Бельш Елена
Проект «Музыкальные инструменты своими руками»
▼ Скачать + Заказать документы
МБДОУ «Детский сад №1 «Солнышко» с. Ариничево»
Проект
«Музыкальные инструменты своими руками»
Руководитель проекта :
Бельш Елена Юрьевна,муз. руководитель
Паспорт проекта
Тема проекта : «Музыкальные инструменты своими руками»
Тип проекта : творческий, групповой
Публикация «Проект „Музыкальные инструменты своими руками“» размещена в разделах
- Музыка. Игры, дидактические пособия
- Музыка. Проекты, планы, недели
- Музыкальные инструменты. Проекты
- Поделки. Мастерим с детьми
- Проекты. Проектная деятельность
- Работа музыкального руководителя
- Самодельные музыкальные инструменты. Шумовой оркестр
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» сентябрь 2022
Продолжительность: краткосрочный
Образовательные области: художественно-эстетическое развитие ребенка, познание, социально- коммуникативное развитие.
Участники проекта : музыкальный руководитель, воспитатель, дети, родители
Цель проекта : активное приобщение к музыке, через создание оркестра в группе
Задачи проекта :
1. Изучить информацию о том, какие бывают музыкальные инструменты;
2. Проанализировать какие инструменты можно сделать самостоятельно в домашних условиях;
3. Изготовить музыкальный инструмент;
4. Пополнить музыкальный центр в группе.
Введение
Актуальность
Удивителен мир звуков, окружающий нас. Их так много, и они такие разные. И каждый звук может стать музыкой. Надо только постараться ее услышать. Даже совсем маленькие дети способны импровизировать свою музыку. Рожденная их фантазией, она проста и чудесна, как сама страна детства. Игры звуками – это ничем не ограниченный полет фантазии, свобода самовыражения, радость от того, что можешь быть таким, каким хочешь, что все тебя принимают и не оценивают по принципу «хорошо или плохо» ты что-либо сделал. Игры звуками – это творчество-исследование. Однако главная ценность игр звуками состоит в том, что эта увлекательная для детей и взрослых форма является самым простым и самым прямым путем к импровизации и устной композиции. Творческое музицирование – это возможность приобретения многообразного опыта в связи с музыкой – опыта движения и речи; опыта слушателя, композитора, исполнителя и актера; опыта общения, творчества и фантазирования, самовыражения и спонтанности, опыта переживания музыки как радости и удовольствия.
Музыкальные инструменты для детей – всегда чудесные, необыкновенно притягательные предметы, дети очень хотят на них играть. Музыкальный инструмент для ребенка символ музыки, тот, кто играет на нем – почти волшебник.
Вовлечение дошкольника в создание детских музыкальных инструментов дает возможность почувствовать себя творцом и личностью, по-иному воспринимать окружающее, внимательнее относиться к звукам.
Цель проекта : активное приобщение детей к музыке, через создание музыкальных инструментов своими руками
Задачи:
1. Изучить информацию о том, какие бывают музыкальные инструменты;
2. Проанализировать какие инструменты можно сделать самостоятельно в домашних условиях;
3. Изготовить музыкальный инструмент;
4. Пополнить музыкальный центр в группе.
Этапы работы над проектом
Подготовительный
Основной
Заключительный
на первом этапе проекта была проведена следующая работа:
1. Поиск информации о различных звуках и музыкальных
инструментах, в книгах, журналах, сети интернет.
2. Анализ собранной информации, классификация инструментов.
3. проведена работа с родителями: анкетирование, размещение информации в групе WhatsApp
Второй этап проекта- основной
Формы совместной деятельности с детьми:
Познавательное развитие: просмотр презентаций на тему «Музыка», «Музыкальные инструменты», рассматривание иллюстраций музыкальных инструментов, беседы о музыкальной деятельности.
Речевое развитие: составление творческих рассказов, чтение сказок, рассказов, стихов, загадок о музыкальных инструментах дидактические (лото, домино и др., игры с музыкальными звуками.
Художественно-эстетическое развитие: рассматривание репродукций картин, иллюстраций, раскрашивание и рисование изображений музыкальных инструментов, музыкально-дидактические игры.
Физическое развитие: подвижные игры с музыкальной тематикой.
Социально-коммуникативное развитие: сюжетно-ролевые игры с использованием музыкальных инструментов.
Проведена работа по привлечению родителей к изготовлению детских музыкальных инструментов :
Консультации для родителей «Музыкальные игрушки своими руками», «Использование музыкальных инструментов в музыкальном воспитании дошкольников».
Создана картотека игр с использованием музыкальных инструментов.
III этап - Заключительный
На заключительном этапе проекта воспитанники подготовительной группы выступили с композицией «Озорная полька» А. Филипенко на празднике в детском саду.
Заключение
Проект получился занимательным и познавательным. В процессе работы над проектом дети получили представление о происхождении музыкальных инструментах и технике игры на них. У детей появилось желание играть на детских музыкальных инструментах. Дети, играя на детских музыкальных инструментах, изучают и исследуют мир звуков. Дети смастерили с родителями элементарные музыкальные инструменты и создали из них шумовой оркестр. А самая большая ценность творчества, которая рождается в процессе игры и импровизации, в том что оно сопровождается с радостью, удовольствием, проявлением собственных умений. Цель достигнута
Список литературы:
1. Бублей С. Детский оркестр. – Ленинград 1989.
2. Ветлугина Н. А. Музыкальное развитие ребёнка. – М., 1968.
3. Ветлугина Н. А. Развитие музыкальных способностей дошкольников в процессе музыкальных игр – М., 1958.
4. Ветлугина Н. А., Дзержинская И. Л., Комисарова Л. Н. Методика музыкального воспитания в детском саду. – М., 1989.
5. Выготский Л. С. Воображение и творчество в дошкольном возрасте. – М., 1967.
6. Дзержинская И. Л. Музыкальное воспитание младших дошкольников. – М., 1985.
7. Дмитриева Л. Г., Черноиваненко Н. М. Методика музыкального воспитания в школе. – М., 1998.
8. Кабалевский Д. Б. Как рассказать детям о музыке? – М., 1982.
9. Комарова Т. С. Школа эстетического воспитания. – М., 2006.
10. Кононова Н. Г. Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах. – М., 1990.
11. Костина Э. П. Камертон. – М., 2008.
12. Лаптев И. Г. Детский оркестр в начальной школе. – М. ,2001.
13. Осеннева М. С., Безбородова Л. А. Методика музыкального воспитания младших школьников. – М. ,2001.
14. Радынова О. П., Катинене А. И., Палавандишвили М. Л. Музыкальное воспитание дошкольников. – М., 1994.
15. Теплов Б. М. Психология музыкальных способностей. – М., 1985.
Приложение к проекту
Использование музыкальных инструментов
в музыкальном воспитании дошкольников.
В ХХ веке вопрос использования музыкальных инструментов в музыкальном воспитании детей дошкольного возраста неоднократно поднимался в работах известных педагогов-музыкантов (Б. Н. Асафьев, Б. Л. Яворский, Карл Орф, Н. А Ветлугина, Реминзовская Е. Р., Тютюнникова Т. Э. и др.). В особенности плодотворным в музыкальном развитии детей признано использование игры на детских элементарных музыкальных инструментах.
Однако, несмотря на положительные теоретические и практические предпосылки, создание оркестров детских элементарных музыкальных инструментов до сих пор остается в стадии становления. Такое положение вызвано рядом объективных факторов: отсутствие системного подхода в организации оркестров детских элементарных инструментов, соответствующей программы, необходимого инструментария и репертуара, недостаточной разработкой методического материала и готовности педагога к работе в данной области.
Основы музыкальной культуры закладываются еще в раннем детстве. Именно в дошкольном возрасте формируются эталоны красоты, духовность, приобретаются знания, от которых зависит последующее эстетическое восприятие искусства и окружающего мира.
Мир музыкальных инструментов богат и разнообразен. И не всегда в домашних условиях у детей есть возможность услышать их звучание «вживую». Чаще они слышат музыку в аудиозаписи. Поэтому перед музыкальным руководителем детского сада стоит задача по ознакомлению дошкольников с музыкальным искусством, музыкальными инструментами, и поиску новых путей, современных методов, интегрированных технологий по обучению игре на детских музыкальных инструментах.
Во время обучения игре на детских музыкальных инструментах перед детьми открывается новый удивительный мир звуков, проявляется интерес к инструментальной музыке, идет усвоение первичных представлений об элементарной музыкальной грамоте, обогащается активный словарь, осуществляется овладение детьми навыками игры, развиваются музыкальные способности.
Музыкальное творчество способствует зрительной, слуховой активности, развивает музыкальную память, расширяет восприятие в целом.
Игра на музыкальных инструментах – это один из видов детской исполнительской деятельности, которая чрезвычайно привлекает дошкольников. Ребенок слышит и сопоставляет звучание разных музыкальных инструментов, учится понимать и любить музыку.
В процессе игры ярко проявляются индивидуальные черты каждого исполнителя: наличие воли, сосредоточенности, эмоциональной отзывчивости, любознательности, активности. Развиваются и совершенствуются музыкальные способности.
Обучение игре на музыкальных инструментах способствует развитию мелкой моторики пальцев рук, проявлению фантазии, творческих способностей, музыкального вкуса. Этот вид деятельности оказывает влияние на всестороннее развитие личности, имеет большое воспитательное и образовательное значение.
Таким образом, проблема обучения дошкольников игре на детских музыкальных инструментах в рамках реализации ФГОС ДО является очень актуальной.
Богатство и красота звучания инструментов в исполнении различных оркестров побуждает у дошкольников желание самостоятельно извлекать звуки из доступных музыкальных инструментов, подражая взрослым профессиональным исполнителям.
Музыкальные руководители должны использовать те возможности, которые доступны в дошкольном учреждении: слушание в аудиозаписи классической и народной музыки в исполнении разных инструментов в ООД и свободное время, просмотр телепередач и фрагментов концертов симфонической музыки, видео презентаций, игра в детском оркестре, рассматривание иллюстраций с изображением инструментов разных групп : ударных, клавишных, духовых, струнных.
Для успешного обучения игре на детских музыкальных инструментах и развития музыкальных способностей необходимо, прежде всего, создать необходимые условия.
В первую очередь, должна быть создана благоприятная музыкальная среда, то есть, наличие детских инструментов в музыкальном зале и в группах, музыкально-дидактических игр, музыкальных пособий, аудио- и видеозаписей, соответствующих возрасту детей.
Во-вторых, очень важным является поддержание интереса к музыкальной деятельности, в частности, к музыкальным инструментам и игре на них.
Такая деятельность всегда связана с открытием для себя нового знания, обнаружения в самом себе новых возможностей.
Каждый инструмент отличается своеобразным тембром, источником звукообразования и способом звукоизвлечения. Например, у металлофона – тембр светлый, звенящий, серебристый; звук образуется в результате колебаний металлических пластинок, а извлекается ударом молоточка. Для применения в работе ДОУ музыкальные игрушки и инструменты должны отвечать следующим требованиям: быть хорошо настроенными; иметь определенный чистый тембр; быть удобными для детей с точки зрения размера и веса; обладать простой конструкцией; быть прочными, пригодными для частого использования в быту.
Успешное овладение игрой на детских музыкальных инструментах укрепляет положительную самооценку, порождает уверенность в себе и чувство удовлетворенности от достигнутых успехов.
В наше время музыкальному руководителю не обойтись без активного использования в своей работе современных информационных технологий. Это является еще одним из условий успешного обучения дошкольников игре на музыкальных инструментах.
Также музыкальные руководители активно используют в своей работе печатные источники информации в электронных СМИ и звуковые файлы, в частности, коллекции плюсовок и минусовок песен для детей дошкольного возраста.
Одним из обязательных условий обучения является использование в работе доступного возрасту и понятного музыкального материала.
Совместная работа с воспитателями, с детьми и их родителями оказывает большую помощь в работе.
Организация детского оркестра из наиболее способных дошкольников является результатом знакомства с шумовыми и музыкальными инструментами.
Одним из условий положительной динамики обучения игре на инструментах являются открытые занятия для детей других групп и родителей в течение года, выступление детского оркестра на утренниках и развлечениях.
Обучение игре на детских музыкальных инструментах требует времени, терпения и поэтапной работы:
1 – слушание, запоминание мелодии;
2 – пропевание мелодии (попевки);
3 – прохлопывание ритмического рисунка попевки;
4 – разучивание мелодии (попевки).
5 – исполнение попевки индивидуально на каждом инструменте;
6 – исполнение попевки в оркестре;
7 – исполнение разученных произведений на детских праздниках, совершенствование навыков коллективной игры.
Обучение игре на музыкальных инструментах начинается с группы ударных инструментов, не имеющих звукоряда. Занятия проводятся с небольшими группами детей и индивидуально. Целесообразно использовать музыкальные инструменты в повседневной жизни, чтобы закрепить появляющееся у детей ощущение ритма музыки. Уже во 2 й младшей группе дети могут играть на бубне, деревянных ложках, погремушке, музыкальных молоточках, барабане, колокольчиках, знакомятся с металлофоном.
Игра на музыкальных инструментах может применяться на занятиях с педагогом и в самостоятельной деятельности, возникающей по инициативе детей.
Обучение начинается с группы ударных инструментов, не имеющих звукоряда. Занятия проводятся с небольшими группами детей и индивидуально. Целесообразно использовать музыкальные инструменты и в повседневной жизни, чтобы закрепить у ребят появляющееся ощущение ритма музыки.
С трех лет дети уже могут играть на бубне, деревянных ложках, кубиках, погремушке, музыкальных молоточках, барабане, колокольчике. В этом возрасте они знакомятся с металлофоном.
Полезно использовать дидактические игры на различение детьми тембров музыкальных инструментов, звуков (по высоте, длительности).
С четырех лет можно начинать обучать детей игре на музыкальных инструментах, имеющих звукоряд. Наиболее удобен для этого металлофон. Существует несколько способов обучения игре на мелодических музыкальных инструментах : по нотам или по цветовым обозначениям, по слуху. Рассмотрим каждый из них.
Обучение детей игре по нотам очень трудоёмко, хотя иногда используется в практике. Далеко не все дошкольники овладевают нотной грамотой, если не ведётся постоянная индивидуальная работа. Важно, чтобы дети понимали связь расположения нот на нотном стане со звучанием их в мелодии, исключив механическое воспроизведение нотных знаков.
Цветовая система удобна для быстрого овладения детьми игрой на инструментах. Определённое цветовое обозначение (цветные клавиши, пластины металлофона) закрепляется за каждым звуком, например, нота ля обозначается красным цветом, соль – зелёным. Ребё нок имеет запись мелодии в цветовом обозначении: используются цветные кружочки или цветное изображение нот, с ритмическим обозначением и без него. (В последнем случае ритмический рисунок мелодии запоминается на слух). Играть по этой системе легко, но при таком способе игры (вижу зелёное обозначение ноты – нажимаю на зелёную клавишу) слух не всегда участвует в воспроизведении мелодии. Важно научить играть и по цветам и на слух.
Игра на музыкальных инструментах тренирует мелкую мускулатуру пальцев рук; способствует развитию тембрового, регистрового, гармонического слуха; развивает чувство ритма.
Развивает фантазию и творческое воображение, умение импровизировать. Развитие исполнительских и творческих способностей – важная задача музыкального воспитания детей. Творческие способности делятся на способности к продуктивному творчеству (сочинение, импровизация попевок, мелодий на музыкальных инструментах, музыкально-ритмические движения, а также к творческому восприятию музыки.
Творческие способности необходимо развивать, начиная с младшего дошкольного возраста, когда дети охотно выполняют посильные для себя творческие задания. Развитие исполнительских способностей позволяет ребёнку полнее выразить свои впечатления от музыки.
Музыкальное мышление – способность проследить за сменой настроений музыки, осмыслить взаимосвязь интонаций, тем, образов, частей, замысел произведения в целом, выразительность музыкальной речи, различать музыкальные средства, передающие содержание.
Таким образом, в каждом виде музыкальной деятельности – восприятии, исполнительстве, творчестве, кроме основных музыкальных способностей (ладовое чувство, музыкально-слуховые представления и чувство ритма, развиваются и другие. В процессе восприятия музыки развивается музыкальное мышление. В исполнительстве и творчестве помимо основных музыкальных способностей формируются исполнительские и творческие способности, требующие овладения определенной техникой исполнения и импровизаций (в пении, музыкально-ритмических движениях, игре на музыкальных инструментах). Важно поддерживать проявляющуюся склонность к инструментальному исполнительству и создавать соответствующие условия для развития музыкальных способностей.
Проведение каждого занятия по обучению игре на инструментах требует от музыкального руководителя не просто тщательной подготовки и владения материалом, но и особого творческого настроения, способности увлечь дошкольников и одновременно направлять их во время занятия к достижению поставленной цели.
Музыка открыта каждому, она готова общаться со всеми, кто делает шаг ей навстречу.