лариса багина
Проект «Моя малая Родина»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Алёнушка»
Проект "Моя малая Родина"
Формирование патриотических чувств у старших дошкольников
через ознакомление с малой Родиной - с. Усть -Чарышская Пристань.
Подготовила: старший воспитатель
МБДОУ «Детский сад «Алёнушка»
Л. Г. Багина
с. Усть –Чарышская Пристань
2018г
Содержание
I. Введение---3
Публикация «Проект „Моя малая Родина“» размещена в разделах
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Родной край, город. Проекты
- Темочки
2. Актуальность проекта---3
3. Цели и задачи---4
4. Результативность реализации проекта---6
5. Участники проекта---6
6. Этапы реализации проекта ---6
7. План мероприятий---8
8. Выводы---10
9. Приложение___12
Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду.
Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к Родине, её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству»
Д. С. Лихачёв
I. Введение
Неотъемлемой частью любой системы образования является воспитание патриотизма. Патриотизм – это любовь и привязанность к Родине, преданность ей.
Основы патриотизма начинают формироваться в дошкольном возрасте. Патриотическое воспитание дошкольников включает в себя передачу им знаний, формирование на их основе отношения и организацию доступной возрасту деятельности. Фундаментом патриотизма по праву рассматривается целенаправленное ознакомление детей с родным краем.
Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине - месту, где родился человек. Базовый этап формирования у детей любви к Родине – накопление ими социального опыта жизни в своем селе, усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры.
Для успешности работы с детьми по ознакомлению с селом, где они живут, необходимо применить проектный метод. Дошкольное детство можно назвать порой ежедневных открытий. Взрослым следует дарить детям радость этих открытий, наполнив их идеологическим и воспитательным содержанием, которые должны способствовать формированию нравственных основ и чувства патриотизма. Раздвигая горизонты познаваемого детьми, мы зароняем в их сердца искорку любви к родному селу, краю, к Родине.
2. Актуальность проекта
Актуальность данной проблемы на современном этапе очевидна, поскольку круг проблем, связанных с формированием у детей патриотических чувств невозможно решить только в рамках дошкольного учреждения.
Работа по патриотическому воспитанию детей через ознакомление с малой Родиной должна носить комплексный характер. Формирование патриотических чувств у дошкольников – непрерывный, систематический процесс, начинающийся с раннего детства (воспитывают родители, продолжающийся в системе дошкольного и школьного образования.
Актуальность проблемы связана еще и с тем, что по данным статистики известно, процент молодежи, покидающий Россию, растет из года в год. Согласно выкладке главы Счетной палаты, за последние годы из России в эмиграцию уехали 1 млн. 250 тысяч человек. Поэтому необходимо наполнить сердца детей любовью и гордостью к тем местам, где они родились.
В Федеральных государственных образовательных стандартах к основной общеобразовательной программе дошкольного образования выделена область «Познание», которая включает в себя задачу по формированию целостной картины мира, расширение кругозора детей. Образовательная программа МБДОУ «Детский сад «Алёнушка» включает в себя региональный компонент, который реализуется через программу «Ознакомление с родным краем» разработанную старшим воспитателем ДОУ Л. Г. Багиной.
Для достижения поставленной задачи, главная роль отводится педагогам, потому что именно в дошкольном возрасте закладываются основы патриотического воспитания, любовь к Родине.
В процессе работы над реализацией программы «Ознакомление с родным краем» были выявлены следующие противоречия:
- между необходимостью патриотического воспитания детей и недостаточностью уровня знаний воспитанников;
- между понимаем родителями важности патриотического воспитания и неумением преподнести знания детям;
- между необходимостью освоить определённые знания, умения и навыки и разрозненностью, оторванностью от жизни знаний, умений и навыков, полученных в дошкольном учреждении.
Именно поэтому актуально становится разработка проекта : Формирование патриотических чувств у дошкольников через ознакомление с малой родиной.
3. Цели, задачи, ожидаемые результаты и продукты
Основной целью педагогического опыта является формирование патриотических чувств у дошкольников через ознакомление с малой родиной.
Цель: реализация комплексного подхода к развитию ребенка и осуществление интеллектуального, нравственного, физического развития дошкольников посредством ознакомления со своей малой Родиной. Продолжать знакомить детей с родным селом и его достопримечательностями. Воспитывать чувство гордости за свою малую Родину, желание сохранить её чистой и красивой.
Задачи:
• Формирование представлений о селе Усть –Чарышская Пристань на основе ознакомления с ближайшим окружением.
• Воспитание добрых чувств, интереса к месту, где живет ребенок.
• Развитие эмоционально-ценностного отношения к родному дому, своей семье, улице, селу.
• Формирование желания сохранять чистоту, порядок в своем селе. Воспитание у детей чувства гордости, восхищения красотой родного села.
• Формирование любви к родному селу и интерес к прошлому и настоящему Усть –Чарышской Пристани.
• Знакомство детей с географическим расположением села, природными ресурсами.
• Ознакомление детей с трудом жителей села, с основными профессиями.
• Воспитывать чувство гордости за своих земляков, которые прославили своё село, Алтайский край.
• Организация общественно полезной деятельности ребенка на благо своей семьи, своего села.
• Закрепление знаний детей об историческом прошлом и настоящем Усть –Чарышской Пристани на материалах экспонатов музея, научной литературы.
• Знакомство детей с культурным наследием села.
• Развитие бережного и созидательного отношения к селу (достопримечательности, культура, природа).
Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту - так как воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения с взрослыми и сверстниками.
Проблема: формирование патриотических чувств у дошкольников через ознакомление с малой родиной.
Предварительная работа:
• Разучивание стихов и песен о России, Родине, Алтайском крае, селе.
• Беседы о России, о главном городе нашей страны, традициях, достопримечательностях.
• Рассмотреть иллюстрации с изображением природы Алтайского края.
• Показать детям герб, флаг России и рассказать где их можно встретить.
Методы и приемы: игры, рисунки, обыгрывание различных ситуаций по данной теме.
Результативность реализации проекта :
• дети могут знать и называть место проживания: село, край, страну; некоторые предприятия родного села и их значимость; символику края, достопримечательности; флору и фауну села;
• дети могут называть свой домашний адрес, адрес детского сада; испытывать любовь и привязанность к родному дому, семье, детскому саду, с удовольствием идти в детский сад;
• дети могут знать и называть место работы родителей, значимость их труда; испытывать гордость и уважение к труду взрослых; проявлять внимание и уважение к ветеранам, пожилым людям, оказывать посильную помощь.
4. Участники проекта :
• дети подготовительной группы,
• воспитатели,
• музыкальный руководитель,
• родители воспитанников.
5. Этапы реализации проекта.
1 – этап: Выбор темы: постановка проблемы, вхождение в игровую ситуацию.
• Рассмотреть иллюстрации достопримечательностей родного села, края.
• Вопросы к детям:
Как называется наше село, край?
Как называется улица на которой вы живете?
Что больше всего нравится в селе?
Что изображено на флаге и гербе Алтайского края? Почему?
2 – этап: Разработка проекта.
Цель: довести до участников проекта важность данной темы.
• Совместное составление детьми и педагогами плана реализации проекта.
• Использование модели трё х вопросов: Что мы знаем? Что мы хотим узнать? Как мы это хотим сделать?
• Подобрать литературу и иллюстрации по теме.
• Собрать коллекцию фотографий о достопримечательностях села
• Составить план мероприятий.
• Работа с родителями : Оформление информационного уголка, фоторепортажи, индивидуальные консультации.
•
3 – этап: Реализация проекта.
Познавательное развитие.
Цель: Дать научно – достоверные знания об истории села, о жителях, о достопримечательностях, о предприятиях, о культурных центрах. Учить наблюдать, анализировать, сопоставлять с ранее полученными.
Формы работы:
• Просмотр фото, видеоматериалов о селе Усть –Чарышская Пристань.
• Экскурсия в детскую библиотеку.
• Знакомство с разными профессиями жителей села.
• Посещение Районного Краеведческого музея
• Пригласить в группу людей разных профессий.
Речевое развитие.
Цель: Обогащать словарь детей, развивать связную речь, развивать творчество и фантазию, воображение, речевую активность.
Формы работы:
• Разучивание стихов и песен о родине, знакомство с пословицами и поговорками о родине.
• Пальчиковые игры:
• Составление творческих рассказов.
• Чтение стихов и рассказов жителей нашего села.
• Составление описательных рассказов о достопримечательностях родного села
Продуктивная деятельность
Цель: Способствовать отражению впечатлений об увиденном. и услышанном в изобразительной деятельности, развивать творческие способности детей.
Формы работы:
• Рисование по теме «Мой дом», «Моя семья», «Улицы моего села».
• Коллективная работа «Наш детский сад».
• Конструирование из строительного материала.
• Изготовление аппликации «Село будущего».
• Выставка поделок, рисунков, фотографий.
Игровая деятельность.
Цель: Закрепить образные обороты речи.
Формы работы:
• Дидактические и настольные игры: «Найди флаг».
• Сюжетно ролевые игры: «Библиотека», «Парикмахерская», «Магазин».
Музыкально – театрализованная деятельность.
Цель: Развивать творческие способности детей.
Формы работы:
• Слушанье песни «Родина – это Алтай». «О дружбе».
• Прослушивание авторских песен о нашем селе.
• Передача образов людей разных профессий.
• Игра – драматизация «Все мы жители села»
•
Работа с родителями.
Цель: Привлечь родителей к мероприятиям проводимым в группе.
Формы работы:
• Познакомить родителей с проектом «Моя малая родина»
• Попросить родителей посетить вместе с детьми районный краеведческий музей.
• Подбор интересных сведений о селе Усть –Чарышская Пристань
• Оформление фотовыставки «Мой любимый уголок в селе»
• Оформление фотоальбома «Родители, бабушки, дедушки на предприятиях нашего села»
• Выполнение домашних творческих работ.
•
4 – этап: Анализ
• Обработка и оформление материалов.
• Оценка результатов работы всех участников проекта.
5 – этап: Презентация проекта.
• Итоговое мероприятие «Моя малая родина».
• Выставка работ по теме «Моя малая родина»
План-схема осуществления проекта.
Разделы программы. Виды детской деятельности.
1. Игровая деятельность.
«Плетень», «Гуси-лебеди», «Как у наших у ворот», «Бубенчики».
2. Развитие речи.
Беседы с детьми по содержанию просмотренных иллюстраций.
Заучивание стихов из книги В. Степанова «Моя Родина – Россия».
Сочинение детьми историй – продолжений предыдущего рассказа.
Заучивание русских народных потешек.
Сочинение слов гимна детского сада.
3. ИЗО. Рисование на темы:
«Дом, в котором мы живём», «Русская берёзка», «Гжельская посуда», «Золотая хохлома», «Моя любимая сказка», «Моя Родина – Россия»,
рассматривание картин Алтайских художников.
4. Музыка.
Песня» Праздник победы», «Гармошка», «Песня о родном селе», «То берёзка, то рябинка».
Приложение:
Приложение №1 – Конспект НОД в образовательной области «Познание»
для подготовительной к школе группы «Путешествие в прошлое»
Приложение №2 - Консультация «Роль семьи в воспитании патриотических чувств у дошкольников».
Приложение №3 - Рекомендации для родителей «Как воспитать маленького патриота».
Приложение № 4 - Викторина для дошкольников «Моя малая Родина».