Елена Кожевникова
Мастер-класс «Музыкальные инструменты своими руками»
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательные области:
- «Социально – коммуникативное развитие»,
- «Художественно – эстетическое развитие».
Цель: Создание единого пространства способствующего развитию музыкальных способностей у детей старшего дошкольного возраста: использование самодельных инструментов в игровой деятельности детей.
Задачи:
Образовательные:
Публикация «Мастер-класс „Музыкальные инструменты своими руками“» размещена в разделах
- Музыка. Игры, дидактические пособия
- Поделки. Мастерим с детьми
- Работа музыкального руководителя
- Самодельные музыкальные инструменты. Шумовой оркестр
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший мастер-класс» март 2021
- научить детей использовать самодельные музыкальные инструменты в самостоятельной деятельности.
Развивающие:
- познакомить детей с изготовлением музыкальных инструментов;
- помочь в отборе средств и материала по ручному труду в работе с детьми, освоить технологию работы;
Воспитательные:
- воспитывать у детей положительно личностные качества: привычки к трудовому усилию, ответственность, заботливость;
- воспитывать положительно относится к труду взрослых, стремиться оказывать им посильную помощь.
Материалы и оборудование:
1. Бумага (гофрированная и цветная бумага);
2. Бутылочки от йогурта, одноразовые ложки;
3. Крупа (рис, горох, гречка, маленькие камушки (галька);
4. Цветной и прозрачный скотч;
5. Клей карандаш, ножницы.
Ожидаемые результаты:
- Освоение воспитанниками технологии работы изготовления самодельных музыкальных инструментов.
- Пополнение музыкального уголка подготовительной группы.
- Организация с детьми игр на музыкальных инструментах.
Музыкальные инструменты очень притягательны для детей, и они хотят играть сами; дети познают мир через игру, поэтому нужно им дать в руки музыкальные инструменты, пусть даже самые простые, - погремушки, барабаны, бубны, трещотки, колотушки, деревянные ложки, колокольчики.
Такие инструменты-игрушки можно сделать самим. Ведь все, что нас окружает, может звучать:
пустая картонная коробка с деревянными палочками – барабан;
пластмассовая коробочка или футляры из-под яиц (киндер-сюрприз, наполненные любой крупой, – это погремушка, маракас;
пустая баночка из-под йогурта, внутри которой подвешена на нитке бусина – это колокольчик;
трубочки для коктейля разного размера, закрытые с одной стороны и склеенные между собой – это свирель, дудка.
Изготовление самодельных инструментов-игрушек не только развивает изобретательность детей, но и позволяет сделать время проживания в детском саду интересным и плодотворным.
Начнем!
Шумелки. Самый простой (по изготовлению) шумовой инструмент. Возьмем гофрированную и цветную бумагу,
бутылочки из-под йогурта,
наполнитель из гороха, маленьких камушков, крупы (гречка, рис) и т. д.
Нам понадобятся клей карандаш и ножницы.
А так же детская фантазия и желание творить.
Дети заполняют бутылочки по своему желанию. Что бы проанализировать звучание, нужно встряхнуть бутылочку. Для оптимального звучания материал в бутылочку можно либо убрать, либо добавить. Крышку закрутить.
И теперь самое интересное, превращение бутылочки в настоящий индивидуальный музыкальный инструмент. А если приклеить глаза, то получится уже друг.
Таким же способом можно изготовить шумовые инструменты из коробочек и баночек из-под сока, йогурта.
Вот, какие необычные получились шумелки.
Игры с музыкальными инструментами
Одной из самых увлекательных форм музыкально – ритмических игр с шумовыми инструментами для ребенка является рассказывание сказок - шумелок. Такой совместный игровой досуг для ребёнка могут организовать родители или взрослые без специальной методической или музыкальной подготовки. В такой сказке текст составляется так, что после одной - двух фраз ребёнку дается возможность что-либо изобразить шумом.
Вариант 1. Ритмично аккомпанировать любой мелодии или устроить шумовой оркестр.
Вариант 2. Музыкальная зарисовка. Сопровождать шумовыми звуками рассказ или сказку (скачет конь — это кастаньеты, идет дождь — это шум дождя, гром — барабан, пустыня и шуршит песок — маракас, весенняя капель или пошел дождь — музыкальные бокальчики или стаканчики и т. д., историю, явление природы, событие. Так можно импровизировать с текстами многих сказок и стихов. Вы читаете текст сказки и показываете на определенный инструмент. Ребенок придумывает, как этим инструментом передать данное событие или слово.
Если Вы играете с группой детей, то можно заранее раздать им разные инструменты. И глазами показывать, какой инструмент сейчас вступает в сказку. Тогда игра будет полезна еще и для развития коммуникативных способностей детей.
Вариант 3. Песня по куплетам. В каждом новом куплете песни вступает новая группа инструментов.
Вариант 4. Песня с оркестром. В первом куплете играет один инструмент, во втором к нему присоединяется второй инструмент (звучат оба инструмента, в третьем — третий инструмент и так пока не получится полный оркестр (все наши музыкальные инструменты играют).
Лучше всего подойдут для таких музыкальных импровизаций песни народов мира.
Вариант 5. Диалог без слов. Попробуйте поговорить друг с другом звуками инструментов. Передайте радость, грусть, огорчение, удивление и другие состояния, а также разные события с помощью звуков музыкальных самодельных инструментов. Меняйте ритм, громкость звучания инструментов.
Вариант 6. Игра в эхо. Нужно повторить ритм за ведущим на своем инструменте. Игра полезна в том числе и для развития слухового внимания и речи малышей.
Вариант 7. Игра в кругу «Внимание». Все сидят в кругу на полянке или на стульях в комнате. Ведущий задает ритм и все игроки его повторяют на своих инструментах. Потом внезапно ведущий изменяет ритм — нужно это заменить и подстроиться под ведущего. Другой вариант этой игры — ведущий меняет громкость звучания.
Вариант 8. Сказка с инструментами. Детям раздаются музыкальные инструменты. Можно одному ребенку давать 2- 3 инструмента. Договоритесь заранее, что будет в сказке обозначать каждый инструмент. Например, шум дождя — слово «дождь», удары ложек — шаги и т. д. Вы импровизируете — рассказываете небольшую историю, в которой встречаются эти слова. Как только игрок услышал «свое» слово — он должен вступить в текст Вашей истории звуками своего инструмента : пошуметь шумом дождя, изобразить скрип открывающейся двери, шаги кошки и другие события, которые Вы запланировали заранее. Не ищите готовой истории — сочиняйте на ходу.
Главное в играх с музыкальными игрушками, сделанными своими руками - это развитие умения ребенка прислушиваться к особенностям их звучания, передавать разный ритм, разное эмоциональное состояние с их помощью, творчески подходить к их использованию. А также экспериментирование — что изменится, если изменить инструмент — его длину, наполнитель и другие характеристики.