Ирина Беспалько
Проект «Музыка и здоровье» для детей подготовительной группы
▼ Скачать + Заказать документы
Руководитель проекта : Музыкальный
руководитель детского сада «Солнышко»
Беспалько И. А.
Паспорт проекта
Цель проекта Развить у детей дошкольного возраста навыки осознанного отношения к своему здоровью через музыку, стимулировать физическую активность, улучшить эмоциональное состояние и развить музыкальный слух.
Темочки:
- ЗОЖ, здоровье. Проекты
- ЗОЖ, здоровьесбережение
- Музыка. Проекты, планы, недели
- Музыка. Работа музыкального руководителя
- Подготовительная группа
- Проекты, проектная деятельность
- Темочки
Назначение проекта Проект "Музыка и здоровье" направлен на создание здоровой и творческой среды для детей дошкольного возраста, где музыка становится не только источником радости, но и важным инструментом в поддержании их здоровья и гармоничного развития.
Тип проекта Краткосрочный(1 неделя, групповой, познавательно-творческий
Участники проекта Воспитанники подготовительной группы, инструктор по физкультуре.
Ресурсы 1. Музыкальные инструменты : бубен, маракасы, кастаньеты, колокольчики.
2. Специально подобранные музыкальные композиции для зарядки, релаксации и танцев.
3. Материалы для игр: мячи, ленты, обручи.
4. Пространство для подвижных игр и танцев.
Результаты реализации проекта 1. Дети будут более активно относиться к своему здоровью, понимая, как важно двигаться и заниматься музыкой.
2. Повысится уровень музыкальной культуры и моторики у детей.
3. Укрепится взаимодействие с родителями посредством совместной музыкальной и физической активности.
Актуальность. Тема «Музыка и здоровье детей дошкольного возраста» является весьма актуальной, поскольку музыка оказывает многогранное влияние на физическое, эмоциональное и когнитивное развитие ребенка в этот важный период его жизни.
Музыка помогает детям выражать и переживать свои эмоции. Специально подобранные музыкальные произведения способствуют улучшению настроения, снятию стресса и тревожности. Также музыка может служить способом самовыражения для ребенка, что положительно влияет на его самооценку и уверенность в себе. Музыкальные игры и занятия, такие как хороводы, танцы или игры с ритмом, способствуют улучшению координации движений, развивают моторные навыки, а также способствуют лучшему контролю над своим телом. Музыка может быть использована для формирования навыков дыхания, что положительно влияет на здоровье дыхательной системы ребенка.
Музыкальное образование развивает слух, внимание, память и воображение. Занятия музыкой способствуют улучшению способности к обучению, формируют познавательные интересы и способствуют развитию интеллекта. Например, через обучение ритму или различению звуков дети развивают способность к восприятию сложных звуковых и речевых структур. Совместное выполнение музыкальных упражнений и игр помогает детям научиться работать в группе, делиться, уважать других, а также учит их сотрудничать. Это важно для формирования навыков общения и совместной деятельности, что, в свою очередь, способствует улучшению социальной адаптации. Музыкальные занятия, такие как пение или игра на инструментах, могут оказывать благоприятное воздействие на здоровье детей, например, улучшать дыхание и нормализовать сердечно-сосудистую деятельность. Музыка помогает детям расслабиться и снизить уровень стресса, что в свою очередь способствует укреплению иммунной системы и повышению общего тонуса организма. В современных условиях, когда в жизни детей много стрессовых факторов, музыка может стать мощным инструментом профилактики психоэмоциональных и физических заболеваний, а также стимулом для гармоничного развития личности. Это также связано с развитием технологий, которые позволяют использовать музыкальные методы в образовательных и лечебных учреждениях, что делает тему «Музыка и здоровье» особенно актуальной для родителей и педагогов.
Задачи проекта :
1. Воспитывать у детей осознание важности поддержания здоровья посредством музыкальной и двигательной активности.
2. Развивать у детей музыкальные способности и навыки.
3. Формировать у детей положительное отношение к здоровому образу жизни через взаимодействие с музыкой.
4. Повышать эмоциональный фон детей, способствовать релаксации и снятию стресса с помощью музыкальных упражнений.
Гипотеза: Развитие музыкальных способностей дошкольников и укрепление их здоровья будет более успешным при систематичном использовании на музыкальных занятиях здоровьесберегающих технологий в игровой форме.
Методы и приемы:
1. Игровые методы: музыкальные игры, творческие занятия, танцевальные и физические игры, элемент состязания и сотрудничества.
2. Творческий подход: использование музыкальных инструментов, активное вовлечение детей в создание звуков и ритмов.
3. Динамическое движение: использование подвижных игр и танцев для стимулирования физической активности.
4. Эмоциональное воздействие музыки : выбор разных типов музыки для создания разнообразных эмоциональных состояний (активирующая музыка, успокаивающая музыка).
Формы работы с родителями:
1) наглядное информирование;
2) практические консультации;
3) творческие работы;
4) помощь в проведении викторины
Структура проекта :
1. Введение: Знакомство с темой проекта
• Беседа с детьми о важности здоровья.
• Рассказ о том, как музыка может повлиять на наше здоровье, как она помогает нам расслабляться и двигаться.
• Введение в игру на музыкальных инструментах, которые будут использоваться в проекте (бубен, маракасы, кастаньеты).
2. Основная часть: Музыка и активность
2.1 Музыкальная зарядка
• Использование веселой и динамичной музыки для зарядки.
• Выполнение простых движений под музыку : прыжки, наклоны, повороты, шаги в ритм.
• Музыкальные упражнения на развитие координации и гибкости.
2.2 Музыкальная игра «Дружная волна»
• Дети выполняют движения, которые им подсказывает музыка, "передавая" друг другу мяч или ленты (имитируя волну).
• Это развивает не только физическую активность, но и социальные навыки (умение работать в команде).
2.3 Релаксация под музыку
• Медленные, спокойные мелодии.
• Дети ложатся на коврики, закрывают глаза, расслабляются. Ведущий предлагает детям представить, как их тело становится легким, как музыка «улетает» в облака, а потом они «плывут» в облаке, расслабляются.
2.4 Эксперименты с голосом и звуками
• Дети пробуют издавать разные звуки (шум ветра, дождя, дождевых капель).
• Обсуждаем, какие звуки успокаивают, какие - активируют.
3. Заключительная часть: Закрепление знаний о здоровье
• Подведение итогов: как музыка помогает нам быть здоровыми и активными.
• Обсуждение, что именно детям понравилось больше всего в проекте.
• Практическое занятие: дети показывают, какие движения и упражнения они запомнили.
4. Праздник здоровья с музыкой
• Организация небольшого праздника с участием родителей. Дети показывают их достижения в музыке и активности : танцы, музыкальные игры, зарядка.
• В конце праздника — общий танец или игра с родителями, чтобы подчеркнуть важность совместных активных занятий для здоровья.
Результат проекта :
Музыкальные занятия с использованием технологий здоровьесбережения эффективны при учете индивидуальных и возрастных особенностей каждого ребенка, его интересов. Успех занятий невозможен без совместной деятельности музыкального руководителя и воспитателя, который активно помогает, организует самостоятельное музицирование в группе.
Систематическое использование дыхательной гимнастики влияет не только на физическое состояние ребёнка, когда уменьшается заболеваемость дыхательных путей, но и будет влиять на развитие ладового чувства дошкольника.
Использование музыкально – ритмических движений влияет не только на развитие пластики и движений, соответствующих ритму и темпу музыки, но и осанку, профилактику плоскостопия.
Пальчиковые игры, предметы для игр и танцев позволяют развивать общую и мелкую моторику, учат ориентироваться в ближайшем пространстве.
Использование коротких попевок и распевок улучшает состояние дыхательных путей и развитие голосового аппарата; развивает звуковысотный слух и ладовое чувство. Использование музыкальных подвижных игр влияет на развитие ориентировок в ближайшем пространстве, фонематического слуха, правильности речи, а также имеет профилактическое действие.
Использование музыкотерапии приобщает детей к музыке, развивает умение расслабиться после полученной нагрузки.