елена николаевна кузургашева
Проект «Моя семья и ее традиции»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность. Нравственные ценности личности закладываются в семье. Семья – это коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и значимую роль. Семье принадлежит основная общественная функция – воспитание детей, она была и остается жизненно необходимой средой для сохранения и передачи социальных и культурных ценностей, определяющим фактором развития личности ребёнка. Семья для малыша - это мир, в котором закладываются морально – правовые аспекты общества, отношения к людям. Членов семьи объединяет кровное родство, любовь, общие интересы. Ребёнок, проживая в семье, переживает всю гамму чувств и взаимоотношений в ней.
Публикация «Проект „Моя семья и ее традиции“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Семейные традиции, обычаи, ценности
- Семья. Все материалы по теме семьи
- Семья. Проекты
- Темочки
Издавна на Руси, считалось правилом хорошего тона знать родословную до седьмого колена: сын знал не только своего отца, но и деда, прадеда, прапрадеда. Безусловно, знали это не все, однако люди, обладающие внутренней культурой, знали. Генеалогическое древо, художественно оформленное в красивую рамку, всегда висело на самом видном месте в домах знатных людей и являлось предметом особой гордости за свой род. Практически каждый знатный род имел свой родовой герб.
Организуя беседу с детьми во время образовательной деятельности, по уровню знаний их родословной столкнулась с проблемой: дети не знают ни традиции, ни обычаи своей семьи, вследствие чего возникла потребность в изучении данной темы. Необходимо помочь родителям осознать, что в первую очередь в семье должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи и ценности, созданные предками, и что родители ответственны за воспитание детей.
Основываясь вышесказанным, была определена тема исследования «Моя семья и ее традиции».
Для детей дошкольного возраста эта тема трудная в понимании родства членов семьи, но в тоже время интересна им, так как папа, мама, бабушка, дедушка-это близкие люди.
Цель проекта : воспитание духовно – нравственных ценностей в семье, передаваемых через семейные обычаи и традиции.
Объект исследования: дети старшего дошкольного возраста и их семьи.
Предмет исследования - родословная каждого ребенка в отдельности.
Для реализации цели исследования, выявили следующие задачи:
1. Дать представление о понятиях: «род», «родители», «родословная», «семья», «родные», «близкие»;
2. Выстраивать партнерские доверительные отношения с семьей;
3. Способствовать установлению более тесных взаимоотношений детей и их родителей;
4. Воспитывать желание у воспитанников проявлять заботу и гуманное отношение к своим близким.
Вид проекта : информационно – исследовательский
Участники проекта : дети, родители, воспитатели.
Сроки реализации: кратко-срочный (2 недели).
Гипотеза: если оказывать педагогическую поддержку родителям в воспитании духовно – нравственных ценностей в семье, то у детей сформируются знания о своей родословной.
Этапы реализации проекта.
Первый этап. Подготовительный.
Цель: уточнение знаний о родословной своей семьи.
Формы работы:
• Вместе с детьми сформировать проблему, определить цель;
• Составить паспорт проекта;
• Создать образовательную среду в группе;
• Проанализировать знания детей по теме проекта;
• Познакомить родителей с темой и планом проекта;
• Подобрать информацию в книгах, журналах, альбомах;
• Продумать формы работы с родителями в процессе реализации проекта;
• Разработать консультации родительских встреч, собраний по теме проекта.
Ожидаемый результат.
• Осознание детьми проблемной ситуации.
• Заинтересованность детей и родителей в реализации проекта.
Второй этап. Практический.
Цель: углубление знаний о родословной своей семьи.
Формы работы:
• Консультация для родителей «Источники информаций для построения генеалогического древа семьи»;
• Тематические беседы «Моя семья», «Папа в доме и дом исправлен», «Что такое генеалогическое дерево»;
• Беседа «Как мы проводим выходные?»
• Провести ОД по ознакомлению с составом семьи;
• Провести ОД по рисованию «Моя семья»;
• Заучить стихи о семье;
• Чтение художественной литературы К. Ушинский «Косточка», В. Сухомлинский «У бабушки дрожат руки»;
• Разработать памятку для родителей «Как создать генеалогическое древо семьи»;
• Создать генеалогическое древо семьи совместно с родителями;
• Подобрать дидактические игры по теме;
• Сюжетно – ролевая игра «Семья».
Ожидаемый результат.
• У детей повысятся интеллектуальный уровень.
• Родители станут активными участниками образовательного процесса.
Третий этап. Заключительный.
Цель: представление генеалогического древа своей семьи, презентация проекта.
Формы работы:
• Подвести итоги реализации проекта.
• Презентация «Моя родословная» семьи воспитанника.
• Анализ проекта.
Ожидаемый результат.
Сформированность знаний о своей родословной, о событиях и традициях своей семьи.
Анализ проекта.
Внедрение проекта обеспечило оптимальные условия для изучения детьми своих традиций, возрос интерес к семье, её прошлому и настоящему. У детей появилось желание быть похожими на близких людей в делах, поступках. Проявляется эмоционально - положительное отношение к своей семье, гордость за свою семью, бережное отношение к семейным реликвиям. Чаще возникает желание реализовать знания о прошлом семьи в собственной деятельности (рассказы, рисунки, предъявление семейных реликвий).