Юлия Вахрушина
Проект «Мой любимый город Заволжье»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 47 «Ладушки»
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
«МОЙ ЛЮБИМЫЙ ГОРОД - ЗАВОЛЖЬЕ»
с детьми подготовительной к школе группы № 7 «Дюймовочка»
общеразвивающей направленности
г. Заволжье
2020
Тип проекта : познавательный, творческий.
Продолжительность проекта : среднесрочный 01.02-30.03.2020 г.
Участники проекта : воспитанниками подготовительной к школе группы № 17, воспитатели, родители, специалисты МБДОУ.
Публикация «Проект „Мой любимый город Заволжье“» размещена в разделах
Актуальность проекта : Патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из самых актуальных задач нашего времени. Огромные изменения произошли в нашей стране за последние годы. Изменилась не только жизнь, но и мы сами. Это касается нравственных ценностей, отношения к событиям нашей истории. У детей искажены представления о патриотизме, доброте, великодушии. Изменилось и отношение людей к Родине. Сегодня материальные ценности доминируют над духовными.
Государство, в настоящее время, пытается восстанавливать утраченное в гражданах страны, в том числе и в детях чувство патриотизма и гражданственности. В настоящее время реализуются государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016–2020 годы» (утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2015г. №1493, ориентированная на все социальные слои и возрастные группы граждан России. Государственная программа определила основные пути патриотического воспитания, цели и задачи, которые направлены на «поддержание общественной и экономической стабильности, упрочения единства и дружбы народов»
Реформирование системы дошкольного образования, введение Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образованияе ще более конкретно нацеливает нас на работу в данном направлении. Основными принципами дошкольного образования, в соответствии с ФГОС ДО, являются: приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества, государства; формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности. А социальная ситуация, в которой растет современный дошкольник, такова, что его в несемейное и внутрисемейное окружение зачастую не в полной мере способствует развитию у него привязанности к своей Родине, воспитанию гражданских чувств. Поэтому воспитание патриотизма – одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы в дошкольном учреждении.
Следует подчеркнуть, что в настоящее время выходит достаточно много методической литературы по данному вопросу. Авторы предполагают непосредственную передачу знаний детям, что не способствует поддержанию их познавательного интереса и проявлению патриотических чувств. Поэтому возникла необходимость в построении взаимодействий педагога с детьми с акцентом на пробуждение поисковой активности самих детей, развитие их инициативы, побуждение к творческому выполнению заданий, проявлению своих чувств. Введение проектной деятельности в работу с дошкольниками является одним из средств активизации познавательного и творческого развития ребенка. Коммуникативные навыки, нравственные качества, приобретаемые детьми в ходе реализации проекта, становятся достоянием их личного опыта.
Диагностические наблюдения за детьми в группах старшего дошкольного возраста, показали, что не все дети знают названия своих улиц и домашний адрес, дети не были в музеях города, не называют его достопримечательности, у детей не развито чувство гордости за достижения своих соотечественников, плохо знакомы с природными богатствами своей «малой Родины». Также дети затрудняются в планировании своей деятельности, общение в играх конфликтно, сдержанны в проявлении инициативы. Поэтому было принято решение разработать и апробировать проект «Наш любимый город – Заволжье», направленный на воспитание у детей чувства патриотизма и любви к родному городу.
Работа по реализации проекта строится поэтапно через организацию совместной партнерской деятельности взрослого с детьми, создание условий для самостоятельной деятельности детей, организацию взаимодействия с семьями воспитанников.
Основными направлениями работы по ознакомлению детей с родным городом стало : «Настоящее города Заволжье»
Целью данного проекта является воспитание у детей чувств патриотизма и любви к родному городу.
Исходя из цели сформулированы следующие задачи проекта :
• Способствовать осознанию детей сути понятия Родины как места, где человек родился;
• Поощрять инициативу детей, проявление интереса к прошлому и настоящему родного города Заволжье, его достопримечательностям, основным занятиям Заволжан, замечательным людям, прославившим свой край, родной природе, обобщая их представления для формирования понятия «малой Родины»;
• Поддерживать инициативу в проявлении добрых дел и поступков к людям, родному городу и природе, памятникам архитектуры;
• Способствовать сотрудничеству с родителями и представителями социума по воспитанию патриотических чувств у старших дошкольников к «малой Родине» через проектную деятельность.
• Обогащать развивающую предметно-пространственную среду материалами и продуктами партнерской деятельности (игровыми макетами, лэпбуками, тематическими альбомами, подборкой литературы, коллекциями открыток, дидактическими играми, созданными в ходе проектов по тематике «малой Родины»
Этапы реализации проекта :
Первый этап - подготовительный.
1. Довести до участников проекта важность данной темы.
2. Разработка творческой группой перспективного плана мероприятий, направленных на формирование патриотических чувств к своей малой Родине
3. Знакомство родителей (законных представителей) с планом мероприятий проекта «Наш любимый город - Заволжье».
4. Изучение психолого-педагогической литературы по данной проблеме;
5. Проектирование развивающей предметно-пространственной среды, разработка методического материала по взаимодействию с детьми и родителями
6. Подбр иллюстративного материала, художественной литературы, пословиц, поговорок, дидактических игр.
7. Анкетирование родителей на тему «Воспитание патриотического самосознания в семье»
8. Диагностирование «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников по направлению «Мой город» (методика Ястребцова О. А.)
Второй этап – основной.
Реализация основных видов деятельности по направлениям проекта со всеми учасниками проекта : дети, педагоги, родители, социальные партнеры
Третий этап – итоговый.
Сбор и обработка методических и практических материалов, обобщение материалов проекта, проведение итогового мероприятия.
Предполагаемый результат:
• Дети осознают суть понятия Родины, как места, где человек родился;
• Проявляют интерес к истории города Заволжье, его достопримечательностям, основным занятиям Заволжан, замечательным людям, прославившим свой край, родной природе;
• Проявляют заботу о живых объектах (птицах, растениях, рыбах, с желанием участвуют в природоохранных акциях; совершают добрые поступки и дела по отношению к людям, родному городу, памятникам архитектуры;
• Повысилась компетентность педагогов по воспитанию нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста к своей «малой Родине», используя разнообразные виды детской деятельности;
• Сформировано партнерское взаимодействие родителей с педагогами по вопросам становления нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста к своей «малой Родине»;
В группах пополнились уголки нравственно-патриотического воспитания новыми пособиями, играми, лэпбуками, альбомами, макетами, художественной литературой, продуктами детской деятельности
СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ ПО ЭТАПАМ:
Проектные мероприятия
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
Работа
с детьми Диагностика, создание заинтересованности у детей (введение детей в тему через сюрпризные моменты, создание игровой ситуации, творческое задание – сочинение на тему «Моя улица», «Мой дом», «Мой город»); формирование проблемы проекта через «Модель трех вопросов».
Работа
по группе Внесение в группу книг, макета родного города, дидактических игр. Создание картотеки пословиц, поговорок о патриотизме. Анализ наполнения уголка нравственно-патриотческого воспитания, подготовка к конкурсу «Лучший уголок нравственно-патриотического воспитания»
Работа с педагогами Самооценка компетентности педагогов в вопросе патриотического воспитания дошкольников через знакомство детей с родным городом.
Дискуссионный клуб «Актуальность патриотического воспитания в современном обществе»
работа с родителями Анкетирование на тему «Воспитание патриотического самосознания в семье». Ознакомление родителей с темой проекта на консультациях «Роль семьи в воспитании патриотических чувств у дошкольников», «С семьи начинается Родина»
взаимодействие с социумом Экскурсии в музей истории города Заволжье, прогулки по городу, тематические встречи в библиотеке.
ОСНОВНОЙ ЭТАП
цель
Накопление детьми необходимых знаний по теме проекта
работа
с детьми
• Составление книги рассказов «Как моя семья появилась в городе Заволжье»
• Знакомство с архитектурными строениями на территории города Заволжье (вокзал, Дворец культуры, площадь Ленина, Гидроэлектростанция и др)
• Знакомство с достопримечательностями города (памятник В. И. Ленину, памятник Ю. А. Гагарину, вечный огонь и др.)
• Беседа «Где работают наши родители?» - знакомство с современными предприятиями нашего города (РЖД, ЗМЗ, ГЭС и т. д.)
• Беседа «Улицы нашего города» - знакомство с историей их названия, расположением
• Целевые прогулки по улицам города
• Беседа «Наше Заволжье – частичка России»
• Чтение стихов о Заволжье
• Рассматривание фотоальбомов «Мое Заволжье», «Любимое местечко города», «Дорога до детского сада»
• Выставка рисунков «Профессии моих родителей»
• Дидактические игры: «Собери картинку», «Назови, что изображено», «Что где находится?», «Путешествие по карте Заволжья»
• Совместное рисование «Наша улица», «Что мы видели в музее», «Природа родного города»
• Составление коллажа «Мой город», «Карта города Заволжье»
• Беседы «Мой город – моя малая Родина», «Моя семья – частичка нашего города»
• Прослушивание песен о родном городе
• Викторина «Знатоки родного города»
• Показ презентаций: «Моя малая Родина», «Улицы Заволжья»
• Сочинение рассказов «Из окна, из окна наша улица видна»
• Беседа «Знакомство с символикой города и Нижегородской области»
• Посещение выставок рисунков местных художников «Край родной»
работа по группе Подбор видеотеки с мультфильмами, презентациями о городе; пополнение среды играми, альбомами, макетами, лэпбуками, изготовление атрибутов к сюжетным играм. Изготовление фотогазет, создание творческих выставок.
работа с родителями Мастер-классы по организации семейных прогулок по городу, подбор материалов и изготовление презентаций по проекту; изготовление макетов, дидактических игр, элементов костюмов, составление вертуальных экскурсий «Заводы города», «Любимые места отдыха в городе Заволжье», «Путешествие на Волгу» и т. д. Участие с детьми в акциях «Кормушка для парка», «Очистим берег Волги», «Помоги бездомным животным», «Цветы для города», «Помоги Ветерану (войны, труда)» и т. д.
Взаимодействие с социумом Экскурсии по достопримечательностям города, к аллее «Почетные граждане города Заволжья», памятникам города и т. д., посещение музеев города, выставочных залов и т. д.
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
работа
с детьми • Итоговое мероприятие: развлечение «Путешествие по родному городу» (все дошкольные группы,
• Викторина «Знаем город наш на пять, но хотим еще узнать!» для детей старших и подготовительных групп
работа
по группе • Выпуск стенгазеты «Это все о нашем городе»
• Презентация продуктов проекта (альбомы, музеи, лэпбуки и т. д.)
Работа с педагогами • Фестиваль проектов по патриотическому воспитанию
• Педсовет «Эффективность работы по формированию патриотических чувст у дошкольников к своей «малой» Родине в условиях ДОО»
• Подведение итогов проекта, транслируемость опыта в журналах и сборниках, размещение информации по проекту на сайте МБДОУ
работа
с родителями • Конкурс рисунков «Любимое место в моем городе»
• Фотоотчет по проекту, размещение материала на страничке группы, на сайте МБДОУ
Заключение:
Весь комплекс мероприятий проекта «Наш любимый город – Заволжье», направлен на то, чтобы пробудить у детей чувство восхищения городом, неповторимостью его облика, красотой улиц, площадей, скверов, парка и мемориалов. Предложенные виды деятельности основаны на принципах доступности предлагаемой информации в соответствии с возрастом дошкольников, деятельностного подхода и перехода от личностно значимых для ребенка фактов к культурно-историческим.
В процессе работы по воспитанию чувства любви к родному городу большое значение следует придавать трудовой деятельности детей, важно обратить их внимание на труд для других, на то, что все окружающее ребенка, сделано руками людей разных профессий, благодаря усилиям которых город становится чище и лучше. И, наверное, самым главным в этой работе наряду с профессиональным мастерством и знаниями воспитателя является его собственное ярко выраженное отношение к родному городу и его истории.
Приложение 1
Комплекс дидактических игр для детей в рамках реализации познавательно-творческого проекта «Наш любимый город – Заволжье»
1. Дидактическая игра «Собери картинку»
Цели:
• Уточнить знания детей о родном городе, его достопримечательностях;
• Развивать мышление, связную речь;
• Формировать умение составлять короткий рассказ.
Воспитатель раздает детям разрезные картинки с изображением достопримечательностей Заволжья, на оборотной стороне которых наклеена бумага разных цветов. Воспитанники, получившие картинки одного цвета, образуют команду и садятся за стол, отмеченный аналогичным цветом. Каждая команда собирает картинку, а один из представителей команды рассказывает, что на ней изображено.
2. Дидактическая игра «Назови, что изображено»
Цель:
• Уточнить знания детей о родном городе, его достопримечательностях
Дети выстраиваются в круг. Воспитатель раздает им открытки с изображением достопримечательностей города Заволжье. Дошкольники по очереди называют то, что изображено на открытке, доставшейся каждому из них. Затем под песню о Заволжье они пердают открытку по кругу. Когда музыка заканчивается, дети снова называют, что изображено у них ан открытке. Игра проводится несколько раз
3. Дидактическая игра «Что покажем, куда повезем»
Цели:
• Расширить знания детей о достопримечательностях Заволжья;
• Формировать умения приводить аргументы в пользу своего утверждения.
Воспитатель просит детей представить, что в город приехал человек, который ничего о нем не знает. Дошкольники предлагают, куда его можно отвести и что показать, аргументируют свои советы и рекомендации.
Потом можно нарисовать ему фото на память об их городе.
4. Дидактическая игра «узнай по описанию»
Цели:
• Закреплять представления о достопримечательностях города Заволжья;
• Активизировать мышление и воображение
Воспитатель предлагает детям послушать короткие рассказы о достопримечательностях города, отгадывать и называть их.
5. Дидактическая игра «Все ли верно, докажи»
Цели:
• Закреплять занни о городе Заволжье;
• Развивать мышление и воображение;
• Формировать умение приводить аргументы в пользу своего утверждения.
Воспитатель предлагает детям внимательно послушать высказывание и определить, верно ли оно, привести аргументы в пользу своего утверждения.
Примеры утверждений:
• Город Заволжье старый, древний город.
• Город стоит на реке Мойке.
• Город находится на правом берегу реки и др.
6. Дидактическая игра «Найди отличия»
Цели:
• Обучить детей сравнению характерных особенностей старого и современного города;
• Закреплять знания о родном городе;
• Воспитывать интерес к настоящему и прошлому города Заволжье
Воспитатель предлагает детям рассмотреть две иллюстрации: на одной изображен современный ород. На другой – город в начале развития.
Дошкольники должны сравнить, какие были дороги, транспорт, как одеты люди, какие дома, рассказать, как все выглядит сейчас.