Елена Шапран
Проект «Моя Родина — Сходня»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект "Моя Родина - Сходня"
19 ноября 2018
Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Закладывается фундамент здоровья. Дошкольное детство – время первоначального становления личности, формирования основ самосознания и индивидуальности ребенка. Современное образование находится на новом этапе развития – идет его модернизация. Этому способствуют как социальные, так и экономические перемены, происходящие в обществе.
Публикация «Проект „Моя Родина — Сходня“» размещена в разделах
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
Разработка нового содержания Детского сада потребовала по новому подойти к его отбору с учетом экологических, экономических, социальных, культурно-ценностных особенностей микрорайона, в котором живут дошкольники. Изменения, происходящие в содержании начального образования, поставили нас перед необходимостью пересмотра содержания работы, способов обучения, поисков новых путей и условий развития ребенка. Это потребовало наличие изменений в определенных способах деятельности, процессе, который он проходит, пути конструирования себя как субъекта собственной жизни, как личности.
Составляющим духовного «Я» ребенка являются:
активная внутренняя потребность и стремление к свободе, любви, истине, правде, доброте, красоте как к основным человеческим ценностям;
умственные способности: сенсорные, интеллектуально-познавательные, ценностно-смысловые, направленные на усвоение и самостоятельное порождение способов познания закономерностей окружающего мира;
творческие способности (интеллектуальные, художественные, конструктивные) обуславливающие неповторимую индивидуальность личности.
Паспорт проекта : данный проект характеризуется как познавательно-игровой;
эколого-краеведческого направления;
по характеру контактов – открытый;
по времени – долгосрочный;
по количеству участников – групповой;
участники – педагог, дети, родители;
форма представления – слайдовая презентация.
Актуальность проблемы.
Важным направлением в работе с дошкольниками является воспитание экологической культуры детей путем приобщения их к краеведению. Кроме того проект охватывает деятельность воспитателей и родителей, координирует и регулирует их действия по обозначенной проблеме. Такие проекты способствуют не только интеллектуальному, физическому, художественному воспитанию детей, но и развивают коммуникативные навыки. Включение родителей в работу над проектом сближает их с детьми, повышает педагогическую культуру, служит залогом дружной семьи.
Аннотация проекта.
Проект эколого-краеведческого направления предполагает разработку четырех аспектов: природоведческого, исторического, народоведческого и современного.
Природоведческий аспект содержит:
– представление о родном крае как о природном комплексе с разнообразными ландшафтами, многообразием животного и растительного мира; – элементарные сведения об охране природы и сохранении богатства Сходни.
Исторический аспект:
– элементарные представления о себе, семье, об истории города; – общие представления о родном городе; о флаге, гербе и гимне России; архитектурных сооружениях, определяющих облик города.
Народоведческий аспект:
– традиции города, их значение в жизни людей («День города», «Международный день защиты детей», возложение цветов к обелиску «Скорбящая мать» 9 мая, экологическая акция «Сделаем наш дом чистым» и др.) Современный аспект: – особенности застройки города (многоквартирные дома, деревянные дома старой постройки, коттеджи, их эстетическое оформление; здания, определяющие архитектурный облик города).
Работа над проектом проходила по трем направлениям:
– работа с детьми;
– работа с родителями;
– работа с педагогами. Первое направление – работа с детьми.
Цели:
– создание условий для развития познавательных и творческих способностей детей в процессе реализации проекта «Моя Родина – Сходня»;
– формирование навыков правильного поведения в природе;
– воспитание патриотизма на основе создания благоприятных эмоциональных условий при ознакомлении детей с родным городом. В связи с этим определены следующие задачи:
– активизация познавательного интереса к объектам социального мира (видеть и находить необычное, удивительное в окружающей действительности нашего города);
– формирование системы краеведческих знаний: о традициях и достижениях города, особенностях ландшафта;
– формирование у дошкольников бережного отношения к природе, навыков исследовательской работы;
– развитие эстетических чувств, способности к отражению их в творческой деятельности. В основу проекта была положена гипотеза – у дошкольников можно сформировать гордость за свою Родину, любовь к природе родного края, уважение традиций при условии:
– если собранный материал преподносить доходчиво, понятно, с использованием наглядности;
– если материал соответствует возрастным особенностям детей;
– использовать материал, начиная с того, что детей окружает, что они могут непосредственно наблюдать, постепенно расширяя круг знаний. Обязательные составляющие проекта – детская самостоятельность, но при поддержке взрослого, сотворчество детей и взрослых, развитие коммуникативных способностей, познавательных и творческих навыков и применение полученных знаний в разных видах деятельности.
Таким образом, выделен научный аппарат исследования, указана актуальность темы. Далее я перехожу к теоретическому и практическому обоснованию вопроса. Работа над проектом проводилась в 3 этапа:
– подготовительный этап;
– основной этап;
– заключительный этап.
Подготовительный этап включал в себя:
– изучение литературы;
– материалов компьютерных сайтов по данной теме;
– определение целей и задач;
– разработку конспектов занятий, познавательных бесед, викторин, конкурсов;
– перспективное планирование по данной теме;
– подбор демонстрационного материала;
– диагностику.
Таким образом, проанализировав результаты подготовительного этапа, я перешла к основному этапу.
Основной этап.
Предполагаемые результаты:
– посещение краеведческого музея школы-лицея № 21;
– знакомство детей с памятными местами города;
– возложение цветов к обелиску «Скорбящая мать»;
– знакомство детей с традициями и бытом наших предков;
– творчество детей; – развлечение «Фестиваль искусств»;
– решение экологических задач; – поход по экологической тропе;
– изготовление природоохранных знаков;
– акция «Сломанная веточка»;
– экспериментирование;
– составление и разгадывание познавательных кроссвордов.
Основополагающие вопросы проекта :
– Что такое Родина?
– Какую роль она играет в жизни каждого человека? Перед детьми была поставлена проблема:
– Войди в картину и расскажи, что ты чувствуешь.
В своих рассуждениях мы с детьми пришли к выводу:
– люди в ответе за каждый свой поступок;
– человек наносит вред, в первую очередь, себе самому, совершая непоправимое;
– с самого детства необходимо воспитывать у людей любовь и уважение к природе. Чтобы знать, как правильно жить в мире, надо научиться быть бережливым к своей планете. Чтобы научиться быть бережливым, надо знать, что мы бережем. Начнем учиться беречь тот кусочек планеты, где живем, растем, нашу малую Родину – Сходню.
В ходе реализации проекта дети знакомились с флагом, гербом и гимном России, с детьми проводились беседы, в процессе которых они знакомились с основами толерантности, чтобы главные нравственные качества стали неотъемлемой частью их жизни; знакомились с историей Сходни, бытом и родом занятий наших предков; посетили краеведческий музей школы-лицея № 21; в группах устраивались выставки книг, рисунков и других детских работ, создавались природоохранные знаки, на основе которых были созданы альбомы.
Проводились конкурсы, викторины, «Фестиваль искусств», составлялись кроссворды «Знатоки родного города» – эти способы работы направлены на интеллектуальное развитие детей. Для установления причин явлений, связей и отношений между предметами и явлениями использовались опыты, ведь опыт строится на основе имеющихся представлений, которые дети получили в процессе наблюдений и труда. В каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явления, дети подводятся к суждениям, умозаключениям.
Опыты способствовали формированию у детей познавательного интереса, развивали наблюдательность, мыслительную деятельность. Проводился поход по экологической тропе. Экологическая тропа выполняет познавательную, развивающую, эстетическую и оздоровительную функции. В качестве видовых точек были выбраны деревья и кустарники разных пород, старый пень, небольшая полянка с грибами, муравьиные дорожки и их ходы. Проходила акция «Сломанная веточка».
Экологическая тропинка позволила более продуктивно использовать обычные прогулки с детьми для экологических занятий и одновременно оздоровления детей на свежем воздухе. Следующее направление – работа с родителями. Только опираясь на семью, совместными усилиями можно решить задачу – воспитание человека, социально-активной личности гражданина. В работе с родителями использовались как традиционные формы (родительские собрания, консультации, беседы, так и нетрадиционные (деловые игры, «круглый стол», дискуссии). Еще одна форма работы с семьей – педагогические ширмы, оформление родительской доски, в которых родителям давались практические советы, где родители знакомились с народными приметами, с историей и традициями города.
Организовано сотрудничество с родителями по формированию патриотических чувств у дошкольников:
– выставка поделок детей и родителей;
– возложение цветов к обелиску «Скорбящая мать» 9 мая;
– экологическая акция «Сделаем наш дом чистым!».
Оценив результаты основного этапа, я перешла к заключительному этапу: – проанализировала проделанную работы;
– провела обработку и оформление результативности проекта;
– демонстрировала презентацию проекта на педагогическом совете.
В процессе работы проекта были получены следующие результаты исследования:
– сформирована система краеведческих знаний;
– эстетические чувства детей имеют отражение в творческой деятельности;
– сформирован устойчивый интерес к природе, уровень экологической грамотности воспитанников.
Переходим к анализу усвоения знаний по теме проекта. Диагностика проводилась 2 раза за период работы над проектом – первичная и контрольная. Первичная диагностика была направлена на выявление уровня начальных знаний детей. В качестве основного средства исследования была использована индивидуальная беседа с ребенком. Детям было предложено ответить на вопросы: «Как называется город, в котором ты живешь?», «Почему он носит такое название?», «О каких достопримечательностях города ты можешь рассказать?» и др. Ответы детей оценивались в баллах. Контрольная диагностика направлена на выявление результативности проекта. Дети отвечали на те же вопросы. Оценивалась полнота ответа, степень активности и устойчивости, глубина освоенных знаний.
Третье направление – работа с педагогами. Мой опыт работы над проектом «Моя Родина – Сходня» был представлен на педагогическом совете в виде презентации, результаты одобрены, проект утвержден. Таким образом, можно сделать вывод: цель и задачи проекта были достигнуты. Проект оптимизировал образовательный процесс и доказал его эффективность. Гипотеза, положенная в основу проекта, доказана.
Автор: Шапран Е. Н.