Cанданова Cветлана Жаповна
Проект «Традиции и обычаи бурятского народа» для детей 6–7 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Традиции и обычаи бурятского народа
Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное учреждение детский сад «Чебурашка»
ПРОЕКТ
«Традиции и обычаи бурятского народа»
2020-2021 г
«Раскрытие и развитие потенциала детей 6-7 лет через знакомство с традициями и обычаями бурятского народа посредством деятельности познавательного направления»
Публикация «Проект „Традиции и обычаи бурятского народа“ для детей 6–7 лет» размещена в разделах
- Подготовительная группа
- Проекты
- Республика Бурятия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» декабрь 2022
Руководитель проекта : Санданова С. Ж., Самбуева В. Д.
Вид проекта : Познавательно - творческий, групповой.
Продолжительность проекта : краткосрочный
Участники проекта :
Дети старшего дошкольного возраста (6-7 лет) : воспитатели, родители детей, посещающих эту группу.
Актуальность проблемы
В настоящее время назрела проблема, которая указывает на то, что современные дети читают плохо, не любят чтение, учить стихи. Родители дома не могут найти пути решения этой проблемы, т. к. увлеченных просмотром и играми в телефонах и компьютерах детей очень трудно заставить читать книги, журналы, учить стихи.
Но тем не менее, дети стремятся к активной деятельности, поэтому нужно способствовать его дальнейшему развитию. Поэтому необходимо расширять опыт ребенка, для того чтобы создать достаточно прочные основы для его деятельности. Чем больше ребенок видит и слышит в реальной жизни, тем больше он понимает и усваивает. Творческое начало рождает в ребенке живую фантазию, живое воображение. Ребенок отражает в своем творчестве, рассказах окружающий мир, природу, свои впечатления и эмоции, возникшие в результате знакомства с произведениями искусства и литературы, в которых запечатлены живые, неповторимые явления природы.
Данный проект способствует приобщению детей 6-7 лет к системе культурных ценностей бурятского народа : к национальной культуре и искусству, уважение к историческому и культурному наследию своей малой Родины, а также пониманию и уважению к духовному наследию других этносов, живущих в Республике Бурятия, т. к. именно дошкольный период является наиболее оптимальным для начала целенаправленного воспитания средствами этнографической культуры.
Гипотеза образовательного проекта
В результате этой системной работы с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Раскрытие и развитие творческого потенциала детей 6-7 лет через знакомство с обычаями и традициями бурятского народа посредством деятельности познавательного направления», у детей повысится уровень познавательного развития, будут сформированы представления о родном крае, Малой Родине, от традиций и обычаях бурятского народа
Цель: Изучение традиций и обычаев бурятского народа
Задачи:
- обогащать и актуализировать знания детей о национальной культуре бурятского народа;
- развивать интерес к родной природе, желание больше узнать об особенностях своего края;
- воспитать уважение к людям коренной национальности, к их традициям и обычаям;
- формировать у детей эмоциональную отзывчивость, умение видеть и понимать красоту родной природы;
Риски проекта : - отсутствие интереса у детей;
- занятость родителей;
- загруженность педагогов.
Описание проекта.
Данный проект предназначен для детей старшего дошкольного возраста, их родителей, или других значимых взрослых, воспитателей ДОУ.
Проект поможет эффективно решить образовательную цель: получить знания о родном крае через циклы занятий: по ИЗО, по ознакомлению с окружающим миром, с природой, по краеведению.
Все участвующие в проекте могут показать свою творческую активность, проявить фантазию в подборе и оформлении материала, принять активное участие в реализации проекта.
Проект состоит из 3 этапов.
В основу проекта положены следующие принципы воспитания:
- принцип культур сообразности в воспитании, т. е. воспитание, основанное на общечеловеческих ценностях культуры;
- принцип расширения связей ребенка с окружающим миром, приобщение к культуре родного края;
- принцип приоритетности культурного регионального наследия, т. е. воспитание у детей чувства патриотизма на материале с целью уважения к своему дому, семье, приобщение ребенка к культурному национальному наследию, образцам национального, в том числе местного фольклора, художественным промыслам, произведениям местных писателей, поэтов, художников, композиторов;
- принцип опоры на эмоционально-чувственную сферу ребенка, т. е. создания условий для возникновения эмоциональных реакций и развития эмоций, которые сосредотачивают внимание ребенка на объекте познания, собственном действии или поступке, что достигается через сопереживание и прогнозирование развития ситуации.
Содержание работы включает в себя: изучение истории прошлого Бурятии и бурятского народа, знакомство с устным народным творчеством, знакомство с народными праздниками и традициями, знакомство с народными промыслами, изучение бурятского национального костюма, знакомство с бурятскими народными играми, песнями, стихами бурятских поэтов, благопожеланиями через занятия, развлечения, совместную деятельность детей, воспитателей, родителей.
Обеспечение проектной деятельности
-Интернет-ресурсы.
-Познавательная и художественная литература.
-Изо материалы, национальные костюмы, игрушки, фотографии
Предполагаемое распределение ролей в проектной группе :
-Воспитатель организует образовательные ситуации, совместную продуктивную деятельность, консультации для родителей.
-Дети участвуют в образовательной и игровой деятельности.
-Родители подготавливают материал для обучения детей, закрепляют полученные детьми знания на практике.
Ожидаемые результаты:
Для педагога:
- освоение проектного метода;
- повышение уровня педагогической компетентности, профессиональный рост;
- повышение качества работы с детьми через использование различных видов деятельности.
Для детей :
- уметь различать изделия разных народных промыслов;
- знать и уметь составлять, рисовать бурятские национальные орнаменты, разбираться в их символике;
- знать и научиться играть в бурятские народные игры;
- знать бурятских былинных героев, умение сопереживать им;
-знать благопожеланий, стихов, песен бурятских авторов.
- иметь представления об истории своего родного края, посёлка, семьи;
- уметь работать в группе, навыки коммуникативного общения.
Для родителей: - партнерские отношения родителей и педагогов, родителей и детей в совместной организации жизни группы.
Принципы реализации проекта :
1. Доступность:
- учет возрастных особенностей детей;
- адаптированность материала.
2. Систематичность и последовательность:
- постепенная подача материала от простого к сложному;
- частое повторение усвоенных знаний.
3. Наглядность и занимательность:
- предлагаемый материал должен быть понятным, быть с элементами игры, сюрприза.
4. Динамичность:
- интеграция проекта в разные виды деятельности.
5. Дифференциация:
- создание благоприятной среды для усвоения, предложенного к изучению материала каждым ребенком.
Средства оценки результатов успешной реализации проекта :
- мониторинг познавательного, художественно-эстетического, творческого развития детей;
- анкетирование родителей о результативности проекта;
- беседы с педагогами ДОУ, родителями о ходе реализации проекта;
- творческие выставки «Бурятские дэгэлы, шапки и гутулы», «Дом, где я живу», «В краю родном», «Моя семья, моя родословная»
Проект состоит из 3 этапов :
Подготовительный этап ( Срок реализации: февраль)
-Определение темы проекта;
-Формулирование цели и определение задач;
-Подбор материалов по теме проекта;
-Консультирование по вопросам проектной деятельности;
-Составление плана основного этапа проекта.
Основной этап ( Срок реализации: февраль)
Оформление развивающей среды в групповой – фотогалерея «Мой край родной,»; выставка работ.
Посещение детьми фотогалереи, рассказ о родном крае;
НОД по ОО «Художественное творчество» - «Волшебный орнамент» (рисование бурятских шапочек, дэгэлов и гутулов ;
Консультация для педагогов «Развитие творческих способностей детей на основе национально-регионального материала» + практическая часть;
Рассматривание детьми иллюстраций: Животные и птицы родного края.
Просмотр видео и фото о традициях, костюмах, посуде, быте бурят и русских.
Беседы на темы: «Где мы живем?» «Сравнение русской избы и бурятской юрты», «Традиции, костюмы, посуда, быт бурят и русских», «Мы - друзья природы».
Чтение художественной литературы: «Золотая книга о бурятах», «Серебряная книга о бурятах» ««Снег и заяц» и др.
Разучивание благопожеланий, стихов, песен (народных и авторских)
Продуктивная деятельность: девочки- плетение из специальных ниток пуговиц для дэгэла (тобшо); мальчики- игра в костяшки; изготовление родителей родословного дерева.
Работа с родителями – сбор и изготовление наглядного и дидактического материала для уголка двух культур ( в сравнении: русские и буряты) по теме: «Жилище, быт, одежда русских и бурят»;
Оформление уголка двух культур «Жилище, быт, одежда русских и бурят» в холле детского сада;
Посещение уголка с рассказом о быте, жилище, одежде и т. д. русских и бурят;
Куклы в национальных костюмах ( в сравнении: русские и буряты);
НОД по познавательному развитию «Моя родословная».
Дидактические игры: «Найди пару», «Подбери похожий орнамент», «Найди бурятский орнамент», «Расставь мебель в юрте», «Расставь мебель в избе»;
Подвижные бурятские и русские народные игры : «Шагай наадан», «Мунгэн бэhэлиг» (Серебряное колечко»)«Бээлэй нюулга» (Спрячь рукавичку) «Рукавицу гнать», «Верблюжонка верблюд ловит», «Слухи», «Иголка, нитка и узелок», «Бабка-лодыжка», «Ищем палочку», «Волк и ягнята» и другие;
Выставка лучших творческих работ (лепка «Нерпа с нерпинёнком», рисование «Шапочка», «Дом, в котором я живу», «Мой поселок и улус», «В краю родном»);
Фотовыставка «Наша историческая малая Родина - п. Потанино и улус Шанага».
Заключительный этап ( Срок реализации: февраль)
Совместное творчество детей и взрослых «Моя родословная»;
Участие в конкурсе «Юный Баатар и юная Дангина» на поселенческом и районном уровнях.
Проведение праздника "Сагаалган" ("Белый месяц").
Коллективная работа ( Приготовление национальных блюд: буузы и бообы)
Оформление картотеки мероприятий, конспектов НОД, которые могут быть использованы в дальнейшем другими педагогами в работе с детьми по данной теме;
Анкетирование родителей о результативности проекта;
[I