Пасько Ольга
Проект «Мы играем в поликлинику»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект
«Мы играем в «Поликлинику»
Автор проекта :
Пасько Ольга Александровна
воспитатель высшей квалификационной категории
«Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлении, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности…» В. А. Сухомлинский.
Срок реализации проекта : среднесрочный.
Публикация «Проект „Мы играем в поликлинику“» размещена в разделах
- Врач. Знакомство с профессией медицинских работников
- Игры для детей
- Проекты, проектная деятельность
- Профессия врач, поликлиника, больница. Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» февраль 2022
Вид проекта : практико-ориентированный.
Участники: дети 4-5 лет, педагоги, родители.
Актуальность
В жизни ребёнка дошкольного возраста игра занимает одно из ведущих мест. Игра для него – основной вид деятельности, форма организации жизни детей, средство всестороннего развития. Перед каждым воспитателем детского сада стоит задача – создать дружный организованный коллектив, научить детей играть.
Игра – ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте. В. Штерн говорил, что «игра показывает, к какой цели стремиться человек, к чему он готовится, чего ожидает. В игре угадываются направления его будущей жизни».
Сюжетно – ролевые игры позволяют развивать творческие способности детей, их фантазию и артистизм, учат вживаться в образ того или иного персонажа, играть определенную роль. Они имеют большое значение в социальной адаптации ребенка, реализации его возможностей в будущем. Проигрывая различные жизненные ситуации, дети учатся идти на компромисс, меньше ошибаться в людях, избегать конфликтных ситуациях, поддерживать дружелюбную атмосферу.
В сюжетно – ролевой игре успешно развиваются личность ребенка, его интеллект, воля, воображение и общительность. Но самое главное, эта деятельность порождает стремление к самореализации, самовыражению. Кроме того, игра является надежным диагностическим средством психического развития детей. Каков ребенок в игре, таким во многом он будет в работе», - говорил А. С. Макаренко.
Понаблюдав и проанализировав поведение детей в сюжетно-ролевой игре «Поликлиника» с точки зрения реализации игрового замысла, разнообразия игровых действий, ролевого диалога. обозначилась проблема:
детям трудно организовать игру «Поликлиника», осуществлять ролевые взаимодействия.
Обоснование проблемы:
• Недостаточность представлений у детей о деятельности врачей разных специальностей и о назначении различных кабинетов в поликлинике.
• Однообразные игровые действия, почти нет ролевого диалога.
• Недостаточно оснащена предметно-развивающая среда в группе.
• Недостаточность знаний детей и родителей о структуре сюжетно - ролевых игр и умение играть в них.
Чтобы расширить представлений у детей об окружающем, дать знания детям о работниках поликлиники и научить самостоятельно играть в сюжетно – ролевую игру был разработан проект : «Сюжетно-ролевая игра «Мы играем в «Поликлинику».
Значение проекта :
• Пополняется предметно-развивающая среда в группе.
• Обогащается игровой опыт детей знаниями и игровыми умениями.
• Формируется социальный опыт детей средствами игровой деятельности.
• Осваивается новая форма работы с детьми и родителями.
Цель проекта : Обогащение игрового опыта детей знаниями и игровыми умениями, которые позволят им в дальнейшем самостоятельно организовывать игру «Поликлиника»
Задачи для работы с детьми:
• Дать знания детям о профессиях людей работающих в поликлинике.
• Учить детей передавать в игре профессиональные действия врача. медсестры. правильно использовать атрибуты, вести ролевые диалоги. расширять и обогащать словарный запас.
• Развивать умение объединяться в игре, распределять роли (врач, медсестра, пациент. регистратор. аптекарь, выполнять игровые действия, поступать в соответствии с правилами и общим игровым замыслом.
• Воспитывать дружеские взаимоотношения
Задачи по сотрудничеству с родителями:
• Привлекать родителей к обогащению предметно-развивающей среды в группе.
• Заинтересовать родителей в развитии игровой деятельности детей, обеспечивающей успешную социализацию.
Задачи для педагога:
• Создать методическое обеспечение по проблеме проекта.
• Разработать содержание проектной деятельности по теме.
• Создать интерес у родителей к проблеме формирования игровой деятельности у детей.
• Обогатить предметно-развивающую среду по проблеме.
• Познакомить педагогов с опытом работы по проекту.
Ожидаемые результаты:
• Дети получат знания о труде медицинских работников;
дети научаться передавать в игре профессиональные действия врача (медсестры. регистратора и. т. д., правильно будут использовать атрибуты, предметы-заменители.
• Появиться активное речевое общение детей в процессе игровой деятельности, обогатиться словарный запас.
• Сформируются умения играть по собственному замыслу.
• Появиться умения слушать партнеров, соединять их замыслы со своими. -
• Повысится заинтересованность родителей в важности игровой деятельности в развитии детей, обеспечивающей успешную социализацию.
Родители получат необходимые теоретические знания по данной теме.
Содержание проектной деятельности
Мероприятия Задачи
I этап. Подготовительный
Наблюдение за сюжетно-ролевыми играми детей. Проанализировать поведение детей в сюжетно-ролевых играх с точки
зрения реализации игрового замысла, разнообразия игровых действий.
Подбор и приобретение методической литературы, наглядно-дидактических пособий, демонстрационного материала. Организовать совместную деятельность педагогов и родителей.
Разработка тем и содержания бесед, подбор художественной литературы по теме проекта, подбор иллюстративного материала: скорая помощь, правила поведения в поликлинике, сюжетные картинки, плакат. Расширение представлений об окружающем по теме «Поликлиника».
Обогатить жизненный опыт и впечатления детей.
Подбор, приобретение, изготовление обучающих дидактических игр, подбор сюжетно-ролевых игр-ситуаций. Обогатить игровой опыт детей.
Обновление игрового оборудования, обновление и изготовление атрибутов к сюжетно-ролевой игре “«Мы играем в «Поликлинику». Создать условия, адекватные уровню развития игровых умений детей и содержанию игровой деятельности.
Оформление родительского уголка. Размещение рекомендаций, статей по теме проекта Повысить родительскую компетенцию с точки зрения организации и развития детской игры.
Организация сюжетно-ролевой игры (игры, мероприятия в подготовку к игре)
Работа по обогащению жизненного опыта детей
Цель: создать основу для развития и обогащения содержания сюжетно-ролевой игры «Мы играем в «Поликлинику».
Беседы (приложение№1).
«Кто работает в поликлинике?»
Дать знания об особенностях работы врача. медсестры, регистратора.
«Скорая помощь,»
Формировать представления детей о труде врача «Скорой помощи»
«Запомните, детки, таблетки - не конфетки». Уточнить представления детей о лекарственных средствах, объяснить опасность, которая может от них исходить.
Рассматривание сюжетных картинок, «Больница», «На приеме у врача», плаката: «Строение тела человека». (приложение№4). Расширять знания об окружающем, развивать интерес и уважение к профессии врача
Подготовка медицинских инструментов для с/р игры, оборудования для аптеки, изготовление регистрационного окна, .картотеки с/р игр и ситуаций. (с разными сюжетами).,с привлечением родителей (халаты, шапочки). (приложение№2).
Пополнить игровую зону.
Изготовление совместно с воспитанниками медицинских карт пациентов, талонов на прием к врачу, таблеток (приложение№2) Побуждать детей самостоятельно создавать
недостающие для игры предметы, оборудование
Экскурсия в медицинский кабинет ДОУ. Эпизодическая беседа о том, что делает медсестра, врач, какими предметами пользуется.
(приложение№2) Наблюдение за работой медсестры, врача (прослушивает фонендоскопом, смотрит горло, задает вопросы).
Просмотр презентаций:«Врач и машина скоро помощи».» «Мы на приёме врача окулиста».»Фиксики -Термометр» (приложение№3). Ознакомление с окружающим миром. Дать знания об особенностях работы врача на скорой помощи, врача- окулиста. Вызывать у ребенка живой интерес к теме проекта.
Чтение литературных произведений Б. Берестов «Больная кукла»,, Э. Успенский «Играли в больницу»,. Слушание сказки К. Чуковского «Доктор Айболит» В. Сутеев «Про бегемота, который боялся прививок». Развивать интерес к художественной литературе, пополнить литературный багаж, обогатить жизненный опыт детей.
Работа по обогащению игрового опыта детей
Цель: развивать умения детей переводить жизненный опыт в условный план игры
Дидактические игры (приложение№3)
«Что нужно доктору?
«Узнай на ощупь» Упражнять в названии и назначении медицинских инструментов
Игра с мячом «Зачем нужен градусник?» и. т. д. Упражнять называть действия.
«Кому что нужно?»
Учить детей соотносить орудия труда с профессией людей; называть соответствующие профессии, предметы и их назначение.
«Разрезные картинки» Развивать логическое мышление.
Речевая игра (с мячом) «Кто больше назовёт действий» Учить детей соотносить действия людей с их профессией.
Подвижная игра «Что умеем, мы не скажем, что умеем, мы покажем». Учить детей показывать действие, характерное для профессий с/р игры»Поликлиника».
«Лицо».»Пальцы гуляют».»Покажи быстро».»С добрым утром». Развивать мелкую моторику, координацию движений пальцев рук.
Строительно-конструктивная игра
»Постройка ветеринарной больницы»
Учить создавать простейшие модели реальных объектов, отражать в обыгрывании постройки полученные знания и впечатления.
Игровые- ситуации
«В регистратуре»
(приложение№4).
«В процедурном кабинете»
«У врача-окулиста «
(приложение№5).
«Капризный Зайка» Создать игровую ситуацию. Развивать умение взаимодействовать и ладить друг с другом в непродолжительной совместной игре. Формировать у детей умения принимать на себя роль и выполнять соответствующие игровые действия, использовать во время игры медицинские инструменты и называть их; способствовать возникновению ролевого диалога, вызвать сочувствие к заболевшим игрушкам. Формировать у детей навыки культурного поведения в общественных местах в поликлинике (у регистратуры, у кабинета врача).
Активизирующее общение педагога с детьми в процессе игры
Побуждение детей к ролевым высказываниям:
“Кто хочет быть врачом окулистом?”
“Что делает регистратор?”
»Что делает медсестра в процедурном кабинете?» и. т. д.
Обращения по ходу игры употребляя вежливые слова и фразы: “здравствуйте”, на что вы жалуетесь“выздоравливайте ”, “возьмите, пожалуйста”, “ждем вас снова”, У вас есть рецепт?» и. т. д.
” Побуждать детей правильно называть себя в игровой роли:
“Я – врач окулист”, “Я -аптекарь ”,
“Я - пациент”
“Я ”, Лечу,
“Я осматриваю, выписываю (рецепт, и т. п. Способствовать развитию самостоятельной игры детей, поиску новых игровых задач и способов их решения.
Побуждать отвечать на вопросы воспитателя об игре, игровой роли, выполняемых действиях.
Учить вести диалог (врач-медсестра, врач – пациент,аптекарь-покупатель).
Продолжать работать над активизацией словаря детей
Побуждать называть игровые действия:
Взаимодействие с родителями
Рекомендации родителям о проведении с детьми целевых экскурсий в аптеку. Обогатить жизненный опыт и впечатления детей в ходе экскурсий с родителями и бесед об увиденном.
Консультации для родителей
Темы: “Играйте вместе с детьми! «Значение сюжетно-ролевой игры в дошкольном возрасте».” Показать актуальность развития игровой деятельности для умственного развития детей вследствие ее привлекательности для дошкольников
II этап. Основной (практический)
I Создание игровой ситуации:
«Кукла Катя заболела пришла к ребятам и попросил помочь ей». (приложение №4)
Сюжетно – ролевые игры:
Врач и медсестра» (приложение№5).
«Аптека» (приложение№6) Учить отвечать на вопросы, принимать решение вместе с педагогом: «детская» цель» помочь Кате поиграть в больницу. Выбрать необходимые атрибуты, объединять отдельные действия в единую сюжетную линию.
Формировать у детей умения принимать на себя роль и выполнять соответствующие игровые действия, соблюдать их последовательность.
Способствовать возникновению ролевого диалога. Продолжать учить пользоваться атрибутами, ввести заменители.
III этап. Заключительный (выход проекта)
Развёрнутая сюжетно ролевая игра «Мы играем в «Поликлинику»(приложение№7)
Презентация проекта.
Оценить эффективность реализации проекта.
Результаты реализации проекта :
У детей:
• обогатился жизненный опыт, расширились представления об окружающем мире; обогатился игровой опыт, в том числе, через совместные игры со взрослыми;
• дети стали чаще использовать сюжетно-ролевую игру «Поликлиника» и с большим интересом и успехом играть в нее, объединять в единый сюжет с разными играми;
• обогатились игровые действия, игровое взаимодействие со взрослыми и сверстниками;
• обогатился эмоциональный опыт в процессе совместных игр со сверстниками;
• обогатился ролевой словарь детей, повысилась речевая активность;
• взаимодействие детей в игре стало более длительное;
• игра стала самостоятельной деятельностью.
У родителей:
• родители стали более внимательными к играм детей и активнее в жизни группы.
У воспитателя: -
• повысилась профессиональная компетенция, умение использовать комплексный метод педагогической поддержки сюжетно-ролевых игр, способствующий развитию самодеятельных игр детей.
Ценность проекта :
• работа над проектом помогла детям узнать о профессиях людей. которые работают в поликлинике. появилось чувство уважения и благодарность к их труду;
• дети научились объединять отдельные игровые ситуации в единую сюжетную линию;
• пополнился активный словарь детей специфическими терминами и названиями;
• родители были привлечены к образовательному процессу в группе.
Литература
Примерная основная программа дошкольного образования/ под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комарова, М. А. Васильевой. «От рождения до школы». М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2001. Деркунская В. А. Воспитываем, обучаем, развиваем дошкольников в игре. – М. : Педагогическое общество в России. 2006. Михайленко Н. Я., Корткова Н. А. организация сюжетной игры в детском саду. – М., 2000. Недоспасова В. А. Растем играя. – М. : Просвещение, 2002.)
Н. А. Короткова. Организация сюжетной игры в детском саду. Пособие для воспитателей. – М. : Издательство «ГНОМ и Д»,2001.