Надежда Мишурова
Проект по патриотическому воспитанию «Мы — Инчане»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №26 «Звоночек» города Белово
«Мы Инчане»
проект
Белово 2015
Содержание
Паспорт проекта…. 3
1. Актуальность проекта и анализ исходного состояния проблемы…5
2. Новизна материала …. 5
3. Цели и задачи проекта …. 6
4. Краткое описание проекта по этапам …. 7
5. Ожидаемые результаты …8
6. Промежуточные результаты …. 8
Публикация «Проект по патриотическому воспитанию „Мы — Инчане“» размещена в разделах
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты, проектная деятельность
- Темочки
7. Целевые группы проекта …. 9
8. Объём и содержание работы ….9
9. Ресурсы проекта…. 12
10. Формы представления результатов проекта…12
Список литературы…13
Составили: Н. С. Мишурова, воспитатель
В данном проекте представлена система работы по установлению равноправного творческого взаимодействия педагогов, детей, родителей. Проект помогает формировать у детей первоначальное представление о родном посёлке, его истории, способствует расширению кругозора, развитию активности в познании окружающего мира. В структуру проекта входит : цели, задачи, содержание, формы и методы обеспечивающие воспитание интереса к истории родного посёлка. Проект может быть реализован в любом дошкольном учреждении в группе, подгруппе с привлечением родителей дошкольником.
Паспорт проекта
Любовь маленького ребёнка – дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке, с любви к своему дому, улице, на которой он живёт, детскому саду, посёлку.
«Как у маленького деревца поднявшегося
над землёй, заботливый садовник
укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь
растения на протяжении нескольких десятилетий,
так учитель должен заботиться о воспитании
у своих детей чувства безграничной любви к Родине»
В. А. Сухомлинский
Наименование проекта «Мы – Инчане»
Основные разработчики Заведующий, педагоги МБДОУ
Цели и задачи проекта Цель :
Развитие познавательной активности детей, повышение интереса к истории и культуре нашего посёлка, формирование чувства патриотизма.
Задачи:
1. Создать условия для развития познавательной инициативы дошкольника.
2. Познакомить детей с историей возникновения посёлка, Беловской ГРЭС.
3. Формирование толерантности, чувства уважения и симпатии к другим людям.
4. Воспитывать в детях чувство гордости и восхищения родным посёлком.
Сроки реализации проекта I Подготовительный этап. Сентябрь.
Определение темы, цели, задачи.
Изучение энциклопедической, педагогической, художественной литературы.
II Разработка проекта. Октябрь.
Составление плана деятельности.
Обсуждение плана с родителями.
Разработка конспектов занятий, бесед, наблюдений.
Подбор художественной литературы.
III Внедрение проекта. Ноябрь – декабрь.
Проведение занятий, бесед, чтение стихов о посёлке.
Посещение библиотеки. Рассказ библиотекаря об образовании посёлка.
Экскурсии: к Беловской ГРЭС, на аллею ветеранов, по улицам посёлка.
Организация игр, наблюдений, фотосъёмки.
Создание папки рисунков «Инской - глазами детей».
Воспоминание старожилов.
Изготовление макета «Центральная улица посёлка»
IV Итоговый. Декабрь.
1. игра – викторина «Мой посёлок – Инской»
2. Оформление фотоальбома.
3. Выставка рисунков «Инской глазами детей»
4. Защита проекта на педсовете.
Перечень основных мероприятий Разработка системы организационных мероприятий по использованию знаний о истории и культуре посёлка.
Разработка плана поэтапного развития проекта «Мы - Инчане»
Разработка конспектов занятий, экскурсий, подбор игр, наглядного материала, художественной и познавательной литературы.
Исполнители проекта основных мероприятий Педагоги, дети, родители, заведующий.
Ожидаемые конечные результаты реализации проекта В результате выполнения проекта будет достигнуто :
1. Обогащение детей знаниями о истории и культуре родного посёлка.
2. Воспитание любви к малой Родине.
3. Формирование толерантности, чувства уважения и симпатии к другим людям.
4. Развитие навыков поисково-исследовательской деятельности.
Целевые группы проекта Педагоги, родители, дети старшего дошкольного возраста
1. Актуальность проекта и анализ исходного состояния проблемы.
Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой Родине – месту, где родился человек. В настоящее время остро ощущается необходимость в возрождении и восстановлении духовности, формирования нравственной личности гражданина и патриота своей страны.
Потенциал дошкольного возраста, как период формирования личности уникален, и дело даже не в том, что именно в этом возрасте можно эффективно развивать возможности личности, а в том, что в более поздних периодах эти возможности утрачиваются и упущенное в дошкольном детстве наверстать в школе чаще всего не удаётся. А ведь именно от того, как ребёнок воспринимает окружающий его мир в детстве в большей степени зависят его школьные годы, а в дальнейшем жизненные успехи взрослого человека. Не имея достаточного количества знаний трудно сформировать у ребёнка уважительное отношение к малой Родине. Детские воспоминания самые яркие и волнительные. Чем больше ребёнок с детства будет знать о родных местах, тем больше и роднее будет становиться ему Родина
По результатам проведённой диагностики выявилось, что у детей низкий уровень знаний о посёлке, недостаточно развит интерес к познавательно – исследовательской деятельности. Для работы над темой был выбран метод проекта не случайно, так как он позволяет решать проблему не только развития творческих, познавательных способностей детей, но и создание единого пространства. Любой проект – продукт сотрудничества детей, воспитателей и родителей. Данный проект предполагает решение задач познавательного, творческого характера, экспериментальной деятельности, развития коммуникативных навыков общения.
2. Новизна материала.
Всё больше детских садов начинают внедрять у себя метод проектов. Это свидетельствует о том, что российские дошкольники легко осваивают наиболее современные традиции в области образовательных технологий.
Метод проектной деятельности мы используем в работе со старшими дошкольниками в нашем детском саду. Этот возрастной этап характеризуется устойчивым вниманием, наблюдательностью, способностью к началу анализа, самооценке, а также стремление к совместной деятельности. В проекте можно объединить содержание образования из различных областей знаний и применять их на практике. Кроме того открывается больше возможностей в организации совместной познавательно – поисковой деятельности дошкольников, педагогов, родителей. Реализация проекта осуществляется в игровой форме, включение детей в различные виды творческой деятельности, в непосредственном контакте с различными объектами социальной среды.
Проживая в посёлке Инском, мы не только не посещаем достопримечательности, но и мало знаем о них. В ходе реализации проекта дети получают знания о нашем посёлке. Не следует ждать от детей взрослых форм проявления любви к родному посёлку, но если в ходе реализации проекта дети приобретут знания об истории посёлка, достопримечательностях, будут знать имена тех, кто основал и прославил посёлок, начнут проявлять интерес к событиям поселковой жизни и отражать свои впечатления в продуктивной деятельности, то можно считать, что цель и задачи проекта выполнены.
Работа по реализации проекта позволяет каждому ребёнку принять участие, проявить инициативу, развивать воображение, творчество.
Обязательные составляющие проекта : детская самостоятельность (при поддержке взрослого, совместное творчество детей и взрослых, развитие коммуникативных способностей детей, познавательных и творческих навыков, применения полученных дошкольниками знаний на практике.
3. Цели и задачи проекта.
Проект «Мы – Инчане» адресован детям старшего дошкольного возраста, испытывающим потребности в новых знаниях и развитием интереса об окружающем и направлен на овладение положительными навыками партнёрских отношений со взрослыми и сверстниками.
Настоящий проект имеет цель : развитие познавательной активности детей, повышение интереса к истории и культуре родного посёлка, формирование чувства патриотизма.
К числу основных задач, решавшихся в ходе реализации проекта, относятся:
- познакомить детей с историей возникновения посёлка, Беловской ГРЭС.
- создать условия для развития познавательной инициативы дошкольника.
- формирование толерантности, чувства уважения и симпатии к другим людям.
- воспитание в детях чувства гордости и восхищения родным посёлком.
4. Краткое описание проекта по этапам.
1 этап. Подготовительный
Из беседы воспитателя с детьми о родном посёлке выяснилось, что у них не достаточно знаний об истории посёлка и возникновении Беловской ГРЭС. Стремление изменить эту ситуацию побудило педагогов к поиску средств решения данной проблемы, которая была реализована в познавательно – исследовательском проекте «Мы - Инчане».
Начиная работу по воспитанию любви к родному послку педагоги сами хорошо изучили историю посёлка и Беловской ГРЭС. Продумали что целесообразно показать и рассказать детям старшего дошкольного возраста. Отбор такого материала позволяет сформировать у ребёнка представления о том, чем славен родной посёлок. Изучение данного материала должно проводиться последовательно и систематически, что даёт формирование у дошкольников прочных знаний.
2 этап. Разработка проекта
Педагоги совместно с детьми, родителями составляют план работы над проектом, подбираются темы занятий, экскурсий, бесед, игр. Определяется тематика консультаций для родителей, подбирается художественная литература для чтения и рассказывая детям. Совместное посещение детей и родителей библиотеки, музея Беловской ГРЭС, знакомство с информацией на интернет – сайтах.
3 этап. Внедрение
Для успешной реализации проекта осуществить экскурсию в библиотеку за книгами: о посёлке, Беловской ГРЭС. Книги помогут узнать много интересного об истории строительства посёлка и Беловской ГРЭС. Организуются семейные походы в музей Беловской ГРЭС, к водохранилищу, на аллею ветеранов, на стадион, в парк «Приморский».
Полученные впечатления обсуждаются в беседах с детьми.
Для обогащения детей знаниями о людях прославивших посёлок, организовывались творческие вечера, на которых приглашали почётных работников Беловской ГРЭС, ветеранов труда, поэтов самородков.
Они доступно рассказывали о себе, посёлке, работе предприятия.
Популярными в нашем детском саду стали: конкурс чтецов, изготовления макетов: «Моя улица», «Беловская ГРЭС».
На занятиях по изодеятельности дети рисуют на темы: «Мой любимый посёлок», «Беловская ГРЭС», «Любимое место отдыха».
Регулярно оформляются выставки детских работ, на которых дети становятся экскурсаводами и рассказывают о истории и достопримечательностях своего посёлка.
В детском саду и дома с родителями дети сочиняют стихи, загадки, творческие рассказы, которые оформляются в брошюру «Словотворчество».
Данные мероприятия позволили создать атмосферу общности интересов детей и взрослых, заинтересованности в конечном результате проекта.
4 этап. Итоговый
Игра – викторина «Мой посёлок – Инской» с участием детей и родителей, доставила много радости как детям так и родителям.
Дошкольники проявили интерес к родному посёлку, приобщились к истории возникновения Беловской ГРЭС, научились открыто выражать свои мысли, чувства.
Проект разработан с приложениями, которые оформлены в брошюры, фотоальбом. Презентация проекта представлена на педагогическом часе и методическом объединении педагогов.
5. Ожидаемые результаты
В начале проекта предполагалось :
- развитие интереса к истории возникновения посёлка, Беловской ГРЭС.
- обогащение знаний детей о профессии энергетик.
- воспитание чувства гордости за свой посёлок, земляков.
- побуждать стремление учиться так, чтобы в дальнейшем прославить свой посёлок.
- формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы.
- проявление творчества в продуктивной деятельности.
- овладение положительными навыками партнёрских отношений со взрослыми и детьми.
6. Промежуточные результаты.
В процессе работы с детьми по расширению представлений о родном посёлке, мы столкнулись с тем, что дети испытывали дефицит знаний о родном посёлке. Провели исследование, анкетирование. Беседовали с детьми, наблюдали за их общением, игрой.
В результате успешной реализации проекта 84% детей стали проявлять интерес, задавать вопросы, предлагали сходить на экскурсию, использовали в играх полученные знания. У детей появилась потребность больше узнать о родном посёлке, улучшились навыки партнёрских отношений со взрослыми и сверстниками.
Реализация проекта позволила повысить компетентность педагогов, родителей, детей в вопросах истории возникновения посёлка, Беловской ГРЭС.
Данный проект способствует формированию не только познавательного интереса, но имеет социальное значение. Активность педагогов и родителей дала возможность сформировать высокий уровень мотивации, осознанную потребность детей в приобретении и усвоении знаний, умений, навыков, необходимых для творческо – поисковой деятельности, повышения интереса детей к истории посёлка, Беловской ГРЭС.
Каждый ребёнок участвовал в проекте с желанием, проявлял фантазию, воображение, чувствовал свою значимость и приобрёл уверенность в своих силах возможностях,знаниях
7. Целевые группы проекта.
Проект «Мы - Инчане» адресован детям старшего дошкольного возраста, испытывающим потребность в новых знаниях и развитии познавательной активности в процессе формирования представлений о истории и достопримечательностях родного посёлка.
Проект может быть реализован в любом дошкольном учреждении, полезен педагогам и родителям, которые стремятся привить детям любовь к малой Родине.
8. Объём и содержание работ.
Ноябрь
1 неделя.
1. Занятие «Моя родина – Инской».
Цель: Формировать любовь к родному посёлку и интерес к прошлому и настоящему; познакомить с историей названия посёлка. Воспитать чувство гордости за своих земляков.
2. Целевая прогулка по близлежащим улицам.
Цель: Познакомить детей с названиями улиц, какие предприятия находятся на улице, кто там работает.
3. Дидактическая игра «Красивые слова, тебе мой посёлок».
Цель: Развивать у детей сообразительность, умение подбирать нужные по смыслу слова.
4. Рисование «Улица моего посёлка»
Цель: Учить передавать в рисунке впечатления полученные на прогулке.
2 неделя.
1. Экскурсия в библиотеку.
Цель: Повышение интереса к литературе о родном посёлке, Беловской ГРЭС. Расширение кругозора детей.
2. Чтение литературы, рассматривание иллюстраций.
Цель: Развивать интерес к истории возникновения посёлка. Обогащать словарный запас детей, развивать речь, память.
3. Дидактическая игра «Узнай по описанию объект посёлка».
Цель: Закреплять знания детей о посёлке, воспитывать любовь к малой родине, желание больше узнавать о его достопримечательностях.
4. Чтение стихов местного поэта Виктора Яковлевича Устьянцева «Мой посёлок», «Я никак не могу не сказать».
Цель: Познакомить детей с жизнью и творчеством В. Я. Устьянцева.
3 неделя.
1. Занятие «Профессия энергетик»
Цель: Формировать представление детей о професссии энергетика.
2. Экскурсия на Беловскую ГРЭС (посещение музея)
Цель: Познакомить детей с историей создания Беловской ГРЭС, с людьми которые принимали участие в его строительстве. Воспитать чувство патриотизма и гордости за свой посёлок.
3. Рисование «Беловская ГРЭС»
Цель: Учить детей передавать в рисунке несложный сюжет, выделяя главное. Воспитывать интерес, чувство уважения к малой Родине.
4. Встреча с интересными людьми (почётными работниками, ветеранами труда)
Цель: Воспитывать у детей чувство гордости за своих земляков, эмоционально – ценностное отношение к родному краю.
4 неделя.
1. Занятие «Что мы знаем об электричестве».
Цель: Знакомить с электричеством, историей его открытия.
2. Просмотр видеофильма «Видеопрогулки по истории города»
Цель: Закрепить знания детей о посёлке, в котором живём, о городе к которому относится посёлок.
3. Дидактическая игра «Путешествие по посёлку»
Цель: Закрепление знаний о родном посёлке, кто в нём живёт, трудится.
Взаимодействие с семьё й: Экскурсия в библиотеку за книгами о посёлке, родном крае. Семейный поход в парк «Приморский»
Декабрь
1 неделя.
1. Развитие речи: Составление творческих рассказов «Как мы отдыхаем в парке «Приморский».
Цель: Учить составлять короткий рассказ из личного опыта, развивать речь детей, продолжать работу по обогащению словаря.
2. Рисование «Любимое место отдыха».
Цель: Учить детей передавать в рисунке впечатления от совместного отдыха с родителями.
3. Сюжетно – ролевая игра Юный энергетик».
Цель: Формировать представления дошкольников о том, что такое ГРЭС, что она производит. Совершенствовать и расширять игровые замыслы и умения детей на основе полученных знаний. Воспитание у детей положительного отношения к профессии энергетик.
2 неделя.
1. Экскурссия на аллею ветеранов.
Цель: Рассказать детям об истории открытия аллеи ветеранов в посёлке Инском. Воспитывать у детей гордость за свой народ и нашу Родину.
2. Встреча с интересными людьми «Воспоминание старожилов».
Цель: Продолжать знакомить детей с историческими событиями строительства посёлка, Беловской ГРЭС. Рассказать о людях с интересной судьбой, которые прославили своим трудом, мастерством малую родину.
3. Конструирование: создание макета «Посёлок Инской»
Цель: Учить моделированию улиц посёлка, развивать пространственное мышление, вызвать положительные эмоции в процессе коллективного труда.
4. Коллективный поход на конкурс художественной самодеятельности «Инские таланты».
Цель: Показать детям, как много талантливых людей живёт в нашем посёлке. Создать детям радостное настроение, развивать любознательность.
3 неделя.
1. Исследовательская деятельность. Опыты: понятие о электрических разрядах «Как увидеть молнию», «Почему лампочка светит», «Танцующая фольга».
Цель: Формирование у детей познавательного интереса к электричеству. Развивать наблюдательность, мыслительную деятельность. Учить детей делать умозаключения.
2. Оформление фотоальбома «Достопримечательности посёлка»
3. Дидактическая игра «Я экскурсовод».
Цель: Учить детей находить и называть памятные места посёлка, рассказывать о них.
4. Ручной труд: Изготовление подарков работникам Беловской ГРЭС к профессиональному празднику «День энергетика»
Цель: Учить придумывать содержание поздравительной открытки, осуществлять замысел, привлекая полученные ранее умения и навыки. Развивать чувство цвета, творческие способности ребёнка.
4 неделя.
1. Создание папки рисунков «Инской – глазами детей»
2. Дидактическая игра: «Интервью»
Цель: Совершенствовать инициативную речь дошкольников, активировать словарь, воспитывать уверенность в себе, любовь к родному посёлку, желание поделиться своими впечатлениями с другими.
3. Игра – викторина «Мой посёлок – Инской»
Цель: Закрепить знания детей о истории родного посёлка, Беловской ГРЭС. Учить рассказывать по иллюстрациям прошлое и настоящее посёлка. Воспитывать чувство гордости за людей, проживающих в родном посёлке. Создать детям радостное настроение.
Взаимодействие с семьё й: Выставка совместного творчества воспитателей, детей и родителей – макет «Мой посёлок»
9. Ресурсы проекта
Библиотечный фонд, интернет – сайт, конспекты занятий, развлечений, план работы по проекту, настольные игры.
10. Формы представления результатов проекта
Для успешной реализации проекта разработаны –
брошюры
конспекты занятий
художественное слово
фотоальбом
Список литературы
1. Алёшина,Н. В. Ознакомление дошкольников с окружающей и социальной действительностью 2001.- 246с.
2. Бондаренко, А. К. Дидактические игры в детском саду1991. – 160с.
3. Волчкова, В. Н., Степанова Н. В. конспекты занятий в старшей группе 2005.- 207с.
4. Дыбина, О. В. Неизвестное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников 2001
5. Заринова, А Элементарная поисковая деятельность в детском саду 1994
6. Кацюба, Д. В. История Кузбасса,пособие 1983.-192с.
7. Кондрыкинская,Л. А. С чего начинается Родина 2005.- 192с.
8. Махонёва, М. Д. Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста 2005.-70с.
9. Мицевич, И. А. (составитель) Беловская ГРЭС – 40 лет (историко-документальное издание) 2004. -176с.
10. Орлов, М. М. Беловская ГРЭС имени 50 –летия Великого октября 1969.
11. Рыжова, Н. Опыты (Обруч) 1998.
12. Сорокина, А. И. Дидактические игры в детском саду 1982. – 96с.
1. Зайцева, Е. П. Алтайский национальный костюм/ Е. П. Зайцева. - Горно-Алтайск: Горно-Алтайское отделение книжного издательства, 1990.-96с.
2. Князева, О. Л. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. [Текст] Учебно-методическое пособие/ О. Л. Князева, М. Д. Маханева. – СПб: Детство-Пресс, 1998.-304с.
3. Курпешко - Таннангашева, Н. Н. Телеут тилинин буквари [Текст] : [на телеутском языке]/ Н. Н. Курпешко-Таннангашева, Н. А. Кучегашева. – Кемерово: «Кузбасс», 2004.-125с.
4. Народная культура и традиции: занятия с детьми 3-7 лет [Текст]/ авт. -сост. В. Н. Косарева. - Волгоград: Учитель, 2013.-166с.
5. Народные сказки [Текст] : сказки для детей ст. дошк. возраста/ под ред. Т. А. Акимова. – Кемерово: «Примула», 2008. – 32с.
6. Песни села Челухоево [Текст]/ авт. -сост. В. И. Челухоев. – Белово: Отдел культуры, 1993. – 23с.
7. Рюмина, Л. Т. Телеутский язык в картинках. [Текст] Учебное пособие/ Л. Т. Рюмина, Е. Н. Тушманакова, М. Ф. Кочубеева. – Кемерово: «СКИФ», 2005. – 98с.
8. Тууган сос. Родное слово: книга для чтения на телеутском языке [Текст]/ М. Г. Токмашев, Л. Т. Рюмина-Сыркашева. – Кемерово: «СКИФ», 2007. – 156ю