Ольга Метелёва
Проект «Мини-музей «Русская матрешка»
▼ Скачать
Аннотация
Проект мини-музей «Русская матрешка» направлен на нравственно- патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. В проекте представлен материал из опыта работы дошкольного учреждения по реализации задач патриотического воспитания через музейную педагогику. В результате познавательно-творческой деятельности дошкольники получат от родителей и педагогов ответы на интересующие вопросы о происхождении матрешки. У детей формируются представления об истории происхождения кукол, многообразии и видах матрешек. В результате работы у детей, родителей и педагогов дошкольного учреждения повысится интерес и компетентность к русскому народному творчеству.
Публикация «Проект „Мини-музей „Русская матрешка“» размещена в разделах
- Матрешка, матрёшки
- Матрёшка. Проекты, тематические недели
- Мини-музеи в детском саду
- Музеи в ДОУ: проекты, планирование, программы
- Музейная педагогика в детском саду
- Народные промыслы и игрушки. Мини-музеи
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
Введение в проект
Актуальность проекта
В настоящее время жители нашей страны проявляют все больший интерес к традициям, истории, культуре своей Родины. В дошкольных образовательных учреждениях решаются задачи по раннему приобщению детей к национальной культуре, познанию ее прошлого.
Ежегодно в детском саду мы проводим народные праздники, изучаем песни, пляски, читаем стихи о Родине. Однако стало очевидно, что система работы в этом направлении требует изменений, создание новой обстановки. Одной из форм ознакомления детей с культурой своей страны, воспитания любви к ней организация в саду мини- музея. Организация мини-музея в дошкольном учреждении открывает перед педагогами широкие возможности в использовании интересных продуктивных форм работы с детьми, обеспечивает наглядность образовательного процесса, способствует взаимодействию ДОУ с семьей и социумом. Мини – музей играет большую роль в приобщении ребенка к историческому, культурному, природному наследию, способствует формированию толерантности, познавательному, творческому, эмоциональному развитию, вызывает интерес к коллекционированию.
Проект мини – музей «Русская матрешка» направлен на приобщение детей к духовной культуре, пробуждение у дошкольников основ национального самосознания, национальной принадлежности.
Продолжительность проекта : долгосрочный (один год)
Вид проекта : познавательно-творческий
Участники проекта : Дети младшего, среднего и старшего дошкольного возраста, педагоги, родители.
Цель проекта : развивать у детей познавательно - творческую деятельность, формировать интерес к народным промыслам России на примере русской национальной игрушки.
Основные задачи проекта :
1. Создать систему работы по приобщению детей к русской народной культуре;
2 Развивать познавательный интерес к истории России, народным промыслам;
3. Познакомить с историей матрёшки как народного промысла;
4. Систематизировать и углубить знания о народном промысле России-русской матрешке, о разновидностях, внешнем виде национальной игрушки.
Гипотеза: Данный проект пополнит знания детей о русской матрешке, приобщит их ко всем видам национального искусства, от игрушки до сказки. Используя фольклор, знакомя детей с искусством русского народа, с народными играми, промыслами, мы получим возможность приобщения детей к духовной культуре, пробудем у детей основы национального самосознания, национальной принадлежности.
Ожидаемые результаты проекта
У детей
- Cформированные представления об истории возникновения куклы - матрешки на Руси, о разновидностях матрешки по месту возрождения;
- Cформированная способность воплощения собственного замысла в рисунках, поделках, рассказе и др. ;
- Обретение ребенком целостной смысловой картины представлений об истории, культурной жизни наших предков;
- Пробуждение национального самосознания.
У родителей
- Расширение кругозора по данной теме;
- Приобщение к истокам русской народной культуры;
- участие вместе с детьми в художественно – творческой деятельности ДОУ;
- проявление позиции активных участников и партнеров воспитательно-образовательного процесса.
У педагогов
- Создание единого воспитательно – образовательного пространства в процессе реализации проекта;
- Разработка методического материала по проекту мини-музей «Русская матрешка» : картотека стихов, загадок, народных песен, связанных с темой; иллюстрации о разновидностях матрешек, дидактические игры;
- Электронная презентация по итогам проекта «Русская матрешка»
Этапы реализации проекта
Этапы Цели этапа Предполагаемый результат Содержание Сроки
Вводный
Вводный - Изучение материалов по музейной педагогике в ДОУ.
- Подбор литературы по теме.
- Подбор иллюстраций, приобретение материалов для творчества.
Накопление и систематизация информации по проблеме.
Обогащение предметной среды ДОУ, становление целостных представлений участников проекта о культуре и традициях своего народа, о своей национальной принадлежности.
1. Постановка целей и задач перед коллективом, родителями воспитанников ДОУ (педсовет, консультации)
2. Поисковая деятельность участников проекта по сбору экспонатов -«матрешек»
3. Оформление мини-музея «Русская матрешка»
4. Перспективный тематический план работы в мини-музее.
Основной
Основной
- Передача детям нравственных и эстетических ценностей народа
- Обогащение представлений у участников проекта о традиционной культуре русского народа.
Расширение сведений у детей об обычаях, традициях, народных промыслах и ремеслах русского народа.
Погружение ребенка и действенное проживание им атмосферы устного народного и декоративно-прикладного творчества, праздников и обрядов.
Проведение занятий- посиделок, экскурсий для детей, родителей ДОУ по темам:
1. «Как жили наши предки»
2. Народные промыслы и ремесла
3. Как появилась матрешка.
4. Загорская матрешка
5. Семеновская матрешка
6. Полхов – майданская матрешка
7. Разучивание с детьми пословиц, загадок, стихов, песен и т. д. связанных с темой проекта
8. Беседа с детьми о липе, как о поделочном материале, о бережном отношении к природе
9. Составление творческих рассказов о матрешке, оформление альбома «Народная игрушка»
10. Изготовление подарочных сувениров.
Этапы Цели этапа Предполагаемый результат Содержание Сроки
Итоговый
Сохранение и преумножение духовных, нравственных, культурных ценностей и традиций русского народа
Пробуждение чувства любви, радости, гордости и бережного отношения к истории своего народа
Обогащение эмоциональной сферы участников проекта
Становление национального самосознания, гражданско – патриотического поведения у всех участников проекта
1. Описание истории создания мини –музея «Русская матрешка» в фотолетописи
2. Организация и проведение тематического развлечения «Матрешка приглашает…»
3. Создание электронной презентации по итогам работы над проектом
4. Участие детей в фольклорных и этнографических конкурсах.
Реализация проекта
Многовековой опыт человечества показал важность приобщения детей к культуре своего народа, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям, начиная с дошкольного возраста необходимо знать и изучать культуру своих предков. Один из наиболее эффективных путей решения этой проблемы – «погружение в культуру». Это «погружение в культуру» стало возможным благодаря реализации проекта мини – музей «Русская матрешка» в МБДОУ детский сад «Степашка».
На подготовительном этапе реализации проекта проходил сбор экспонатов – матрешек. В сборе экспонатов активно участвовали как члены нашего коллектива, так и семьи наших воспитанников.
Для погружения в культуру наших предков были разработаны занятия, связанные с русским промыслом, с народным фольклором, с праздниками старины.
Таким образом, приобщение дошкольников к культуре дает детям возможность испытать полноту бытия. Культура вводит в систему личностных потребностей и представлений. А ведь это та основа, которая позволяет решать проблему воспитания и образования наиболее гармонично, не навязывая заданные установки, а включая ребенка в поле взаимодействия с культурными ценностями, идеалами и образами.
Список литературы
1. Баранникова О. Н. Уроки гражданственности и патриотизма в детском саду: практическое пособие. - М. ,АРКТИ, 2007
2. Дошкольное образование и традиционная народная культура: опыт, проблемы, пути развития. - Барнаул, 2004
3. Затеева Е. В. От родного порога –Барнаул, 2004
4. Затеева Е. В. Малыш в мире искусства родного края. – Барнаул, 2006
5. Затеева Е. В., Попова Л. М., Бойко Г. Н., Поздняева Е. Ю. Деятельность педагога по осуществлению гражданско – патриотического образования детей. – Барнаул, 2010
6. Михина Е. Н. «Развивающие игры для детей 2 -7 лет» Издательство «Учитель» 2010
7. Соловьева Л. Н. «Русская матрешка», Москва- ИНТЕРБУК, 1993
8. Материалы из сети Интернет