
Наконец – то ты грязнуля,
Мойдодыру угодил.
-А теперь, вы все тоже помойте ручки.
(Повторяют последовательность умывания)
Надо, надо умываться
По утрам и вечерам,
А нечистым трубочистам –
Стыд и срам!
Стыд и срам!
-Вот какие вы молодцы и сами руки помыли и Хрюшу научили. Он теперь пойдет к своим друзьям и тоже их всему научит.
Прощаются.
Алгоритм мытья рук.
ЗАКАТЫВАЕМ РУКАВА-ОТКРЫВАЕМ КРАН-СМАЧИВАЕМ РУКИ-НАМЫЛИВАЕМ ИХ ДО ГУСТОЙ ПЕНЫ-СМЫВАЕМ МЫЛО-ЗАКРЫВАЕМ КРАН-ВЫТИРАЕМ НАСУХО ПОЛОТЕНЦЕМ.
Дидактическая игра «Водичка, водичка!»
Цель: воспитывать стремление к самостоятельности при выполнении навыков самообслуживания.
Оборудование: две куклы.
Ход игры: взрослый показывает детям двух кукол и говорит, что куклы хотят обедать, но у них грязные руки и лицо. Взрослый спрашивает: "Что надо сделать? - Надо вымыть куклам руки! Попросим водичку: Водичка, водичка, умой мое личико, чтобы глазоньки блестели, чтобы щечки краснели, чтоб кусался зубок, чтоб смеялся роток!" Показывает и рассказывает детям, как надо мыть куклам руки и лицо перед обедом. Далее предлагает детям вымыть свои руки и лицо, при этом взрослый повторяет потешку «Водичка, водичка!»
Дидактическая игра «Подбери предметы личной гигиены»
Цели: Учить детей находить предметы по просьбе воспитателя. Закреплять знания о предметах личной гигиены.
Ход игры: на столе у воспитателя лежат предметы личной гигиены. Воспитатель показывает предмет личной гигиены, каждый ребенок должен показать картинку с таким же предметом личной гигиены, подумать и сказать, почему ему нужен именно этот предмет, и объяснить, для чего он нужен.
Дидактическая игра «Вымой руки»
Цель: учить ребенка мыть руки.
Оборудование: заяц резиновый.
Ход игры: взрослый обращается к ребенку: "Мы пришли с прогулки, нам нужно вымыть ручки. Зайчик будет смотреть, как мы моем ручки". Взрослый ставит игрушку на край умывальника и показывает ребенку движения руками под струей воды. В конце процедуры взрослый от имени зайчика хвалит ребенка.
Конспект итоговой непосредственно-образовательной деятельности
«В гостях у Мойдодыра»
Цель: Создать позитивное отношение к культурно-гигиеническим навыкам.
Задачи: - учить детей составлять описание предмета; учить громко, произносить слова знакомых стихотворений, четко проговаривая слова;
- закреплять культурно-гигиенические навыки (умывание, одевание, чистка зубов, причесывание, купание, учить показывать эти движения при помощи мимики и жеста;
- развивать у детей понимание значения и необходимости гигиенических процедур;
- упражнять в правильном произношении звука «ш» и учить детей произносить его длительно на одном выдохе;
- воспитывать доброжелательность, отзывчивость, умение сочувствовать
Материалы: мешочек с умывальными принадлежностями (мыло, мочалка, зубная паста, расческа, зубная щетка, шампунь, полотенце).
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций с изображением гигиенических принадлежностей; чтение сказки К. И. Чуковского «Мойдодыр»
Ход НОД:
Воспитатель собирает детей около себя.
- Ребята, мы сегодня поговорим о предметах, которые помогают нам быть опрятными, чистыми, красивыми, ухоженными. Что это за предметы? Кто знает? (Ответы детей). Правильно, это мыло, мочалка, зубная паста, расческа, зубная щетка, шампунь, полотенце… (Стук в дверь). В группу входит Незнайка – лохматый, грязный.
- Здравствуй, Незнайка. Что с тобой случилось? Ты заболел? Почему ты такой грустный?
Незнайка. Здравствуйте, ребята! Мне очень грустно. Я сегодня вышел во двор и хотел поиграть с детьми. Но со мной никто не захотел играть. Все сначала отошли в сторону, а потом дали мне вот этот мешочек и сказали, что вещи, которые там лежат, мне помогут. Вот, посмотрите.
Незнайка отдает мешочек детям и просит помочь ему.
Воспитатель. Ребята, давайте посмотрим, что в мешке. Смотрите, что это? (Мыло). Как вкусно пахнет. Какое мыло? (Душистое, белое, круглое). Кто расскажет Незнайке, зачем нужно мыло? Ребенок (по желанию) рассказывает. Воспитатель помогает (мыло нужно для того, чтобы умываться: мыть руки, лицо, шею и все тело, чтобы они были чистыми).
Незнайка. А как моют руки? Покажите мне, ребята!
Физминутка
Надо, надо нам помыться,
Где тут чистая водица?
Кран откроем: Ш-Ш-Ш,
Руки моем: Ш-Ш-Ш,
Щечки, шейку мы потрем
И водичкой обольем.
Дети (с помощью педагога) имитируют умывание.
Воспитатель. Ой, руки у нас мокрые! Что нам, нужно, чтобы руки стали сухие? (Полотенце). Дети берут в руки воображаемое полотенце и «вытирают» руки.
- Незнайка, посмотри, есть в твоем мешочке полотенце?
Незнайка достает полотенце.
- Полотенце, какое? (Красивое, мягкое, пушистое, разноцветное).
Педагог предлагает детям достать из мешка все предметы и рассказать о них.
Каждый из детей рассказывает. Например:
Это расческа. Она деревянная, у нее есть ручка и зубья. Расческа нужна нам, чтобы расчесывать волосы вот так (ребенок показывает Незнайке, имитируя движения расчесывания, как нужно расчесываться).
Незнайка счастлив! Теперь он знает, как быть чистым, опрятным, красивым. Он уходит, взяв с собой мешочек.
Воспитатель. Ребята, а кто из вас по утрам, до умывания, делает зарядку?
Физминутка «Зарядка»
Каждый день по утрам делаем зарядку,
Очень нравится нам все делать по порядку:
Весело шагать, весело шагать,
Руки поднимать, руки опускать,
Приседать и вставать, прыгать и скакать.
Возвращается Незнайка.
Незнайка. Ребята теперь я знаю, почему со мной никто не хотел играть! Вспомните, какой я был? ( Дети перечисляют: грязный, неопрятный, чумазый, неряшливо одетый, непричесанный). А каким я стал? ( Дети: чистым, опрятным, красивым). Мне очень понравилось умываться, вытираться полотенцем, чистить зубы, расчесываться.
Незнайка. Давайте прочитаем отрывок из сказки К. И. Чуковского «Мойдодыр» :
Да здравствует мыло душистое,
И полотенце пушистое,
И зубной порошок,
И густой гребешок!
Стихи:
1. Аккуратные зайчата
Лапки? Мыли.
Уши? Мыли.
Хвостик? Мыли.
Все помыли!
И теперь мы чистые
Зайчики пушистые. (Лагдынь Г.).
2. Девочка чумазая
— Ах ты, девочка чумазая,
Где ты руки так измазала?
Чёрные ладошки;
На локтях — дорожки.
— Я на солнышке лежала,
Руки кверху держала.
ВОТ ОНИ И ЗАГОРЕЛИ.
— Ах ты, девочка чумазая,
Где ты носик так измазала?
Кончик носа чёрный,
Будто закопчённый.
— Я на солнышке лежала,
Нос кверху держала.
ВОТ ОН И ЗАГОРЕЛ.
— Ах ты, девочка чумазая,
Ноги в полосы измазала,
Не девочка, а зебра,
Ноги - как у негра.
— Я на солнышке лежала,
Пятки кверху держала.
ВОТ ОНИ И ЗАГОРЕЛИ.
— Ой ли, так ли?
Так ли дело было?
Отмоем всё до капли.
Ну-ка, дайте мыло.
МЫ ЕЁ ОТОТРЁМ.
Громко девочка кричала,
Как увидела мочалу,
Цапалась, как кошка:
— Не трогайте ладошки!
Они не будут белые:
Они же загорелые.
А ЛАДОШКИ-ТО ОТМЫЛИСЬ.
Оттирали губкой нос –
Разобиделась до слё з:
— Ой, мой бедный носик!
Он мыла не выносит!
Он не будет белый:
Он же загорелый.
А НОС ТОЖЕ ОТМЫЛСЯ.
Отмывали полосы –
Кричала громким голосом:
— Ой, боюсь щекотки!
Уберите щётки!
Не будут пятки белые,
Они же загорелые.
А ПЯТКИ ТОЖЕ ОТМЫЛИСЬ.
— Вот теперь ты белая,
Ничуть не загорелая.
ЭТО БЫЛА ГРЯЗЬ. (А. Барто).
3. Надо, надо умываться
По утрам и вечерам,
А нечистым
Трубочистам –
Стыд и срам!
Стыд и срам!
Да здравствует мыло душистое,
И полотенце пушистое. (К. Чуковский).