Елeна Пуртова
Проект «Мы — часть России»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное автономное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 19 комбинированного вида»
Социально-образовательный проект
«Мы - часть России»
(для детей 7-го года жизни)
Разработчики:
Пуртова Елена Николаевна, воспитатель,
Кистер Кристина Николаевна, воспитатель.
Краснотурьинск 2019 год
Содержание
Пояснительная записка 3
Реализация проекта 5
Подготовительный этап проекта 6
Основной этап проекта (практический) 11
Публикация «Проект „Мы — часть России“» размещена в разделах
- Моя Родина Россия
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты
- Родина, Россия. Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» февраль 2019
Заключение по проекту 16
Список литература 17
Приложени 1
Образовательная область «Социально – коммуникативное воспитание»
18
Приложени 2
Образовательная область «Познавательное развитие»
33
Приложени 3
Образовательная область «Художественно эстетическое воспитание»
35
Приложени 4
Образовательная область «Музыкальная деятельность»
41
Приложени 5
Образовательная область «Физическое развитие»
44
Приложени 6
«Подвижные игры народов Урала»
46
Приложени 7
Папка № 1 видео «Театрализованная деятельность»
Приложени 8
Папка № 2 Презентация «Наши крылатые соседи»
Пояснительная записка
В современной системе образования все чаще используется интегрированный подход, при котором ребенок получает единое комплексное обучение с детского сада и до окончания школы.
Детство – это каждодневное открытие мира. Нужно, чтобы это открытие стало, прежде всего, познанием человека и отечества, чтобы в детский ум и сердце входила красота настоящего человека, величие и ни с чем не сравнимая красота Отечества.
Понятие патриотизма многообразно по своему содержанию – это и уважение к культуре своей страны, и ощущение неразрывности с окружающим миром, и гордость за свой народ и свою Родину.
Патриотизм - любовь к Родине, преданность ей, ответственность и гордость за нее, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать ее богатства- начинает формироваться уже в дошкольном возрасте. Невозможно воспитать чувство собственного достоинства, уверенность в себе, а следовательно, полноценную личность, без уважения к истории и культуре своего Отечества, к его государственной символике. / «Концепция патриотического воспитания граждан РФ»/
Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили и берегли ее наши предки, наши отцы и деды. Нет сомнения в том, что уже в детском саду в результате целенаправленной воспитательной, систематической работы у детей могут быть сформированы элементы гражданственности и патриотизма.
Дошкольный возраст, по утверждению психологов – лучший период для формирования любви к малой родине.
Наряду с сохранением и укреплением здоровья детей одной из задач коллектива детского сада является воспитание нравственных качеств маленького человека, а патриотическое воспитание - часть нравственного воспитания.
О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отечеству, наследию, воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.
Реализация проекта
Актуальность проекта : патриотическое воспитание является актуальной проблемой воспитания подрастающего поколения. Ребёнок не рождается патриотом, он им становится.
Цель проекта
Воспитание нравственно-патриотических качеств детей старшего дошкольного возраста, развитие интереса к истории и культуре России
Задачи проекта
1. Воспитывать интерес к истории своей Родины
Расширять представление о национальной культуре русского народа, знакомить детей с русскими народными сказками, народным прикладным искусством
Закреплять знания о праздниках России, о русских народных праздниках
Расширять знания о малой родине
2. Прививать интерес к традициям семьи, уважение к старшим
Расширять предметно-развивающую среду
3. Воспитывать интерес к чтению художественной литературы
Воспитывать активную жизненную позицию
4. Расширять словарный запас
Название проекта : «Мы часть России»
Авторы проекта : воспитатели подготовительной группы: Пуртова Елена Николаевна, Кистер Кристина Николаевна, МБ ДОУ № 19 города Краснотурьинска, Свердловской области.
Участники проекта : воспитатели, дети 6-7 лет, родители воспитанников.
Тип проекта : социально-образовательный.
Продолжительность проекта : краткосрочный (с 1декабря 2018г. по 31 января 2019г.)
Социально – образовательный проект включает в себя три этапа:
1. Подготовительный;
2. Основной (практический);
3. Заключительный.
1. Этап проекта (основные шаги по реализации проекта)
Постановка целей и задач, планирование по проекту, подбор методического инструментария, консультации для родителей, памятки, проведение совместных мероприятий с родителями.
В рамках проекта намечены следующие мероприятия:
Образовательные области Формы работы
Социально - коммуникативное Рассматривание картин, иллюстраций по теме: «Народные промыслы».
Беседа об истории русского народа.
Совместная деятельность педагога с детьми:
Беседа: «Народная праздничная одежда»
Углубить представление о русской наряде.
Обратить внимание детей на то, как выглядит тот или иной орнамент на сарафане. Цель: Учить детей, отражать свои впечатления в речи и рисовании.
Беседа «Как строили дом на Руси» Формировать представления о строении избы (о частях русского дома, о процессе строительства).
Беседа об обычаях и традициях русского народа
Разучивание частушек, пословиц, поговорок, потешек, танцев, песен, русских народных игр.
Беседа о русской матрешке. Рассказать ребятам о рождении русской матрёшки. Донести ясное представление о символическом значении этой игрушки,. Наглядно показать разнообразие и богатство декоративного решения образа матрёшки в зависимости от характера художественного народного промысла
Составление рассказов по сюжетным картинкам.
Ознакомление с художественной литературой • Чтение и обсуждение стихов, рассказов и сказок Мамина – Сибиряка «Емеля-охотник», «Постойко», «Приемыш», «Серая Шейка», «В глуши», «Вертел», «Старый воробей», «Богач и Еремка», «Волки», «Лесная сказка», «Сказка про царя Гороха».
• Полная хрестоматия для дошкольников с методическими подсказками для педагогов и родителей: знакомство с произведениями малых форм народного фольклора (песенки, считалки, загадки, стихи, потешки и т. д.).
Бажов П. П. Сказы: «Серебряное копытце», «Огневушка-Поскакушка», «Голубая змейка», «Малахитовая шкатулка».
Чтение сказки «Николин день», «Наум - наведи меня на ум», «Рождественский подарок», «Детская слеза для Бога близка».
Художественное творчество Беседа о дымковской игрушке.
Знакомство детей с народными художественными промыслами. Способствовать закреплению знаний о народных промыслах: дымковской игрушке. Закреплять знания детей о характерных особенностях росписи дымковской игрушки.
Создавать узоры по собственному замыслу, используя разнообразные приемы работы кистью в изображении знакомых элементов (всей кистью, концом, прикладыванием или примакиванием, приемом тычка).
Лепка из соленого теста дымковской игрушки – «Птичка».
Изодеятельность: «Украшение узором игрушки-матрёшки».
Рисование по схемам, по наглядному образцу,
Использовали пластилинографию: «Сударушка»
Познавательная деятельность Использование блоков Дьенеша для украшения матрёшки, использование палочек Кюизенера для украшения полотенца (по образцу,составление и решение задач с использованием раздаточного материала «Матрёшка».
Театрализованная деятельность Сюжетно-ролевые игры: «Семья», «Дом», «Дочки-матери». Цель: Формирование умения пользоваться предметами быта, посудой, одеждой, «разворачивать» сюжет, объединяться в игре. Прививать любовь к русскому народному фольклору; учить отгадывать загадки, говорить скороговорки, потешки, играть в народные игры.
Сюжетно – ролевая игра: «Встречаем гостей»
Игры - драматизации: «Теремок», «Заюшкина избушка».
Обыгрывание песни «Где был Иванушка?»,
танец: «Кадриль»,
Пальчиковая игра: «Сорока - белобока», «Птичьи разговоры» (видео)
Театрализованная постановка «Колобок» с использованием кукол «Би – ба – бо» (видео)
Цель: Организовать реализацию данных задач, через все виды детской деятельности, направленных на формирование в детях творческого начала и личности ребенка.
Задачи:Создать условия для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности (поощрять исполнительское творчество, развивать способность, свободно и раскрепощено держаться при выступлении, побуждать к импровизации средствами мимики, выразительных движений, интонации и т. д.).Приобщать детей к театральной культуре (знакомить с устройством театра, театральными жанрами, с разными видами кукольных театров).Обеспечить условия для взаимосвязи театрализованной с другими видами деятельности в едином педагогическом процессе.
Игровая деятельность -подвижные игры
Подвижные игры народов Урала: «У медведя во бору», «Стадо», «Пчёлка и ласточка», «Мяч по кругу», «Салки», «Невод», «Заяц без дома», «Гуси - лебеди», «Птицелов», «Заря - зарница», «Жмурки», «Филин и пташки», «Палочка - выручалочка», «Почта», «Коршун», «Гуси», «Большой мяч», «Волк».
Эстафета: «Русские забавы» на улице - (попади в чашу из снега валенком, кто дальше кинет валенок, катание на лопате и на сонях, собери цепочку, «воротики»).
Хороводные игры:
«Зайка шел», «Гори, гори ясно», «Мишка», «Горошина», «Сидел ворон на дубу» и т. д.
Художественно – эстетическое воспитание (музыкальная деятельность совместно с музыкальным руководителем) Прослушивание русской народной музыки, знакомство с русскими народными инструментами (балалайка, домбра, ложки, трещотка, гармонь, свистулька и т. д., игра на музыкальных инструментах. Разучивание русских народных песен: «Во поле берёза стояла», «Ой вставала я ранёшенько», «Ах, вы, сени, мои сени», «Во кузнице», Разучивание танцев с элементами русской плясовой: «Кадриль», «Коробейники», «Ковырялочка», игра «Плетень», «Ручеёк» и т. д.
Познавательно - исследовательская Проявление интереса и заинтересованности детей совместно с родителями к заботе о птицах, желании им помогать в зимний период.
Наблюдение за зимующими птицами на прогулке: «Юные следопыты».
Конструирование: пальчиковый театр «Птицы Урала».
Работа с родителями: акция «С каждого по зернышку – сбор корма для птиц».
Презентация «Наши крылатые соседи»
Взаимодействие с родителями в рамках проекта :
Приобретение необходимого инвентаря для реализации проекта.
Вовлечение родителей в совместную творческую деятельность, создавая единое образовательное пространство «Семья – детский сад»
Проведение совместного мероприятия - занятия по изготовлению куколки «Крупенички»
Помощь в пошиве русского народного костюма для детей.
Описание предметно - развивающей среды группы
Создание картотеки: «Стихи о России», «Стихи об Урале», «Стихи о народном прикладном искусстве», «Русские народные игры», «Пословицы и поговорки»; Фотоальбомы: «Мой посёлок», «Кремль», «Боевая техника России», «Ах как хорошо в садике живётся», «Перелётные птицы России», «Бабочки России», «Русский народный костюм», «Костюмы народов России».
Коллекции: монет, полезных ископаемых, каслинское литьё, изделия из мрамора, русская матрёшка, создание мини – музея к группе.
Макеты: «Русская изба»
Выставки детских работ: «Корзиночка», «Матрёшка», «Дымковская игрушка».
Ожидаемый результат
Для детей:
Дети испытывают гордость за свою страну, интересуются историей Родины.
Знают традиции родного народа, символику России, историю малой родины.
У детей более глубокие знания о России, Урале.
Для родителей:
Родители стали понимать важность воспитания патриотических качеств в дошкольном возрасте
Для педагогов:
Повышение уровня педагогического мастерства
Формы работы с детьми
•Непрерывно образовательная деятельность
•Экскурсии в краеведческий музей города Краснотурьинска
(рассматривание предметов старины, костюмов народов Урала, посещение библиотеки (знакомство с творчеством Бажова)
•Праздники
•Чтение художественной литературы
•Беседы
•Игры (подвижные, дидактические, сюжетно-ролевые, пальчиковые)
•Художественное творчество
•Наблюдение, прогулки
•Мультимедийные презентации
Работа с родителями
•Консультации
•Совместная работа с детьми
•Помощь в подготовке праздников и развлечений
2. Этап проекта (основной - практический)
Месяц /
Неделя Виды деятельности
и краткое содержание Работа с родителями
Декабрь 1 неделя
«Наши крылатые соседи» Коммуникативная деятельность.
• «Беседа о птицах». Чтение и обсуждение о каждой зимующей птице
• Составление описательных рассказов о зимующих птицах.
Познавательно - исследовательская деятельность.
• «Юные следопыты». Наблюдение за зимующими птицами на прогулке.
Игровая деятельность.
• Дидактические игры: «Чем угостишь?», «Один - много», «Назови ласково», «Счёт птиц». Пальчиковые игры: «Снегири», «Воробей», «Летела сорока».
• Сюжетно-ролевые игры: «Где обедал воробей?»
• Игры и упражнения с наглядным материалом: «Накормим птиц.
Двигательная деятельность.
• Подвижные игры: «Снегири», «Воробушки и кот».
Изобразительная деятельность.
• Рисование: «Зимующие птицы»
Ознакомление с художественной литературой
• Чтение рассказов и сказок: В. Бианки «Птичьи разговоры», «Холодно в лесу, холодно»,«Кто сыт, тому холод не страшен», «Синичкин календарь», «Чей нос лучше?», «Кто чем поет?» Изготовление родителями вместе с детьми кормушек для птиц
Рекомендации на совместные прогулки (наблюдение за птицами, обсудить внешний вид, окраску, почему не улетели; рассказать, где живут и чем питаются; вместе покормить птиц).
Акция «С каждого по зернышку – сбор корма для птиц».
Совместная деятельность с детьми по изготовлению пальчикового театра
Декабрь 2 неделя
«Народные промыслы» Коммуникативная деятельность
• Рассматривание картин, иллюстраций по теме: «Народные промыслы».
• Беседа об истории русского народа.
• Беседа: «Народная праздничная одежда»
• Углубить представление о русской наряде.
Обратить внимание детей на то, как выглядит тот или иной орнамент на сарафане. Цель: Учить детей, отражать свои впечатления в речи и рисовании.
Познавательно - исследовательская деятельность
• Беседа «Как строили дом на Руси» Формировать представления о строении избы (о частях русского дома, о процессе строительства).
• Беседа об обычаях и традициях русского народа
Изобразительная деятельность
• Рисование русской избы, прорисовывая брёвна, ставни, забор.
Ознакомление с художественной литературой
• Чтение сказок Мамина – Сибиряка: «Емеля-охотник», «Постойко», «Приемыш», «Серая Шейка»
Игровая деятельность
• Сюжетно-ролевые игры: «Семья», «Дом», «Дочки-матери». Цель: Формирование умения пользоваться предметами быта, посудой, одеждой, «разворачивать» сюжет, объединяться в игре.
Двигательная деятельность
• «У медведя во бору», «Стадо», «Пчёлка и ласточка»
Декабрь 3 неделя
«Фольклор» Коммуникативная деятельность
• Разучивание частушек, пословиц, поговорок, потешек, танцев, песен, русских народных игр.
• Беседа – рассказы детей «Какой из народных праздников тебе нравится больше и почему?»
Лепка
• Лепка из солёного теста «Дымковская игрушка» - птица
• Декоративное рисование по мотивам хохломской росписи «Праздничная посуда»
Ознакомление с художественной литературой
• Мамин – Сибиряк: «В глуши», «Вертел», «Старый воробей», «Богач и Еремка», «Волки»
Игровая деятельность
• Сюжетно – ролевая игра: «Встречаем гостей»
• Игры - драматизации: «Теремок», «Заюшкина избушка».
• Обыгрывание песни «Где был Иванушка?»
Двигательная деятельность
«Лисичка и курочки», «Продаём горшки», «займи место» Консультация для родителей «Как легче учить стихи» с помощью мнемотаблиц и жестов.
Декабрь 4
Неделя
«Русская матрёшка» Коммуникативная деятельность
• Беседа о русской матрешке. Рассказать ребятам о рождении русской матрёшки. Донести ясное представление о символическом значении этой игрушки.
Познавательная деятельность (ФЭМП)
• Использование палочек Кюизенера для украшения полотенца (по образцу,составление и решение задач с использованием раздаточного материала «Матрёшка».
Изобразительная деятельность
• «Украшение узором игрушки-матрёшки».
Ознакомление с художественной
Литературой
• Мамин – Сибиряк: «Лесная сказка», «Сказка про царя Гороха»
Игровая деятельность
• Сюжетно – ролевая игра: «Встречаем гостей»
• Игры - драматизации: «Теремок», «Заюшкина избушка».
• Обыгрывание песни «Где был Иванушка?»
Двигательная деятельность
• «Хлопушки», «Перехватчики», «Ищи» Приглашение родителей на новогодний праздник, привлечение родителей к участию в новогоднем спектакле для исполнения роли Бабы Яги, Снегурочки и Деда Мороза.
Январь
1 неделя Каникулы
Январь
2 неделя
«Зимние забавы» Коммуникативная деятельность
• Составление рассказов по сюжетным картинкам «Зимние забавы»
• Д/игра «Угадай русскую народную сказку»
Познавательно - исследовательская деятельность
• Познакомить детей с происхождением обрядовых кукол и изготовление куколки «Крупеничка»
Изобразительная деятельность
• Раскрашивание раскрасок по образцу «Народная праздничная одежда»
Ознакомление с художественной литературой
• Знакомство с народным фольклором: песенки – потешки, заучивание закличек, считалок.
• Чтение сказок: «Рождественский подарок», «Детская слеза для Бога близка».
Игровая деятельность
• Театрализованная постановка «Колобок» с использованием кукол «Би – ба – бо» (видео)
Двигательная деятельность
• Подвижная игра «Что умеем, мы не скажем, что умеем, мы покажем», «Скок - перескок», «Липкие пеньки» Проведение совместного мероприяьтия по изготовлению куклы «Крупеничка»
Январь
3 неделя
«Зимние приметы» Коммуникативная деятельность
• Беседа о народных приметах зимы в январе
• Д/ игра: «Какой, какая?» тренировать детей в образовании относительных прилагательных
Познавательная деятельность (ФЭМП)
• Использование блоков Дьенеша для украшения матрёшки
• Д/ игра: «Много» (упражнять в счете и отсчете предметов в пределах 20 по образцу и на слух)
Лепка, аппликация
• Корзинка, «Украсим коврик» - путём переплетения полосок из цветной бумаги.
Игровая деятельность
• Д/игра «Выбери картинку» среди различных сюжетных картинок выбрать те, которые относятся к празднованию Масленицы
Хороводные игры:
• «Зайка шел», «Гори, гори ясно», «Мишка», «Горошина», «Сидел ворон на дубу»
Ознакомление с художественной литературой
• Изучение творчества П. П. Бажова: «Серебряное копытце», «Огневушка- Поскакушка»
Двигательная деятельность
• «Метание снежков в цель»
• Подвижная игра «Золотые ворота», «Рыбки» Вовлечение родителей в совместную творческую деятельность, создавая единое образовательное пространство «Семья – детский сад»
Январь
4 неделя
«Хороводные игры на Руси» Коммуникативная деятельность
• Беседа о зимних приметах февраля
• Д/и «Назови одним словом»
Изобразительная деятельность
• Пластилинография с использованием бросового материала – пластиковая бутылка: «Сударушка»
Ознакомление с художественной литературой
• Чтение сказов Бажова: «Голубая змейка», «Малахитовая шкатулка»
• Чтение сказок: «Николин день», «Наум - наведи меня на ум»
Двигательная деятельность
Проведение спортивной эстафеты: «Кто дальше бросит валенок», «Метание в цель», «Катание на лотате и санях», «Цепочка»
3. Заключительный этап проекта проекта
Таким образом, данный проект способствовал тому что, уровень интереса детей к исследовательской деятельности в познании родного края, народных традиций значительно возрос.
В ходе проекта, ребята стали интересоваться историей своей страны. Более глубоко изучили историю родного города, с помощью целевых прогулок и экскурсий закрепили названия улиц, познакомились с учреждениями культуры и образования. Расширили знания детей об Урале.
Читали Уральские сказы П. П. Бажова, говорили о легендах Урала. Ребята познакомились с историей России, образованием государства, знают первого царя, и президентов, расширились знания детей о народах, проживающих на территории России. У детей расширились знания о столице России, памятниках культуры.
С помощью красной книга России ребята познакомились с исчезающими видами животных. С удовольствием изучали гжельскую роспись, хохлому, Дымковскую роспись, расширяли знания о матрёшке, познакомились с валянием. Продолжили знакомство с устным народным творчеством, русскими народными инструментами. Закрепили знания о русских народных праздниках и о государственных праздниках России. Совместно с родителями расширила предметно - развивающую среду. Родители принимали активное участие в реализации проекта.
Список литературы
1. Бажов П. П. Серебряное копытце: Сказ – Свердловск: Средне-Уральское книжное изд., 1985. – 16 с.
2. Бажов П. П. Огневушка-Поскакушка: Сказ – Свердловск: Средне-Уральское книжное изд., 1976. – 24 с.
3. Бажов П. П. Голубая змейка: Сказы – Москва, изд. «Современник», 1991. – 92 с.
4. Бажов П. П. Сказы/ Подготовка текста, послесл. и комментарии. Слобожаниной Л. М. – Свердловск: Средне-Уральское книжное изд., 1988. – 496 с.
5. Бажов П. П. Малахитовая шкатулка. Илл. Т. Ляхович. – М. : Изд. во ЭКСМО, 2004. – 592 с
6. Короткова Л. Д. «Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами авторской сказки. Сказка учит жить». Конспекты занятий. – М. : УЦ «Перспектива», 2011. – 134 с.
7. Куприна Н. Г. «Педагогика народного творчества» : учебное пособие для студентов педагогических вузов – Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т., 2013.– 142с.
8. Подвижные игры народов Урала для детей дошкольного возраста / Сост. Крыжановская Л. А. - Екатеринбург: ГБОУ ДПО СО «ИРО». – 2011г. – 36 с.
9. Рассказы и сказки советских писателей. - Свердловск: Средне-Уральское книжное изд., 1990. – 544 с.
10. Хрестоматия для чтения детям в детском саду и дома: 6-7 лет. ФГОС
Издательство: Мозаика-Синтез, 2017. – 320с.
11. Хрестоматия для дошкольников с методическими подсказками для педагогов и родителей. Книга 2 // Автор составитель: С. Д. Томилова. Москва: «Издательство АСТ»,2017. – 702 [2] c., ил.