Светлана Полякова
Проект по патриотическому воспитанию «Не гаснет памяти свеча!»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Не гаснет памяти свеча!»
В 2015 году наша страна будет отмечать важную и значимую дату отечественной истории – 70-летие Победы в Великой отечественной войне.
Для нашей страны эта дата наполнена особым смыслом. Это – священная память о погибших на полях сражений. Это – наша история, наша боль, наша надежда…
Чтобы наше подрастающее поколение всегда знала и помнила о подвигах наших дедов, прадедов (ветеранов, в нашем детском саду проводится работа по патриотическому воспитанию.
Публикация «Проект по патриотическому воспитанию „Не гаснет памяти свеча!“» размещена в разделах
- Акция «Свеча памяти» с детьми
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
Воспитание гражданина и патриота не может быть успешно решено без глубокого познания истории своего народа, его культуры.
В результате работы по патриотическому воспитанию у детей формируется любовь к Родине, одно из самых сильных чувств, без которого человек не может ощущать своих корней. Поэтому важно, чтобы ребенок уже в дошкольном возрасте почувствовал причастность к своей Родине, личную ответственность за родную землю и ее будущее.
Одним из основных средств нравственно-патриотического воспитания в ДОУ является метод проектов. Этот метод позволяет знакомить детей с историей Великой Отечественной войны, помогает рассказать детям о событиях давно минувших лет. О том, что война была освободительная, велась во имя мира, процветания и благополучия нашей Родины; воспитывать чувства гордости за наших защитников, любовь и уважение к ветеранам войны.
Он развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества; открывает большие возможности в организации совместной поисковой деятельности дошкольников, педагогов, родителей.
Информационная карта проекта.
Организация: Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №5 «Петрушка».
Адрес: Кемеровская обл., г. Таштагол, ул. Нестерова, 14
Разработчик: воспитатель С. Н. Полякова
Вид, тип проекта : долгосрочный, творческий
Участники проекта : дети, родители, воспитатели, музыкальный руководитель.
Цель:
- Познакомить детей с событиями Великой Отечественной войны. Объяснить, что значат термины: «Великая Отечественная», «Город-герой», «Боевая награда», «Салют Победы»;
- Формировать нравственно - патриотические чувства, основанных на ознакомлении с боевыми традициями нашего народа; воспитывать уважение к защитникам Родины на основе ярких впечатлений, конкретных исторических фактов, доступных детям и вызывающих у них сильные эмоции.
- Формировать мнения о недопустимости повторения войны.
Задачи:
• воспитывать нравственно-патриотические чувства, уважение и чувство благодарности к ветеранам и труженикам тыла;
• расширить знания о государственных праздниках и историческом наследии нашей страны;
• дать представление о значении победы нашего народа в Великой Отечественной войне;
• познакомить с историческими фактами военных лет, с боевыми наградами, с понятием «город-герой»;
• развивать познавательные способности детей в процессе практической деятельности, интеллект ребенка, формировать наглядно-образное мышление, творческие способности, самостоятельность, навыки взаимоотношений со взрослыми;
• способствовать развитию речи через выразительное чтение стихов, составление рассказов о ветеранах, событиях, изображенных на рисунках. Обогащать активный словарь новыми словами, поощрять пересказы детей, услышанных дома историй о близких, показывая их фотографии;
• проводить работу с родителями, привлекая их к патриотическому воспитанию в семье; использовать все виды пропаганды и наглядной агитации по данной теме.
• обеспечить атмосферу доброжелательности, комфортности в общении: родитель-родитель; родитель-педагог; родитель – ребенок;
• организовать деятельность детей, родителей, направленную на поиск материала по теме; творческую группу для создания итоговой презентации;
• вызвать эмоциональный отклик на результат своей деятельности.
Место проведения: МАДОУ дс№5 «Петрушка»
Сроки проведения: декабрь 2014 – май 2015г.
Возраст детей: 4-6 лет
Актуальность проблемы:
Дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом знаний о родном крае, стране, особенностях родных традиций, мало знают о подвиге родного народа в борьбе с фашизмом в годы Великой Отечественной войны. Конечно, это не проходит бесследно, в душе ребенка зарождается равнодушное отношение к близким людям, товарищам, наблюдается недостаток сочувствия и сострадания к чужому горю.
К сожалению, сегодня, в период смены общественных формаций нарушается преемственность поколений в воспитании детей, и прежде всего в передаче нравственного опыта, главных жизненных установок.
В преддверии празднования Дня Победы мы повели анкетирование родителей и блиц опрос с детьми по выявлению знаний и представлений о ВОВ, который показал, что дети почти ничего не знают о героях ВОВ, о причинах возникновения праздника Победы, а родители считают, что патриотическим воспитанием детей должны заниматься образовательные учреждения. Всё это подтверждает необходимость работы по ознакомлению детей с событиями Великой отечественной войн, героическими подвигами советского народа.
Таким образом, было принято решение разработать и реализовать проект : «Не гаснет памяти свеча».
В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образное мышление. Поэтому вся работа построена так, что бы вызвать у детей как можно больше эмоций и впечатлений, которые в итоге помогут лучше сформировать знания, лучше усвоить увиденный и услышанный материал.
Проект направлен на патриотическое воспитание детей среднего и старшего возраста. В процессе реализации проекта у дошкольников формируются чувства привязанности, верности, чувство собственного достоинства, гордости за свою Родину.
Ожидаемые результаты:
• понимание важности праздника – Дня Победы в жизни российского человека;
• повышение уровня духовно-нравственного и патриотического воспитания, социальной и гражданской ответственности;
• создание архива по данной теме, в который войдут публикации и альбомы:
- Рассказы детям о войне;
- Беседы с детьми о ВОВ;
- Картины о войне;
- Стихи и пословицы о войне и мире;
- Дети и война;
- Города-герои;
- Важные даты с кратким описанием событий;
- Великие полководцы России;
- Женщины на войне;
- Письма с фронта;
- Герои - земляки (книга об участниках ВОВ – близких и родных воспитанников. сотрудников ДОУ, земляков);
- Москва – столица нашей родины;
- Блокада Ленинграда;
- Фильмы и мультфильмы о войне (диск);
-Песни военных лет (диск);
- Альбом военной техники «Мощь нашей страны»;
- Сценарии праздников и досугов;
- Конспекты мероприятий;
- Презентации по теме.
• вовлечение родителей в педагогический процесс ДОУ, укрепление заинтересованности родителей в сотрудничестве с ДОУ;
• оформление выставки детского творчества ко Дню Победы;
• создание в ДОУ стенда о Великой Отечественной войне;
• праздник «Мы этой памяти верны».
План реализации
Первый этап – подготовительный
- Составление плана деятельности.
- Сотрудничество с родителями (анкетирование).
- Опрос детей по теме.
Подбор литературно-поэтических произведений, картин о войне.
Подбор музыкальных произведений: песен военных лет, музыки посвященной войне.
Подбор информации по теме: даты, события, люди.
Второй этап – основной, организационно-практический
декабрь Разработка проекта, просмотр публикаций на данную тему.
январь Работа с родителями Распределение на творческие подгруппы «Географы», «Историки», «Краеведы». Определение направления работы.
Подбор слайдов о войне.
Изготовление альбома с репродукциями о войне.
Подбор информации и оформление её в альбомы.
- Стихи и пословицы о войне и мире;
- Дети и война;
- Города-герои;
Консультация «Что и как рассказать детям о войне»
Работа с детьми НОД «Детям о ВОВ».
Чтение и обсуждение произведений о войне, выделение нравственных аспектов.
Беседы: «Почему война захватническая?» «Почему война называется Великой Отечественной?».
Рассматривание иллюстраций.
Просмотр слайдов о войне.
Изготовление рисунков на тему «Я рисую мир»
Индивидуальные беседы о войне.
Заучивание стихов, пословиц и песен о войне.
Сюжетно-ролевая игра «Наши защитники»
Работа с педагогами Предложить подготовленные материалы для проведения бесед в других группах;
принять участие в сборе информации, составлении бесед о войне.
февраль Работа с родителями Информация в родительском уголке о проделанной и предстоящей работе.
Музыкально- спортивный праздник с участием пап и дедушек «Военные учения».
Помощь в подготовке мероприятия, оформлении музыкального зала.
-Подбор видео и музыкального материала о ВОВ.
-Герои - земляки (страницы в альбом об участниках ВОВ – близких и родных воспитанников. сотрудников ДОУ, земляков);
- Важные даты с кратким описанием событий;
-Великие полководцы России;
- Москва – столица нашей родины;
- Блокада Ленинграда;
Оформление материала в брошюры.
Работа с детьми НОД «Битва за Москву»
НОД «Блокада Ленинграда»
Чтение и обсуждение произведений о войне
Рассматривание иллюстраций
Коллективная аппликация «Я б в военные пошел…»
Индивидуальные беседы о войне
Разучивание стихов, песен, пословиц о войне и мире
Изготовление поздравительной открытки для пап.
Сюжетно-ролевая игры «Моряки», «Военные»
Музыкально- спортивный праздник с участием пап и дедушек «Военные учения».
Работа с педагогами Предложить презентации для показа детям.
Дать задание готовиться к викторине.
Март Работа с родителями Информация в родительском уголке о проделанной и предстоящей работе.
Сбор информации об участии женщин в военных действиях и в тылу (женщины на войне);
Письма с фронта;
Женщины – партизанки.
Работа с детьми НОД «Женщины –защитницы Отечества»
НОД «Они сражались за Родину»
Сюжетно-ролевая игра «Санитарки»
Игровое задание «Расскажи о своей бабушке и прабабушке»
Работа с педагогами Выставка методических материалов ОД военной тематики.
апрель Работа с родителями Информация в родительском уголке о проделанной и предстоящей работе.
Игра-викторина между группами «Россия – Родина моя!» Изготовление атрибутов, эмблем. Помощь в оформлении музыкального зала
Создание альбома «Дети – герои ВОВ», брошюры «Рассказы о детях войны».
Изготовление альбома: «Награды Победы – ордена, медали, знамёна».
Работа с детьми НОД «Юные герои»
Открытое занятие «Салют победы»
Чтение художественной литературы, разучивание стихов, чтение пословиц.
Совместный просмотр фильма о войне, м\ф о войне.
Сюжетно-ролевая игра «Партизаны»
Конкурс чтецов «Хотят ли русские войны»
Работа с педагогами Участие в игре –викторине «Россия – Родина моя!»
май Работа с родителями Информация в родительском уголке о проделанной и предстоящей работе.
Музыкально тематический вечер «Мы этой памяти верны!»
Помощь в подготовке мероприятия, оформлении музыкального зала.
Разработка и представление семейной презентации «Горжусь своими предками!»
Работа с детьми НОД «День Победы»
НОД «Награды Победы – ордена, медали, знамёна»
Рассматривание альбома с наградами.
Музыкально-тематический праздник «Мы этой памяти верны».
Изготовление открыток ветеранам, цветов для возложения к памятнику.
Экскурсия к монументу.
Рассматривание портретов великих полководцев
Работа с педагогами Презентация проекта на педагогическом совете.
3 этап – заключительный
Выставка рисунков «Славный День Победы»
Выставка альбомов и брошюр, изготовленных в процессе реализации проекта.
Праздник ко Дню Победы «Мы этой памяти верны»
Презентация книги об участниках Великой отечественной войны.
Обобщение результатов работы, их анализ.
Распространение педагогического опыта:
- фото, видео материалы,наработки и другой материал будет предлагаться другим детским садам для обмена опытом и публиковаться на сайте детского сада.
Методическое обеспечение:
Ветохина А. Я. «Нравственно – патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Планирование и конспекты занятий. Методическое пособие для педагогов».
Е. Т. Чусовлянкина «От ступеньки дома до крыши вселенной – программа дополнительного образования патриотического воспитания старших дошкольников»