Анастасия Пугачёва
Проект «Моё село — моя малая Родина»
▼ Скачать + Заказать документы
Моё село — моя малая Родина
Муниципальное дошкольное общеобразовательное учреждение
«Детский сад «Сказка»
Волоколамского муниципального района
Проект
«Моё село – моя малая Родина»
Для детей 4-7 лет
Составили: воспитатель-Пугачёва А. О.
2018-2019 учебный год
Пояснительная записка:
Публикация «Проект „Моё село — моя малая Родина“» размещена в разделах
- Мое село, мой поселок
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты, проектная деятельность
- Родной край, город. Проекты
- Темочки
Проект был разработан с учетом ФГОС, в рамках реализации программы «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы. Воспитывать у ребёнка любовь к родному краю, селу, дому, семье, детскому саду надо с первых лет жизни. Дети не задумываются о том, что село, в котором они живут это их малая родина. Не знают его истории, достопримечательностей. С целью воспитания патриотических чувств очень важно создать оптимальные педагогические условия, содействующие обогащению и активизации словаря детей. В данном проекте это достигается путем сочетания разнообразных форм организованной образовательной деятельности.
Проблема:
О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, и его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов. Этно-национальная культура помогает сформировать у детей эмоционально- положительное отношение к самому факту существования разных народов, языков, культур, понять, что мир прекрасен и многообразная встреча с любой из культур дарит радость открытий.
Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный, который начинается с воспитания любви к близким, детскому саду, к родному селу, к родной стране.
Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формируют у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотами и гражданами своей Родины. Ведь яркие впечатления о родной природе, об истории родного села, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.
Задача педагогов и родителей, как можно раньше пробудить в детях любовь к родной земле, с первых шагов формировать у детей черты характера, которые помогут ему стать человеком и гражданином общества.
Актуальность:
«Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землей, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий, так воспитатель должен заботиться о воспитании у своих детей чувства безграничной любви к Родине». (В. А. Сухомлинский)
Суть патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, осознание себя членом семьи, неотъемлемой частью своей малой родины. Воспитание любви к истории и культуре страны, посёлка, в котором родился и живёшь, созданной трудами родных и близких людей – родителей, бабушек и дедушек, а также тех, кого зовут соотечественниками. Наследование нравственных и эстетических ценностей родной культуры в самом нежном возрасте — это и есть самый естественный, а потому и верный способ патриотического воспитания, воспитания чувства любви к Отечеству, и малой Родине.
Паспорт проекта
Участники проекта :
• Воспитатель: Пугачёва А. О.
• Дети и родители группы
Период реализации: средней продолжительности 2 месяца
Тип проекта : информационно-практико-ориентированный, творческий.
Необходимые материалы: пособия, литература, фото и видео материалы, картины и иллюстрации о малой Родине, достопримечательностях малой Родины, мультимедийная установка, интернет-ресурсы.
Средствами патриотического воспитания детей в период дошкольного детства становятся: детская игра, проектно-поисковая деятельность взрослых с детьми, художественно-литературное творчество, общение, творческо-продуктивная деятельность, средства эстетического воспитания.
Цель проекта : Расширение представлений дошкольников о родном селе, любви к родным местам. Воспитание чувства гордости и любви к своей малой Родине.
Задачи проекта :
1. Обогатить знания о достопримечательностях родного села.
2. Воспитывать гордость за своё село.
3. Формировать у детей знания о родном селе: истории его возникновения, символике.
4. Формировать у детей знания о своей семье, как неотъемлемой части малой Родины.
5. Расширить знания детей о природных достопримечательностях окрестностей села Ярополец.
6. Расширять представления детей о различных природных объектах.
7. Воспитывать любовь к родному селу, краю, умение видеть прекрасное, гордиться им.
8. Развивать умение отражать свои впечатления в разнообразной деятельности (рисовании, конструировании).
Прогнозируемый результат:
- сплочение участников проектной деятельности;
- формирование у воспитанников интереса к истории своего села, достопримечательностям, природе, к своей семье;
- активное вовлечение родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада;
- осознание родителями важности гражданско-патриотического воспитания детей.
Этапы реализации проекта :
I. Подготовительный (аналитический)
II. Основной (реализация намеченных планов)
III. Заключительный (подведение итогов)
Подготовительный этап:
1. Составление плана работы по этапам.
2. Подготовка необходимых атрибутов для проекта.
3. Подбор наглядно-иллюстративного материала.
4. Изучение методической литературы по гражданско-патриотическому воспитанию.
5. Подбор художественной литературы.
6. Создание предметно-развивающей среды.
Взаимодействие с родителями
Знакомство родителей с темой проекта
Привлечение родителей к участию в создании наглядно-дидактического материала по теме.
Анкетирование родителей по теме «Патриотическое воспитание»
Основной этап:
Основные направления дошкольного образования
Познавательно-речевое развитие
• Познавательное занятие «Моя семья».
• Беседа «Мой дом».
• Заучивание стихотворения Я. Акима «Моя родня».
• Рассматривание открыток, иллюстраций, фотографий «Улицы нашего поселка», «Дом в котором я живу» (предварительно дети приносят фото со своими домами).
• Чтение стихотворения И. Гуриной «Мой любимый детский сад».
• Экскурсия по детскому саду.
• Беседа «Где аккуратность, там и опрятность».
• Беседа «Моё родное село Ярополец»
• Экскурсии и целевые прогулки по достопримечательностям села.
• Рассматривание фотографий с изображением самых знаменитых мест в селе, районе.
• Видеофильм «Мой-Ярополец».
• Познавательное занятие «История моего села».
• Рассказ воспитателя «Символы с/п Ярополецкое».
• Итоговое занятие «С чего начинается Родина».
Художественно-эстетическое
развитие
• Рисование: «Моя семья» выставка детского рисунка.
• Прослушивание аудиозаписей: «Разноцветная семья», «Вся моя семья».
• Конструирование «Мой дом».
• Рисование «Мой любимый детский сад».
• Прослушивание аудиозаписей: «Наш детский сад», «Чудеса в саду», «Верный друг».
• Коллаж «Наш Ярополец».
• Рисование: «Символ с/п Ярополецкое».
• Рисование: «Люблю березу русскую»
• Прослушивание: народных песен
Физическое развитие
• Подвижная игра "Змейка-папа, змейка-мама, змейка вся моя семья".
• Пальчиковая гимнастика «Семья».
• Хороводная игра «Каравай».
• Подвижная игра «Дружба».
• Малоподвижная игра «Колечко».
• П/И «Автобусы», «Светофор».
• Хороводная игра «Карусель».
• Русские народные игры: «Гуси лебеди», «Карусель», «Колпачок», «Гори, гори ясно»
Социально - личностное развитие
• Сюжетно-ролевая игра "Мамины помощницы".
• Чтение сказки "Сестрица Аленушка и братец Иванушка".
• Сюжетно-ролевая игра «Дочки-матери»
• Дидактическая игра "Кто больше назовет ласковых слов для своих родных"?
• Просмотр сказки «Три поросёнка».
• Коммуникативная игра «Кто в домике живет?».
• Коллективное дело: ремонт порванных книг, коробок от игр.
• Сюжетно-ролевая игра «Детский сад».
• Сюжетно-ролевая игра «Почта», «Библиотека».
• Д/И «Улица, на которой я живу».
• Настольно-печатная игра «Люби и знай свой край».
• Д/И «Народные промыслы»
• Чтение русских народных сказок
Заключительный этап:
Составление портфолио проекта.
Трансляция результатов проекта в фотовыставке для родителей.
Проведение итогового занятия «С чего начинается Родина».
Проект «Моё село – моя малая Родина» по повышению уровня познавательного интереса в рамках патриотического воспитания дошкольников показал свою эффективность:
- созданы благоприятные условия для саморазвития ребенка, проявления его творческой деятельности;
- подобран обширный материал, пополнилась игротека группы новыми атрибутами;
- положительная динамика в формировании представлений об истории родного села;
- у детей наступило понимание осознанного уважения к членам своей семьи;
- повысилась активность родителей по гражданско-патриотическому воспитанию в семье.
Особую значимость при решении задач патриотического воспитания в рамках реализуемого проекта имеет тесный контакт с семьей воспитанников. Помощь родителей и их совместная деятельность способствуют формированию тесных внутрисемейных отношений, чувству гордости у детей за свою семью, родителей, развитию эмоций ребенка, его социальной восприимчивости. Используемые в ходе работы формы обучения, максимальное разнообразие приемов и средств, творческий поиск педагогов и родителей, позволяют ребенку расширить кругозор, привлекают родителей к осуществлению взаимодействия с дошкольным образовательным учреждением. Анализ мнений родителей показал, что, став активными участниками
«общественной» жизни и процесса патриотического воспитания и обучения своих детей, мамы и папы чувствую себя «хорошими родителями», поскольку вносят свой вклад в обучение и воспитание, приобретают все новые умения.
Работа с родителями :
1. Создание фотоальбома «Достопримечательности с. Ярополец.
2. «Моё село Ярополец – это Родина моя»
3. Фоторепортаж «Наш Ярополец».
4. Консультация для родителей «Как рассказать детям про войну».
5. Сообщение на тему «Памятники-живая история Волоколамского края».
6. Консультация для родителей «Как воспитать маленького патриота»
Литература
1. Бурмистрова И. К., Евдокимова Е. С. «Воспитание маленького гражданина»
2. Виноградова Н. Ф., Жуковская Р. И. «Родной край»
3. Виноградова Н. Ф. «О родной стране»
4. Блинова Г. М. «Познавательное развитие детей 5-7 лет»
5. Кондрыкинская Л. А. «Занятия по патриотическому воспитанию в детском саду»
6. С чего начинается Родина. Опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ/под ред. Л. А. Кондрыкинской. - М. : ТЦ «Сфера»,2005