Наталия
Проект «Интервьюирование»
▼ Скачать + Заказать документы
Введение
Целостность педагогического процесса в МБДОУ №176 г. Владикавказа обеспечивается реализацией:
- Основной общеобразовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, разработанная в соответствии с ФГОС.
- Примерной образовательной программой дошкольного образования «Мир открытий» // Науч. рук. Л. Г. Петерсон.
- Образовательной программой дошкольного образования «Мозаика»// В. Ю. Белькович.
- Программой по осетинскому языку как второму для дошкольных образовательных организаций// К. Джимиевой.
Публикация «Проект „Интервьюирование“» размещена в разделах
Содержание Программы обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает следующие образовательные области:
социально-коммуникативное развитие;
познавательное развитие;
речевое развитие;
художественно эстетическое развитие;
физическое развитие.
Образовательная область «Речевое развитие»
«Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонема-тического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; форми-рование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте».
Основные цели и задачи : Развитие речи.
= Развитие свободного общения с взрослыми и детьми, овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими.
= Развитие всех компонентов устной речи детей: грамматического строя речи, связной речи - диалогической и монологической форм; формирование словаря, воспитание звуковой культуры речи.
= Практическое овладение воспитанниками нормами речи.
В последнее время педагоги и родители все чаще с тревогой отмечают, что многие дошкольники испытывают серьезные трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками. Многие дети не умеют по собственной инициативе обратиться к другому человеку, порой даже стесняются ответить соответствующим образом, если к ним обращается кто-либо. Они не могут поддержать и развить установившийся контакт, адекватно выражать свою симпатию, сопереживание, поэтому часто конфликтуют или замыкаются в одиночестве.
В то же время общительность, умение контактировать с окружающими людьми — необходимая составляющая самореализации человека, его успешности в различных видах деятельности, расположенности и любви к нему окружающих людей.
Формирование этой способности — важное условие нормального психологического развития ребенка, а также одна из основных задач подготовки его к дальнейшей жизни. Для детей дошкольного возраста общение включает знание того, что сказать и в какой форме выразить свою мысль, понимание того, как другие будут воспринимать сказанное, умение слушать и слышать собеседника.
Общение рассматривается как сложный процесс взаимодействия между людьми, заключающийся в обмене информацией, а также в восприятии и понимании партнерами друг друга. Рассмотрим подробнее коммуникативный компонент и его составляющие.
Коммуникативный компонент общения включает в себя передачу информации от человека к человеку с помощью определенных средств. Как уже говорилось, эти средства можно разделить на две группы: вербальные (языковые) и невербальные, что составляют диалогические умения ребенка дошкольника.
Исследователи Алексеева М. М, Яшина В. Н. выделяют следующие диалогические умения дошкольника:
- собственно речевые умения
- вступать в общение;
- поддерживать и завершать общение (слушать и слышать собеседника, доказывать свою точку зрения, высказываться логично и связно);
- говорить выразительно в нормальном темпе, пользоваться интонацией диалога.
Человек не рождается готовыми речевыми навыками. Все коммуникативные компоненты формируются в течение жизни, а наиболее синзетивным для этого является период дошкольного детства.
Общая цель - освоение детьми коммуникативной функции языка. Воспитание у детей умений правильно составлять предложения, употреблять разные конструкции предложений в самостоятельной связной речи. Развивается разговорная, описательная и повествовательная речь. Происходит расширение речевой практики детей в процессе ознакомления с окружающими людьми, развивается межличностное общение.
Одним из эффективных средств, на мой взгляд, является включение в речевой опыт ребенка роли интервьюера - метод интервьюирование.
Цель метода – развитие коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
развитие связной диалогической речи;
развитие коммуникативности и личного взаимодействия детей друг с другом;
расширение и активизация словарного запаса;
закрепление навыков ведения диалога;
способствовать творческому и социальному самовыражению дошкольников;
развитие умения слушать собеседника и общаться в паре, в группе, в коллективе;
овладение связным описательным и последовательным рассказом об увиденном, умение пользоваться различными знаками – символами.
Основными принципами работы метода интервьюирования являются взаимосвязь с занятиями по ознакомлению с окружающим миром, развитием речи, логикой, математикой, свободной, игровой деятельностью детей и др., сотрудничество взрослых и детей, воспитателей и родителей.
Использование интервьюирования в образовательном процессе позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования коммуникативных умений, а также способствующие получению более продуктивного результата в творческом рассказывании. Интервью увеличивает уверенность ребенка в себе и в своих способностях, помогает его развитию как личности.
ПРОЕКТ «ИНТЕРВЬЮИРОВАНИЕ»
Участники проекта : Дети подготовительной «в» группы,
семьи воспитанников, воспитатели.
Сроки реализации проекта : декабрь 2017- май 2018г. (среднесрочный).
Тип проекта :
• по числу детей – групповой, (подготовительная группа);
• по доминирующему методу – познавательно-речевой ;
• по продолжительности – среднесрочный ;
• по направлениям развития (социально - коммуникативное, познавательное, речевое, художественно - эстетическое развитие, физическое развитие)
Актуальность.
В последнее время педагоги и родители все чаще с тревогой отмечают, что многие дошкольники испытывают серьезные трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками. Многие дети не умеют по собственной инициативе обратиться к другому человеку, порой даже стесняются ответить соответствующим образом, если к ним обращается кто-либо. Они не могут поддержать и развить установившийся контакт, адекватно выражать свою симпатию, сопереживание, поэтому часто конфликтуют или замыкаются в одиночестве. В то же время общительность, умение контактировать с окружающими людьми — необходимая составляющая самореализации человека, его успешности в различных видах деятельности, расположенности и любви к нему окружающих людей. Формирование этой способности — важное условие нормального психологического развития ребенка, а также одна из основных задач подготовки его к дальнейшей жизни.
Цель проекта :
Освоение детьми коммуникативной функции языка.
Задачи проекта :
• Формирование разговорной, описательной и повествовательной речи;
• Развитие межличностного общения в процессе ознакомления с окружающими людьми;
• Использование интервью в качестве приема работы с дошкольниками;
• Умение пользоваться различными знаками – символами;
• Закрепление навыков ведения диалога, культуры общения;
• Создание условий для развития, самореализации и социализации дошкольника.
Ожидаемые результаты проекта :
•развитие свободного общения со взрослыми и детьми по средствам всех компонентов устной речи детей в различных формах и видах детской деятельности;
•формирование овладения воспитанниками норм речи через интервьюирование;
•интеграция детьми содержания других образовательных областей с помощью развития коммуникативной компетентности ; •увеличение уверенности ребенка в себе и в своих способностях, и помощь его развитию как личности.
Этапы реализации проекта :
Подготовительный этап
1. Изучение методической и специальной литературы по теме проекта.
2. Подбор наглядного, художественно-эстетического и демонстрационного материала к проекту.
3. Подбор технических средств обучения, мультимедийные презентации, фото и видеоматериалы.
4. Оснащение развивающей среды: пополнение развивающих центров и «Мини-музея» по теме проекта, создание «телецентра».
Основной этап
1. Интеграция образовательных областей:
Речевое развитие, Познавательное развитие, Социально-коммуникативное развитие, Художественно-эстетическое развитие.
2. Совместная деятельность взрослых и детей.
1. Утренняя гимнастика.
2. Ситуативные беседы, беседы - рассуждения, беседы после просмотра презентаций и видео материала.
Беседы:
«История ТВ»
«Детские ТВ каналы»
«Моя любимая телепередача»
«Персонажи –герои детских передач»
«ГТРК «Алания»
«Корреспонденты-осетины»
«Берём интервью»
3. Рассматривание книг, иллюстраций, демонстрационного материала и видеоматериала;
4. Чтение худ. литературы и энциклопедической информации.
А. Линдгрен «Малыш и Карлсон» (отрывок)
Э. Успенский «Дядя Фёдор, пес и кот» (отрывок)
Стихи и загадки о телевидении
5. Игровая деятельность: строительные, сюжетно-ролевые, театрализованные и дидактические игры.
Игры: «Останкинская башня»
«Звукооператор»
«Найди себе пару»
«Создаем фильм»
«Мы – журналисты»
«Не пропусти профессию»
«Карточки-символы-вопросы»
«Берем интервью»
«Домашний микрофон»
6. Берем интервью у сотрудников ДОУ, родителей, членов семей воспитанников, гостей МБДОУ.
Темы интервью :
«Скоро Новый год»
«Профессия моей мамы»
«Каким бывает детство»
«Диалог с сестрой»
«Работа врача»
«ТВ Передачи из детства родителей»
7. «Встречи с интересными людьми»
с Кариной Левановной - детским педагогом по журналистике из Республиканского Дворца Детского Творчества и её помощницей Тамарой
8. Поездка – экскурсия ГТРК «Алания».
9. Просмотр видео презентаций, мультфильмов, роликов-заставок на детских ТВ каналах.
«Немое кино»
«Фильм, фильм, фильм»
«Спокойной ночи, малыши»
«Как снимать репортаж»
«Останкинская башня»
10. Участие в съемке ролика о МБДОУ №176 «Маленькая страна».
11. Создание видеофильма на выпускной вечер «Выпускник 2018».
3. Самостоятельная деятельность детей в уголках развития.
4. Работа с родителями по теме проекта отразилась в родительском уголке и в индивидуальной работе.
Заключительный этап
1. Создание видеофильма «Выпускник 2018».
2. Обобщение опыта работы по проекту и представление презентации на педсовете.
3. Показ видеофильма по теме «Интервьюирование» на своем канале.
Выводы:
В результате метода интервьюирования, дети не только приобрели знание норм речевого общения со взрослыми и сверстниками, но и использовали эти знания, причем не только в ходе занятий, но и в реальных жизненных ситуациях.
Дети стали относиться друг к другу намного внимательнее и доброжелательнее.
Кроме того, значительно обогатился их лексический запас, он пополнился словами и выражениями из словаря речевого этикета. Ребята умеют вести диалог, составлять полный и краткий пересказ услышанного текста, описывают интересные события. У детей громкая, яркая, выразительная речь, которая позволяет им стать хорошими собеседниками, выступать перед большой аудиторией и т. д., что свидетельствует о развитых коммуникативных способностях.
Совместно с родителями и педагогами воспитанники смогли повысить собственную самооценку; они внесли вклад в общее дело, радовались и гордились своим успехам, ощущали свою индивидуальность.
Анализируя результаты проекта, я увидела, что воспитанники с большим интересом включаются в различные виды деятельности, проявляют чувство ответственности за себя и других. Реализуя проект, старалась сделать жизнь своих воспитанников интересной и содержательной, наполнить её яркими впечатлениями, интересными фрагментами, радостью по средствам интервьюирования.
Список литературы по теме проекта :
1. Белановский С. А. Индивидуальное интервью. М. : АСТ, 2003
2. Скоролупова О. А. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Телевидение» : Скрипторий, 2003
3. Курбатов В. И. Социология. М. : Просвет, 2010,
4. Козлова С. А. Мой мир. Приобщение ребенка к социальному миру.
М: ЛИНКА-ПРЕСС, 2000, 5. Интернет материалы