Ольга Подкорытова
Проект «Я пешеход»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель проекта : формирование у детей навыка безопасного поведения на дороге, осознанного выполнения правил дорожного движения, обеспечивающих сохранность их жизни и здоровья в современных условиях улицы.
Задачи проекта :
1. Расширять представления детей об окружающей дорожной среде и правилах дорожного поведения.
2. Познакомить детей со значением дорожных знаков, научить понимать их схематическое изображение для правильной ориентации на улицах и дорогах.
3. Развивать осознанное отношение к безопасному поведению.
4. Развивать способность практически применять полученные знания в дорожно-транспортной среде.
Публикация «Проект „Я пешеход“» размещена в разделах
- ПДД. Правила дорожного движения для детей
- ПДД. Проекты
- Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2018
5. Воспитывать дисциплинированность и сознательное выполнение Правил дорожного движения, культуру поведения в дорожно-транспортном процессе.
6. Воспитывать самостоятельность и ответственность.
7. Активизировать работу по пропаганде правил дорожного движения и безопасного образа жизни среди родителей.
Исходя из цели, были сформированы задачи, которые решаются через интеграцию образовательных областей.
Ведущая образовательная область данного опыта работы - «Социально-коммуникативное развитие».
Одна из задач данной образовательной области – сформировать целостную картину мира и расширить представления о возможных опасностях, способах их избегания, способах сохранения здоровья и жизни; освоить общепринятые нормы и правила взаимоотношений в контексте безопасного поведения.
Реализация этой задачи занимает ведущую роль в данном опыте работы, где у детей формируются знания о правилах дорожного движения и безопасного поведения на дороге в качестве пешехода, пассажира; идет знакомство с элементами дороги и пешеходным переходом, сопутствующими дорожными знаками. Расширяются знания о светофоре и значении его сигналов, формируются знания о видах транспорта, общественных остановках. Дети продолжают знакомиться с культурой поведения на улице и в транспорте.
Эти же задачи так же решаются в следующих образовательных областях:
1. Образовательная область «Познавательное развитие», познакомить детей:
- с понятием улица, ее основными частями (дорога - проезжая часть, обочина; тротуар, односторонним и двусторонним движением;
- с видами пешеходных переходов и дорожными знаками, обозначающими их, а также перекрестком и правилами его перехода;
- познакомить детей с понятием «светофор», уточнили, что обозначают цвета светофора и их последовательность (красный, желтый, зеленый);
- с видами транспорта (наземный, водный, воздушный) и транспортных средств различного назначения (общественный, специальный транспорт);
2. Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» - совместная деятельность воспитателя с детьми проходит по разным направлениям художественного творчества (лепка, аппликация, конструирование, рисование; разучивание стихов, загадок; знакомство с художественной, познавательной литературой по безопасности поведения на дороге, в транспорте, на улице);
3. Образовательная область «Речевое развитие» - развивается свободное общение в процессе освоения способов безопасного поведения, оказания самопомощи, помощи другому, правил поведения в стандартных опасных ситуациях;
4. Образовательная область «Физическое развитие» - развивает физические качества (силу, скорость, в том числе гибкость, выносливость, координацию); накопление и обогащение двигательного опыта у детей; формирует у детей потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании.
Данный проект ориентирован на удовлетворение потребностей:
личности ребенка: в приобретении знаний по правилам дорожного движения, навыков безопасного поведения в экстремальных ситуациях, в развитии познавательных процессов.
педагогов ДОУ: в более полном использовании педагогического потенциала для решения образовательных и воспитательных задач в обучении детей безопасному поведению и правилам дорожного движения.
родителей: в гармонизации, преемственности воспитательно-образовательного процесса, обеспечивающего безопасность детей.
Реализация цели и задач проекта строится на основных принципах дошкольного образования, прописанных в ФГОС:
1) полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста, обогащение (амплификация) детского развития;
2) построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования);
3) содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
4) поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
5) сотрудничество Организации с семьей;
6) приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
7) формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
8) возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
9) учет этнокультурной ситуации развития детей. [35, стр. 4]
Вид проекта :
по типу: информационно-практико-ориентированный;
по характеру содержания: включает ребенка и его семью;
по характеру участия ребенка в проекте : участник от зарождения идеи до получения результата;
по характеру контактов: осуществляется внутри одной возрастной группы;
по количеству участников: групповой (дети, родители, педагоги, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре);
по продолжительности: средней продолжительности (ноябрь – май).
Формы, методы и приемы работы с детьми.
1. Словесный: устное изложение (знакомство с новыми знаниями по теме, беседа («Опасные ситуации на улице и дороге», «Машины на нашей улице», «Для чего нужна дорога?», чтение художественных произведений, составление рассказов и сказок, отгадывание загадок, заучивание стихотворений.
2. Наглядный: презентация собственных материалов и интернет ресурсов (просмотр презентаций, просмотр обучающих мультфильмов «Дорожная азбука тетушки Совы», «Смешарики. Правила дорожного поведении); работа с иллюстрациями по теме, наблюдения за транспортом, за поведением людей на дорогах);
3. Практический: выполнение различных творческих работ по данной тематике (создание макета с элементами конструирования, оформление маршрутных листов «Моя дорога в детский сад», применение полученных знаний в сюжетно-ролевых играх.
Предполагаемые результаты:
осознанное отношение детей 6 – 7 лет к выполнению правил дорожного движения;
проявление дисциплинированности, выдержки, самостоятельности, осторожности в соблюдении правил поведения на улице, при переходе дороги;
выполнение правил культурного поведения на улице и в транспорте;
умение детей предвидеть возможную опасность, правильно реагировать на нее и выполнять действия в зависимости от ситуации.
знание правил безопасного поведения на улицах города.
умение заботиться о своем физическом здоровье и соблюдать правила безопасности жизнедеятельности;
способность действовать в экстремальных ситуациях в соответствии с усвоенными правилами на дороге.
Согласно ФГОС Дошкольного Образования части 3.1. пункта 8 – работа с семьями (законными представителями) должна учитывать современные подходы к взаимодействию педагога с родителями. Главная тенденция – это использование эффективных форм и методов. Поэтому мы используем следующие формы:
консультации
совместное создание предметно – пространственной развивающей образовательной среды
беседы,
папки-передвижки
Реализация проекта проходила по этапам :
1. Ценностно-ориентированный этап: мотивация детей к проектной деятельности, раскрытие значимости и актуальности темы, формулирование проблемы, введение детей в проблемную ситуацию.
2. Конструктивный этап: планирование объединения рабочих групп, поиск литературы, помощь в планировании этапов практической деятельности, стимулирование поисковой деятельности детей. Дошкольники включаются в проектную деятельность в составе групп или индивидуально, сбор материалов по теме.
3. Практический этап: осуществляется координация деятельности детей, консультирование по возникающим вопросам, стимулирование деятельности. Дети поэтапно реализуют содержание деятельности по решению проблемы.
4. Заключительный этап: педагог оказывает помощь в оформлении проекта, подводит детей к формулировке выводов по проблеме проекта. Оформляются результаты, продукт деятельности, формулируются выводы.
5. Презентационный этап включает подготовку экспертов, организацию проведения презентации. Проходит презентация проекта, защита его основных позиции.
6. Оценочно-рефлексивный этап предполагает стимулирование детей к самоанализу и самооценке. Происходит оценка деятельности по педагогической эффективности проекта, совместная с детьми экспертная оценка результативности осуществленной работы, самооценка детьми своего вклада в проект, собственной деятельности.
Рассмотрим деятельность участников проекта на каждом этапе.
Ценностно-ориентированный этап.
Цель: определить основные направления работы.
Задачи: разработать концептуальные подходы к вопросам формирования навыков обеспечения жизнедеятельности ребенка в детском саду.
На этом этапе перед детьми была поставлена проблема «Для чего необходимо знать правила дорожного движения?». Нам было нужно направить активность ребенка на осознание и осмысление актуальности темы, мотива деятельности, вхождение в проблемную ситуацию. Были сформулированы вопросы, на которые нужно найти ответы: «Где можно ходить по улице? Как выйти из сложной ситуации? Какие знаки дорожного движения нужно соблюдать?».
На родительском собрании были приведены статистические данные об участие детей в дорожно – транспортных происшествиях, результаты диагностирования. Совместно с родителями был намечен план работы в процессе проведения проекта.
Конструктивный этап.
Цель: составить перспективный план проекта, изучить методическую литературу, подобрать материал для работы с детьми.
Задачи: создать необходимые условия для формирования у детей навыка безопасного движения.
На данном этапе работы по проекту мы старались донести до детей важность данной проблемы: «Необходимо знать и выполнять правила дорожного движения». Совместно с родителями подбирался материал по Правилам дорожного движения.
* Подбор рисунков, фотографий о дорожных ситуациях.
* Подбор мультфильмов о правилах дорожного движения.
* Подбор художественной литературы по теме.
* Изготовление атрибутов для сюжетно-ролевых игр.
* Создание картотеки дидактических игр.
* Создание картотеки подвижных игр по теме.
Совместно с узкими специалистами составляется перспективный план работы.
Перспективный план работы
Сроки этапы Формы взаимодействия Содержание деятельности Ответственные
15 ноября – 15 декабря
Ценностно-ориентированный Педагог – дети
мониторинг педагог
15 декабря – 15 января Конструктивный Педагог – дети – родители- узкие специалисты Беседа «Правила дорожного движения»
Беседа «Дорожные знаки»
Обсуждение с родителями и узкими специалистами
вопросов связанными с реализацией проекта. Педагог
Узкие специалисты
15 января – 10 апреля Практический Педагог – дети – родители- узкие специалисты Создание уголков по ПДД
Проведение сюжетно – ролевых игр по ПДД
Экскурсия по ПДД к проезжей части
Наблюдение на прогулке за транспортом и пешеходами
Подвижные игры
Рассматривание иллюстраций
Цикл НОД по правилам дорожного движения
Чтение художественной литературы
Рисование «Путешествие в страну дорожных знаков», аппликация «Дорожные знаки», лепка «Светофор»
Дидактические игры «Светофор», «Дорожные знаки», «Дорожная азбука».
Информация в родительский уголок: папка передвижка «Азбука города»; «Консультация родителей по ПДД»;
Веселые старты
Родительское собрание
Педагог
Узкие специалисты
10 апреля – 20 апреля Заключительный Педагог – дети – родители Оформление выставки «Я – пешеход»
Проведение викторины по правилам дорожного движения
Анкетирование родителей
Педагог
20 апреля – 1 мая Презентационный Педагог – дети – родители - узкие специалисты Проведение развлечения «В стране Феи Дорожных знаков»
Презентация проекта «Я – пешеход»
Участие детей на город «полиция глазами детей»
Участие во всеросийскоом конкурсе «детского рисунка полицейский дядя Степа»
Педагог
Узкие специалисты
1 мая - 7 мая Оценочно-рефлексивный Педагог – дети – родители Совместное обсуждение результатов проекта. Отношение детей, родителей к проведенному проекту.
Педагог
В процессе этого этапа изучается методическая литература: К. Ю. Белая «Как обеспечить безопасность дошкольников»; Авдеева Н. Н., Стеркина Р. Б., Князева О. Л., «Безопасность»; Г. Д. Беляевскова Правила дорожного движения для детей 3-7 лет: занятия, целевые прогулки, утренники, экскурсии; Данилова, Т. И. Программа «Светофор» : обучение детей дошкольного возраста Правилам дорожного движения; Саулина, Т. Ф Три сигнала светофора. Ознакомление дошкольников с правилами дорожного движения и другие.
Практический этап.
Цель: провести мероприятия проекта по формированию навыка безопасного поведения детей на дороге.
Задачи: использовать активные формы организации детей.
На практическом этапе выполняли различные виды деятельности в соответствии с перспективным планом: играли в дидактические и подвижные игры по ПДД, решали и обыгрывали игровые ситуации, отгадывали загадки по теме, читали художественную литературу по теме, рассматривали плакаты по ПДД, наблюдали за транспортом.
Проводились беседы с целью уточнения и закрепления знаний детей о правилах поведения на улице, о ПДД, о различных видах транспортных средств. Поводили экскурсии и целевые прогулки, на которых дети наблюдали, как взаимодействуют пешеходы и транспорт. Составляли маршрутные листы «Моя дорога в детский сад». Для реализации поставленной цели и задач мы обратили особое внимание на организацию предметно-пространственной развивающей образовательной среды, соблюдая ее принципы в соответствии с ФГОС:
насыщенность среды (соответствие возрастным возможностям детей и содержанию Программы) - представлена в виде:
Игрушки и игровое оборудование: автобус, легковые и грузовые машины, куклы, коляски, конструктор. Светофор. Маски: «Пешеходный переход», «Осторожно дети!», рули. Макет дороги.
Наглядно – дидактические пособия: картинки с изображением общественно-городского транспорта. Картинки с изображением улицы, где показаны проезжая часть и тротуар. Картинки с изображением различных ситуаций: «Катание на велосипеде», «На санках», «Игра детей в мяч на дороге». Иллюстрации с изображением светофора, со знаками. Картинки с изображением всех частей машин.
Сюжетно-ролевые игры: «Шофер», «Поезд», «На дорогах города», «Правила движения», «Автомобили и светофор», «Пешеходы».
Дидактические игры: «Угадай на чем повезешь», «Правильно-неправильно», «Разрешено-запрещено», «Дорожное поле», лото «Транспорт», «Собери машину по частям».
трансформируемость (возможность изменений ППС в зависимости от образовательной ситуации) - например игровой центр по ПДД перестраивается в автомастерскую, парковку, гараж и др. ;
полифункциональность (возможность разнообразного использования) - при использовании данных пособий закрепляются знания о видах транспорта, частях дороги, видах пешеходных переходов, развиваются сенсорные эталоны (цвет, форма, величина, представление о пространственных изменениях, речевое развитие.
вариативность (разнообразие, периодическая сменяемость игрового материала) - например, повторяются правила поведения на дороге в разное время года, в разных погодных условиях, идет сравнение использования транспорта в различных ситуациях.
доступность (свободный доступ к игровым пособиям);
безопасность (соответствие требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования).
В рамках реализации проекта на практическом этапе родители объясняли детям, почему нельзя маленьким детям сидеть на переднем сиденье в машине, играть, баловаться во время движения.
Заключительный этап.
Цель: систематизировать методический материал и сопоставить результаты с задачами проекта.
Задачи: провести итоговое мероприятие.
На заключительном этапе проекта мы совместно с детьми, родителями и узкими специалистами оформляли продукт проекта.
Продукт проекта :
Протокол родительского собрания «Правила дорожного движения».
Наглядные пособия: игры, картотеки, атрибуты для проведения игр по отработке практических навыков.
Методическая и художественная литература.
Сценарии праздников, экскурсий, бесед, консультаций, конструктов по пропаганде ПДД
Детские рисунки по ПДД
Комплект плакатов по предупреждению дорожного травматизма.
Комплект плакатов «Правила дорожного движения»
Материал по работе с родителями.
Информационные стенды для родителей.
Макеты светофора, дорожных знаков, перекрестка
Уголки безопасности дорожного движения в группах.
CD диски по ПДД
Обсуждали с участниками проекта вопросы, возникшие на предыдущих этапах.
Оценочно-рефлексивный этап.
Цель: обобщение полученного опыта, подведение итогов.
Задачи: количественная и качественная обработка итогов работы.
На основе рефлексии проводилась корректировка проекта (учет замечаний педагогов, родителей, узких специалистов, товарищей по группе). Совместно с детьми продумывали следующее: как можно улучшить работу, что удалось, что не получилось, вклад каждого участника в работу. На этом этапе нами были сделаны выводы, что:
1. Дети познакомились со значениями слов: автодорога, шоссе, проезжая часть, тротуар, обочина, пешеходная дорожка, пешеход, пассажир, мостовая, пешеходный переход, перекресток, светофор…
2. Закрепили у детей представление о различных видах транспорта, о дорожных знаках, о движении транспорта.
3. Изготовили макеты дорожных знаков для самостоятельных игр, атрибуты для сюжетно-ролевых игр.
4. Активизировали знания родителей об особенностях обучения детей правилам безопасного поведения на улицах, в транспорте.
5. Сформировали готовность родителей к сотрудничеству с педагогами сада по проблемам развития у детей навыков безопасного поведения.
Предложенный проект – попытка показать на практике систему деятельности МДОУ по формированию навыка безопасного поведения на дороге у детей дошкольного возраста (6 – 7 лет) и воспитания у них привычек и поведения умелых и осторожных пешеходов.
Используемые в ходе работы ситуационные формы обучения, максимальное разнообразие приемов и средств, неформальность, творческий поиск педагогов и родителей, позволяют ребенку предвидеть опасные ситуации и правильно их оценивать, создавать модель поведения на дороге; привлекает родителей к осуществлению взаимодействия с дошкольным образовательным учреждением.
Работа в ходе реализации проекта может быть специально организованна, а также внедрена в обычные плановые формы работы.