Ирина Зайцева
Проект «Моя малая Родина!»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 18
Проект «Моя малая родина!»
Разработчик:
воспитатель МБДОУ детский сад № 18
Зайцева Ирина Васильевна
2015г.
ст. Павловская
«Человеку никак нельзя жить без Родины,
как нельзя жить без сердца».
К. Паустовский
Актуальность темы:
Темочки:
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты, проектная деятельность
- Родной край, город. Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2016
Нравственно - патриотическое воспитание сегодня - одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы. Рост научно-технического прогресса, новые открытия и технические изобретения отодвинули на второй план духовные ценности. Проблемы воспитания у подрастающего поколения любви к своей малой Родине выпали из поля зрения ученых и практиков на многие годы. С введением в действие нового закона «Об образовании Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ произошли существенные изменения в развитии системы дошкольного образования. Это повлекло изменения содержания образования. Одним из приоритетных направлений стало знакомство детей дошкольного возраста с национальным и региональным культурным наследием и историей страны, края.
Ответ на вопрос «Что такое патриотизм?» в разные времена пытались дать многие известные люди нашей страны. Так, С. И. Ожёгов определял патриотизм как «. преданность и любовь к своему Отечеству и своему народу». Г. Бакланов писал, что это «. не доблесть, не профессия, а естественное человеческое чувство». «Годы детства - это, прежде всего воспитание сердца», - писал В. Сухомлинский, а патриотическое воспитание без воспитания сердца невозможно. Чувство патриотизма так многогранно по своему содержанию, что не может быть определенно несколькими словами. Оно формируется постепенно в процессе накопления знаний и представлений об окружающем, вырастает из любви к близким, родному краю. В последнее время появился новый термин «новый патриотизм», который включает в себя чувство ответственности перед обществом, чувство глубокой духовной привязанности к семье, дому, Родине, родной природе, толетарное отношение к другим людям.
Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.
В начале 2014 – 2015 учебном году анкетирование детей и родителей воспитанников старшей группы, показало:
к 5-6 годам у 50% дошкольников отсутствует познавательный интерес к истории и культурному наследию края, станицы;
у 35 % детей отмечается низкий уровень знаний истории края и станицы;
90 % родителей не имеют возможности посещать культурные учреждения (музеи ст. Павловской и г. Краснодара) из-за высокой занятости;
40 % родителей затрудняются в знании истории г. Краснодара, края, станицы Павловской;
20 % родителей не знают и не хотят знать историю родного края, станицы.
Результаты исследования показали необходимость усиления работы в данном направлении, наполнение ее новым содержанием. Поэтому возникла необходимость изменить формы организации педагогического процесса по ознакомлению детей с особенностями края, станицы. На мой взгляд, решением данной проблемы стала разработка и реализация проекта : «Моя малая родина!». Я считаю, что метод проекта позволяет детям усвоить сложный краеведческий материал через совместный поиск решения проблемы, тем самым, делая познавательный процесс, интересным и мотивационным. Проектная деятельность развивает творческие способности дошкольников, помогает самому педагогу развиваться как творческой личности.
Цель проекта :
Воспитание гражданских чувств, чувства любви к Родине, родному краю; развитие способностей к практическому и умственному экспериментированию, речевому планированию, логическим операциям.
Задачи проекта :
Познакомить с историей, культурой, географическими особенностями
Кубани и станицы Павловской;
Развивать познавательные способности, интерес к жизни народа
Кубани в разное историческое время, к природе и людям труда, и
интеллектуальные способности, речевую культуру;
Воспитывать патриотические чувства: любви к местам, в которых
живет ребенок, к Родине, родному краю, бережное отношение к
природе, чувства сопереживания, гордость за свой народ, желание
приумножать свое богатства.
Формировать экологическую культуру у детей и их родителей, желание принимать участие в проведении мероприятий по охране окружающей среды.
Направления проектной деятельности :
• Информационный блок: Переработка теоретических материалов, подготовка познавательных рассказов.
• Технологический блок: Разработка конспектов занятий с использованием развивающего обучения
• Организационный блок: Создание предметно – развивающей среды
Вид проекта : познавательный, групповой.
Участники: дети старших групп, родители воспитанников, воспитатели старшей группы, музыкальный руководитель.
Сроки реализации: в течение года.
Основной раздел программы: познавательное развитие.
Разделы программы, содержание которых включено в проект : развитие речи, изобразительная деятельность, игровая деятельность, музыкальная деятельность, занятия по ознакомлению с окружающим миром.
Материально-технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта :
1. Подбор литературы о Краснодарском крае, станице Павловской.
2. Подбор произведений русского народного творчества.
3. Подбор наглядного материала (иллюстрации, фотографии, зарисовки).
4. Подготовка разного вида бросового материала.
5. Подготовка изобразительного материала для продуктивной деятельности.
6. Дидактические игры.
7. Проведение опытов и экспериментирование.
8. Выставки книг, рисунков, поделок.
9. Создание условий для проведения открытых мероприятий (оформление групповой комнаты, музыкального зала, холла).
Этапы проведения и реализации проекта :
I. Информационно-накопительный:
• Изучение интереса детей для определения целей проекта.
• Сбор и анализ литературы для взрослых и детей.
• Обращение к специалистам.
II. Организационно-практический
Тематические занятия: «Наша Родина - Россия», «История возникновения Кубани», «Кубань – промышленный район», «Наше прошлое и настоящее станицы Павловской», «Моя Родина станица Павловская», «Наследие кубанского казачества», «Одежда казаков».
Выставки: “Достопримечательности станицы”, “Красная книга Краснодарского края”, «Наши защитники», «Дары Кубани», «Кладовая Краснодарского края», «Природа моей малой родины».
Проектная деятельность с родителями : «Сочини рассказ о своем крае, станице», «Моя родословная», «Мой папа – защитник», «Лекарственные растения Краснодарского края».
Разработка электронно - дидактических игр по краеведению.
Разучивание стихов о родном крае кубанских поэтов.
Прослушивание музыкальных произведений и знакомство с творчеством кубанских композиторов.
Оформление кубанского уголка в группах.
Изготовление мини – музея в детском саду «Кубанская горница».
III. Презентационно - завершающий
Открытое занятие «Моя малая Родина – станица Павловская!».
Праздник совместно с родителями «Ярмарка народных умельцев».
Выставка продуктивно - творческой деятельности детей и родителей.
Защита семейных проектов (темы по выбору родителей).
Оценка этапов реализации проекта детьми.
IV. Контрольно-рефлексивный
Подведение итогов.
Блиц – турнир: «Что мы знаем о малой родине».
Необходимые условия реализации проекта :
1. Интерес детей и родителей;
2. Методические разработки,
3. Интеграция со специалистами детского сада.
Предполагаемый результат:
1. Дети владеют знания о Краснодарском крае, станице Павловской.
2. Активное участие детей в выставках, конкурсах, спортивно-патриотических мероприятиях, дискуссиях, других видах деятельности.
3. Умение выражать собственное мнение, анализировать, живо реагировать на происходящее, оказывать посильную помощь.
4. Освоение доступных знаний об истории родного Отечества.
5. Приобретение детьми дошкольного возраста навыков социального общения со взрослыми.
6. Проявление внимания и уважения к ветеранам, пожилым людям, оказание посильной помощи.
7. Активное участие родителей в воспитательно – педагогическом процессе в нравственно – патриотическом направлении.
Гипотеза:
Не следует ждать от детей взрослых форм проявления любви к родной станице, но если в ходе реализации проекта дети приобретут знания об истории Краснодарского края, станицы Павловской, символике, достопримечательностях и отражать свои впечатления в продуктивной деятельности, то можно считать, что цель и задачи проекта выполнены.
Методы проекта :
1. Наблюдение,
2. совместные игры,
3. анкетирование,
4. познавательные игровые занятия,
5. беседы.