Марина голицына
Проект «Мой любимый край родной»
▼ Скачать +Заказ
Проект «Мой любимый край родной»
Автор: Голицына Марина Владимировна, музыкальный руководитель МБДОУ детского сада № 15 г. Павлово
Актуальность:
Исторически сложилось так, что любовь к родине, семье, чтение традиций, гордость за героизм и достижения земляков в мирное и военное время всегда были национальными чертами характера гражданина, развивать которые необходимо еще до школы.
Публикация «Проект „Мой любимый край родной“» размещена в разделах
- Мой край, мой город. Краеведение
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Республика, область, край. Список городов
- Родной край, город. Проекты
- Темочки
В настоящее время все чаще встречается иная трактовка исторических событий, все более заметной стала утрата обществом патриотического сознания. В связи с этим очевидна неотложность решения острейших проблем воспитания патриотизма и гражданственности в работе с детьми дошкольного возраста.
Важнейшие задачи музыкального воспитания -приобщение детей к музыкальной культуре, развитие музыкальных способностей, творческой активности, эмоциональной отзывчивости детей, воспитание художественного вкуса через восприятие произведений о родном крае,–способствуют развитию не только музыкально-творческих способностей детей, но и патриотизма.
Работу по данному направлению можно представить как интеграцию различных видов деятельности детей и взрослых, где стержнем является праздник, направленный на формирование культуры ребенка, ознакомление с традициями и событиями родного края, места, где проживает ребенок и его семья.
Тип проекта : творческий
Вид проекта : среднесрочный, групповой
Сроки проведения проекта : 3-4 недели октября
Участники проекта : педагоги, дети 7-го года жизни, родители (законные представители)
Цель проекта : Формирование основ музыкальной культуры, развитие музыкальных способностей, творческой активности, эмоциональной отзывчивости детей, воспитание любви к родному краю, чувства гордости за достижения земляков
Задачи проекта : Формирование представлений о родном крае, его истории, достижениях
Приобщение детей к музыкальной культуре, воспитание художественного вкуса, обогащение музыкальных впечатлений детей, эмоционального отклика при восприятии произведений о родном крае, его традициях.
Совершенствование звуковысотного, ритмического, тембрового и динамического слуха.
Способствование дальнейшему формированию певческого голоса, умению петь самостоятельно, индивидуально и коллективно, с музыкальным сопровождением и без него.
Развитие умения самостоятельно импровизировать мелодии на заданную тему по образцу и без него, используя знакомые песни.
Развитие навыков танцевальных движений, умения выразительно и ритмично двигаться в соответствии с характером музыки, формирование навыков художественного исполнения образов при инсценировании песен, танцевальных постановок.
Ознакомление с произведениями в исполнении различных инструментов в оркестровой обработке, обучение игре на детских музыкальных инструментах.
Воспитание у дошкольников любви к родному краю, чувства гордости за достижения земляков.
Воспитание у детей умения самостоятельно объединяться для коллективной творческой деятельности.
Повышение педагогической культуры родителей, установление сотрудничества и партнерских отношений с целью вовлечения в единое образовательное пространство.
Ресурсное обеспечение проекта : Нормативно – правовое:Устав ДОУ, программа развития ДОУ; согласование проекта с администрацией детского сада
Материально – техническое: аудиоаппаратура, интерактивное оборудование, компьютер, сканер, принтер, ксерокс, фотокамера, микрофон, микшерный пульт, акустическая система, канцтовары, расходные материалы, выставочные стеллажи
Информационное: представление информации по реализации проекта на групповом стенде, сайте воспитателя и учреждения, на образовательных порталах сети Интернет
Учебно-методическое: подбор методической, познавательной литературы, периодических изданий, интерактивных материалов
Кадровое: совершенствование работы через повышение теоретического и практического уровня по проблеме, рганизация взаимодействия с социальными партнерами
Ожидаемые результаты: Дошкольники имеют представления о родном крае, его истории, достижениях.
Проявляют эмоциональный отклик при восприятии произведений о родном крае, его традициях.
Демонстрируют умение петь самостоятельно, индивидуально и коллективно, с музыкальным сопровождением и без него.
Самостоятельно импровизируют мелодии на заданную тему по образцу и без него, используя знакомые песни.
Умеют выразительно и ритмично двигаться в соответствии с характером музыки, художественным образом при инсценировании песен, танцевальных постановок.
Исполняют произведения на детских музыкальных инструментах.
Проявляют самостоятельность, творческие способности, коммуникативные навыки при взаимодействии со сверстниками в проектной деятельности.
Проявляют чувство любви к родному краю, чувства гордости за достижения земляков.
Родители демонстрируют повышение педагогической культуры в данном направлении, установлено сотрудничество и партнерские отношения с семьями воспитанников и другими учреждениями.
Усиление ресурсного обеспечения группы.
Итоговые мероприятия: Праздник праздник «День народного единства», вернисаж «Мой любимый край родной»
Предварительная работа: Анализ уровня сформированности музыкально-творческих способностей дошкольников.
Проведение анкетирования и интервьюирования родителей (законных представителей) с целью выявления уровня теоретических знаний и практического опыта по теме проекта, проблем педагогов
Выявление проблем, определение задач по теме проекта, изучение и подбор методической литературы; обогащение развивающей предметно-пространственной среды; разработка перспективного планирования
Этапы реализации проекта : 1 этап:
Цель: Обеспечение условий для успешной реализации проекта.
Задачи:
Обозначение проблемы, постановка цели проекта, определение задач, ожидаемых результатов
Составление плана работы
Деятельность музыкального руководителя Деятельность детей Срок
Формулировка проблемы, введение в игровую ситуацию: видеописьмо от детей детского сада из другой страны с вопросом, с вопросом, как готовятся к школе и что они знают о родном крае.
Постановка задач и предложение видов продуктов проекта. Принятие участия в информационной беседе. Принятие проблемы, включение в игровую ситуацию.
Принятие задач и продуктов проекта – подготовка вернисажа «Мой любимый край родной» и презентация его на празднике «День народного единства» 1 день
2 этап:
Цель: Выполнение задач проекта
Задачи:
Планирование деятельности всех участников образовательных отношений
Решение задач через организацию разнообразных видов детской деятельности
Деятельность музыкального руководителя Деятельность детей Срок
Составление плана деятельности.
Распределение детей по творческим подгруппам, помощь при распределении зон ответственности при организации деятельности.
Проведение мониторинговых
исследований:
Анкетирование «Гражданско-патриотическое воспитание ребенка»,
«Музыкальное воспитание-это не воспитание музыканта…воспитание человека».
Создание условий:
Помощь в изготовлении атрибутов, костюмов к сюжетным играм, народных музыкальных инструментов (трещотка, коробочка).
Привлечение семьи к взаимодействию с социальным окружением
Просветительская деятельность, направленная на повышение педагогической культуры, расширение информационного поля родителей:
Тренинг «Как создать благоприятную обстановку общения с ребенком дома».
«Домашняя фонотека»,
Рекомендации для родителей «Знакомим ребенка с родным краем».
Мотивация родителей к принятию участия в подготовке праздника «День народного единства».
Взаимодействие с педагогами:
Составление плана работы совместно с воспитателем группы и инструктором по физической культуре Участие в составлении плана
Объединение по творческим подгруппам, распределение обязанностей при подготовке продуктов детской деятельности
2 дня
3 этап
Цель:
Организация проектной деятельности в соответствии с поставленными задачами
Задачи: Формирование представлений о родном крае, его истории, достижениях
Приобщение детей к музыкальной культуре, воспитание художественного вкуса, обогащение музыкальных впечатлений детей, эмоционального отклика при восприятии произведений о родном крае, его традициях.
Совершенствование звуковысотного, ритмического, тембрового и динамического слуха.
Способствование дальнейшему формированию певческого голоса, умению петь самостоятельно, индивидуально и коллективно, с музыкальным сопровождением и без него.
Развитие умения самостоятельно импровизировать мелодии на заданную тему по образцу и без него, используя знакомые песни.
Развитие навыков танцевальных движений, умения выразительно и ритмично двигаться в соответствии с характером музыки, формирование навыков художественного исполнения образов при инсценировании песен, танцевальных постановок.
Ознакомление с произведениями в исполнении различных инструментов в оркестровой обработке, обучение игре на детских музыкальных инструментах.
Воспитание у дошкольников любви к родному краю, чувства гордости за достижения земляков.
Воспитание у детей умения самостоятельно объединяться для коллективной творческой деятельности.
Повышение педагогической культуры родителей, установление сотрудничества и партнерских отношений с целью вовлечения в единое образовательное пространство.
Усиление ресурсного обеспечения группы.
Деятельность музыкального руководителя Деятельность детей Срок
Слушание:
«Гимн Нижнего Новгорода, муз. А. Морозова, сл. Ю. Паркаева; «Гимн Российской Федерации», муз. А. Александрова, сл. С. Михалкова, «Сормовская лирическая», муз. Б. Мокроусова, сл. Е. Долматовского; «Песнь о Нижегородском крае», муз. В. Новикова; «Походный марш», «Кавалерийская», муз. Д. Кабалевского; «Песня защитники Москвы», муз. Б. Мокроусова, сл. А. Суркова, литературно-музыкальная композиция «Родина наша-колыбель героев», «Богатырские ворота» муз. М. Мусоргского (из цикла «Картинки с выставки»).
Интерактивная музыкально-дидактическая игра «Три кита»
Музыкальная викторина «Угадай мелодию»
Беседы: «Мы-жители Нижегородского края», «День народного единства в истории славного края и страны», «Нижегородские воины-защитники Отечества», «Музыкальное наследие композитора-земляка Б. Мокроусова», «Средства музыкальной выразительности в произведениях».
Обсуждение произведений художественной литературы:
пословицы и поговорки о родном крае
П. Воронько «Лучше нет родного края»; И. Трубин «Хрустальные звоны»; А. Власов, М. Горький; «Легенда о дятловых горах» П. Мельникова-Печерского; «Предание об основании Нижнего Новгорода» П. Мельникова-Печерского; легенды, предания и сказки города Нижнего Новгорода и Нижегородской области; «Нижегородская сказка» Нионка Такая и Лариса Кацман; «Минин и Пожарский» народная песня, Сказки народов Нижегородского края (марийские, татарские, мордовские, чувашские)
Пение
«Родной край», муз. Э. Костина, сл. Н. Бордюг; «На горе-то калина», русская народная мелодия; «Гимн Нижегородской области» сл. В. Шамшурин, муз. Л. Сивухин; «Сормовская лирическая», сл. Е. Долматовский, муз. Б. Мокроусов, «Край родной», сл. и муз. Е. Гомоновой; «Осень пришла», муз. и сл. С. Юдиной, «Гимн Нижнего Новгорода, муз. А. Морозова, сл. Ю. Паркаева; «Моя Россия», муз. Г. Струве, «Здравствуй, Родина моя!», муз. Ю, Чичкова, сл. К. Ибряева.
Концерт «Мы о Родине поём».
Сольное исполнение (микрофон)
Творческая продуктивная деятельность (рисование) «Мы о крае родном и рисуем, и поём»
Продуктивная деятельность (аппликация) -изготовление флажков (российских)-подарок родителям на празднике «День народного единства»)
Песенное творчество
Творческий конкурс «Придумай мелодию» «Плясовая», муз. Т. Ломовой; «Марш», муз. М. Красева.
Досуг «Любим петь мы и играть, и попевки
сочинять».
Музыкально-ритмические движения
Карточки-схемы (моделирование композиции движений хоровода)
«Служить России» муз. Э. Ханок, сл. И. Резник (аудиозапись);
Хоровод «На горе- то калина», рус. нар. Мелодия, «Хоровод», муз. Т. Попатенко.
Музыкально-дидактическая игра «Ритмическое лото»
Музыкальная викторина «Угадай мелодию».
Музыкально-игровое и танцевальное творчество
Танцевальная мозаика «Русский перепляс» : «Плетень», рус. нар. мелодия;
«Эх, лапти» рус. нар. Мелодия.
Эстафета «Преодолей препятствия!»
Игры – состязания: «Богатырские забавы»
Игра в «криночки»;«Сражение».
Досуг «Хоровод мы заведём, и станцуем, и споём»
Игра на детских музыкальных инструментах
Марш, плясовая. «Я на горку шла», «Во поле берёза стояла», рус. нар. мелодии.
Иллюстрации с изображением музыкальных инструментов.
Интерактивная игра-викторина «Узнай инструмент».
Интерактивная игра «Узнай инструмент»
Настольная игра «Лото», «Музыкальные инструменты»
Вечер загадок (загадки про музыкальные инструменты).
Звуковая книжка «Узнай инструмент».
Взаимодействие с воспитателем:
Беседы: «Мы-жители Нижегородского края», «День народного единства в истории славного края и страны», «Нижегородские воины-защитники Отечества».
Электронные ресурсы: СD диски «Защитники Нижегородского края», «Край мой древний, край великий», «Знаменитые люди, герои земли Нижегородской»
Просмотр и обсуждение видеоматериала Мультфильм «Нижегородская область» из цикла «Мульти-Россия», 2007г
Участие в создании вернисажа
Решение проблемных ситуаций «Где и у кого можно узнать о родном крае?», «Кого можно поздравить в день народного единства?»
Коллекционирование и рассматривание:
Фотографии и открытки «Нижегородский край», значки- магниты, марки с символами Нижегородского края, иллюстраций, посвященных событиям народного ополчения, народностей Нижегородского края и их национальных костюмов
Взаимодействие с инструктором по физической культуре:
Народные игры Нижегородского края:
Игра в «криночки»; «Тюлень (олень)
Подвижные игры: «Сражение»; Эстафета «Преодолей препятствия!»;
Игры – состязания: «Богатырские забавы»
Образовательный процесс детского сада, направленный на установление сотрудничества и партнерских отношений с целью вовлечения родителей в единое образовательное пространство:
Участие в создании вернисажа
Подготовка видеоматериалов о Нижегородском крае
Индивидуальные поручения: альбомы
Участие в творческих, исследовательских конкурсах
Составление индивидуальных рассказов о проведенных выходных в интересных места родного края, рассказов по теме с позиции семьи (+фото, детское творчество, «Герои в нашей семье» Слушание:
«Гимн Нижнего Новгорода, муз. А. Морозова, сл. Ю. Паркаева; «Гимн Российской Федерации», муз. А. Александрова, сл. С. Михалкова, «Сормовская лирическая», муз. Б. Мокроусова, сл. Е. Долматовского; «Песнь о Нижегородском крае», муз. В. Новикова; «Походный марш», «Кавалерийская», муз. Д. Кабалевского; «Песня защитники Москвы», муз. Б. Мокроусова, сл. А. Суркова, литературно-музыкальная композиция «Родина наша-колыбель героев», «Богатырские ворота» муз. М. Мусоргского (из цикла «Картинки с выставки»).
Интерактивная музыкально-дидактическая игра «Три кита»
Музыкальная викторина «Угадай мелодию»
Беседы: «Мы-жители Нижегородского края», «День народного единства в истории славного края и страны», «Нижегородские воины-защитники Отечества», «Музыкальное наследие композитора-земляка Б. Мокроусова», «Средства музыкальной выразительности в произведениях».
Обсуждение произведений художественной литературы:
пословицы и поговорки о родном крае
П. Воронько «Лучше нет родного края»; И. Трубин «Хрустальные звоны»; А. Власов, М. Горький; «Легенда о дятловых горах» П. Мельникова-Печерского; «Предание об основании Нижнего Новгорода» П. Мельникова-Печерского; легенды, предания и сказки города Нижнего Новгорода и Нижегородской области; «Нижегородская сказка» Нионка Такая и Лариса Кацман; «Минин и Пожарский» народная песня, Сказки народов Нижегородского края (марийские, татарские, мордовские, чувашские)
Пение
«Родной край», муз. Э. Костина, сл. Н. Бордюг; «На горе-то калина», русская народная мелодия; «Гимн Нижегородской области» сл. В. Шамшурин, муз. Л. Сивухин; «Сормовская лирическая», сл. Е. Долматовский, муз. Б. Мокроусов, «Край родной», сл. и муз. Е. Гомоновой; «Осень пришла», муз. и сл. С. Юдиной, «Гимн Нижнего Новгорода, муз. А. Морозова, сл. Ю. Паркаева; «Моя Россия», муз. Г. Струве, «Здравствуй, Родина моя!», муз. Ю, Чичкова, сл. К. Ибряева.
Концерт «Мы о Родине поём».
Сольное исполнение (микрофон)
Творческая продуктивная деятельность (рисование) «Мы о крае родном и рисуем, и поём»
Продуктивная деятельность (аппликация) -изготовление флажков (российских)-подарок родителям на празднике «День народного единства»)
Песенное творчество
Творческий конкурс «Придумай мелодию» «Плясовая», муз. Т. Ломовой; «Марш», муз. М. Красева.
Этюды «Над Волгой широкой, на стрелке далекой.»
Потешки, считалки, рус. нар. попевки. («Тень, тень, поте-тень», «Чигарики-чок-чигарок.», «Уж я колышки тешу…», «Братцы, братцы…»
Творческое задание «Музыкальное эхо».
Досуг «Любим петь мы и играть, и попевки
сочинять».
Музыкально-ритмические движения
Карточки-схемы (моделирование композиции движений хоровода)
«Служить России» муз. Э. Ханок, сл. И. Резник (аудиозапись);
Хоровод «На горе- то калина», рус. нар. Мелодия, «Хоровод», муз. Т. Попатенко.
Музыкально-дидактическая игра «Ритмическое лото»
Музыкальная викторина «Угадай мелодию».
Музыкально-игровое и танцевальное творчество
Танцевальная мозаика «Русский перепляс» :
«Плетень», рус. нар. мелодия;
«Эх, лапти» рус. нар. Мелодия.
Игры: «Тюлень (олень, «Подушечка», «Как у дядьки Трифона» (русские народные игры Нижегородской области); «На горе-то калина», русская народная мелодия
Эстафета «Преодолей препятствия!»
Игры – состязания: «Богатырские забавы»
Игра в «криночки»;«Сражение».
Досуг «Хоровод мы заведём, и станцуем, и споём»
Музыкально-дидактическая игра «Придумай танец».
Игра на детских музыкальных инструментах
Марш, плясовая. «Я на горку шла», «Во поле берёза стояла», рус. нар. мелодии.
Иллюстрации с изображением музыкальных инструментов.
Интерактивная игра-викторина «Узнай инструмент».
Интерактивная игра «Узнай инструмент»
Настольная игра «Лото», «Музыкальные инструменты»
Вечер загадок (загадки про музыкальные инструменты).
Звуковая книжка «Узнай инструмент».
Праздник «День народного единства»
Взаимодействие с воспитателем:
Беседы: «Мы-жители Нижегородского края», «День народного единства в истории славного края и страны», «Нижегородские воины-защитники Отечества».
Этюды по впечатлениям от прочитанных произведений, просмотра фильмов
Электронные ресурсы: СD диски «Защитники Нижегородского края», «Край мой древний, край великий», «Знаменитые люди, герои земли Нижегородской»
Просмотр и обсуждение видеоматериала Мультфильм «Нижегородская область» из цикла «Мульти-Россия», 2007г
Конструктивно-модельная деятельность:
«Нижегородский кремль», «Город- мосты, дороги, транспорт», «Корабль», «Танк», «Самолет», «Паровоз», ангар для военной техники для сюжетной игры, схемы, иллюстрации
Участие в создании вернисажа
Решение проблемных ситуаций «Где и у кого можно узнать о родном крае?», «Кого можно поздравить в день народного единства?»
Коллекционирование и рассматривание:
Фотографии и открытки «Нижегородский край», значки- магниты, марки с символами Нижегородского края, иллюстраций, посвященных событиям народного ополчения, народностей Нижегородского края и их национальных костюмов
Взаимодействие с инструктором по физической культуре:
Народные игры Нижегородского края:
Игра в «криночки»; «Тюлень (олень)
Подвижные игры: «Сражение»; Эстафета «Преодолей препятствия!»;
Игры – состязания: «Богатырские забавы»
Образовательный процесс детского сада, направленный на установление сотрудничества и партнерских отношений с целью вовлечения родителей в единое образовательное пространство:
Участие в создании вернисажа
Участие в творческих, исследовательских конкурсах
Составление индивидуальных рассказов о проведенных выходных в интересных места родного края, рассказов по теме с позиции семьи (+фото, детское творчество, «Герои в нашей семье» 6 дней
4 этап
Цель: Презентация итогового продукта
Задачи:
Формирование навыков построения устных сообщений о проделанной работе
Развитие интонационной выразительности речи
Закрепление умений согласовывать свои действия с действиями партнеров
Деятельность музыкального руководителя Деятельность детей Срок
Подготовка к презентации итоговых продуктов для выпускников детского сада. Игровая ситуация: запись на видеокамеру с тем, чтобы переслать детям детского сада из другой страны, (пригласительные билеты для родителей (законных представителей, специалистов).
Организация презентации итоговых продуктов проекта. Подготовка к презентации итоговых продуктов для детей из детского сада другой страны.
Представление продуктов деятельности: вернисаж «Мой любимый край родной»
- праздник «День народного единства» 1 день
Список литературы
1. Антонова Г. А., Ельцова О. М., Николаева Н. Н. «Воспитание духовности чрез приобщение дошкольников к традиционной праздничной культуре русского народа», С-Пб. : Детство-Пресс, 2012г.
2. Веракса Н. Е., Комарова Т. С., Васильева М. А. От рождения до школы. Образовательная программа дошкольного образования. М. : Мозаика-Синтез, 2015г.
3. Дунаева А. С. «Дал присягу-назад ни шагу!», С-Пб., ООО «Детство-пресс», 2016г.
4. Зеленова Н. Г., Осипова Л. Е. «Мы живем в России», М. : Скрипторий-2003, 2013г.
5. Картушина М. Ю. «Праздник Победы», М. : Сфера, 2013г.
6. Конкевич С. В. «Беседы с детьми о Великой Отечественной войне 5-7 лет», С-Пб., ООО «Детство-пресс»,в соответствии с ФГОС 1-2 выпуск, 2019г.
7. Зацепина М. Б. «Дни воинской славы» Патриотическое воспитание дошкольников 3-7лет. М. : Мозаика-Синтез, 2012г.
8. Комарова Т. С., Савенков А. И. Коллективное творчество дошкольников. М. : Педагогическое общество России, 2018 г.
9. Скопинцева О. «Развитие художественного творчества старших дошкольников», М. : Сфера, 2018г.
10. Интернет-ресурсы:https://uobrpavlovo.ru/ https://nsportal.ru/ https://dohcolonoc.ru/